Дополнительное образование. Олимпиадная математика 4кл.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Решение олимпиадных задач по математике» (далее – Программа) разработана с учетом действующих федеральных, региональных нормативно-правовых документов и локальных актов, имеет естественнонаучную направленность, рассчитана на базовый уровень освоения.
Актуальность Программы
Развитие интеллектуальных способностей – одна из составляющих общего развития младших школьников. Одним из эффективных способов решения этой проблемы является развитие математических способностей, логического мышления и пространственного воображения учащихся, формирование элементов логической и алгоритмической грамотности.
Данная Программа позволит учащимся ознакомиться с интересными вопросами математики, выходящими за рамки школьной программы, расширить представление о математической науке. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением, закрепит интерес у детей к познавательной деятельности, будет способствовать общему интеллектуальному развитию.
Педагогическая целесообразность Программы
Обучение по данной Программе вызывает интерес учащихся к математике, способствует развитию творческих способностей, кругозора, привитию навыков самостоятельной работы; развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, грамотному использованию символики, правильному применению математической терминологии. Решение нестандартных задач способствует пробуждению и развитию у обучающихся устойчивого интереса к математике.
Отличительные особенности Программы
Содержание Программы соответствует познавательным возможностям обучающихся данной возрастной категории и позволяет им работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию.
«Обучение не только математике, но и математикой» - ведущая идея Программы, направленная на усиление общекультурного звучания математического образования и повышения его значимости для формирования личности ребенка. Содержание Программы ориентировано на формирование у обучающихся умений наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, что позволяет им освоить эвристические приемы рассуждения, логику.
Цель и задачи Программы
Цель Программы: прививать интерес к математике через успешное
решение задач повышенной трудности, формировать основы логико- математического мышления, пространственного воображения.
Задачи Программы:
Обучающие:
- обучатьосновнымприемамрешенияматематическихзадач повышенной трудности;
- формировать навыки измерения наиболее распространённыхвеличин;
- обучать правильному применению математическойтерминологии;
- обобщать опыт применения алгоритмов арифметических действий для вычислений, в том числе при решении задач повышеннойтрудности;
- обучать основам геометрических построений.
Воспитательные:
- воспитывать самостоятельность, уверенность в своих силах;
- воспитыватьценностноеотношениекзнаниям,интерескизучаемому предмету;
- воспитывать трудолюбие, стремление добиваться поставленнойцели.
Развивающие:
- развивать речь, применять терминологию для описанияматематических объектов и процессов окружающего мира вколичественном и пространственном отношениях;
- развивать потребности узнавать новое, стремиться использовать математические знания и умения в повседневнойжизни;
- развивать мышление: умение анализировать, обобщать, систематизировать знания и, таким образом, обогащатьматематический опыт.
Категория обучающихся
Программа предназначена для детей 9-11 лет с повышенной мотивацией к математике.
Срок реализации Программы
Программа рассчитана на 1 год обучения, 102 часа.
Формы организации образовательной деятельности и режим занятий
Форма организации образовательной деятельности – групповая.
На занятиях применяется дифференцированный, индивидуальный подход к каждому обучающемуся.
Количество детей в группе – 30 человек.
Занятия проводятся 3 раза в неделю по 1 часу.
Планируемые результаты освоения Программы
В результате освоения Программы
обучающиеся будут знать:
- основы счёта иизмерения;
- числа от 1 до 1000 и математические действия сними;
- исла-великаны (миллион, миллиард и др.) и ихпоследовательность;
- основные геометрические фигуры;
обучающиеся будут уметь:
- выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовымивыражениями;
- решать текстовые задачи повышенной трудности;
- определять наиболее эффективные способы достижениярезультата;
- выполнять и строить алгоритмы и стратегии вигре;
- исследовать, распознавать и изображать геометрическиефигуры;
- работать с таблицами, схемами, графиками идиаграммами;
- представлять, анализировать и интерпретироватьданные;
- самостоятельно приниматьрешения;
обучающиеся будут владеть:
- основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математическойречи;
- начальнымопытомпримененияматематическихзнанийдлярешения познавательных и практических задач;
у обучающихся будут развиваться:
- коммуникативныенавыки;
- самодисциплина.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Учебный (тематический) план
№ п/п |
Названия разделов и тем |
Количество часов: |
Формы аттестации /контроля |
||
Всего |
Теория |
Практика |
|||
Вводное занятие |
1 |
1 |
- |
Педагогическое наблюдение |
|
Магия чисел |
39 |
15 |
24 |
|
|
2.1. |
Удивительный мир математики |
6 |
3 |
3 |
Педагогическое наблюдение. Тест |
2.2. |
Из истории математики |
6 |
3 |
3 |
Математическая игра |
2.3. |
Цифры и операции над ними |
6 |
3 |
3 |
Решение практических задач |
2.4. |
Секреты чисел |
6 |
3 |
3 |
Решение практических задач |
2.5. |
Волшебный круг. Дроби |
6 |
3 |
3 |
Решение тестов |
2.6. |
Игры с числами |
3 |
- |
3 |
Решение практических задач |
2.7. |
Математические игры |
3 |
- |
3 |
Викторина |
2.8. |
Путешествие в древний Рим |
3 |
- |
3 |
Творческая работа |
Мир занимательных задач |
15 |
3 |
12 |
|
|
3.1. |
Интеллектуальная разминка |
3 |
- |
3 |
Решение практических задач |
3.2. |
Математический лабиринт |
3 |
- |
3 |
Решение практических задач |
3.3. |
От секунды до столетия |
3 |
- |
3 |
Практическая работа |
3.4. |
Это было в старину |
6 |
3 |
3 |
Практическая работа |
Геометрический калейдоскоп |
45 |
15 |
30 |
|
|
4.1. |
Путешествие в страну Геометрия |
6 |
3 |
3 |
Решение практических задач |
4.2. |
Геометрические фигуры. Их преображение |
3 |
- |
3 |
Творческая работа |
4.3. |
Геометрический калейдоскоп |
3 |
- |
3 |
Тестирование |
4.4. |
Геометрия вокруг нас |
6 |
3 |
3 |
Решение практических задач |
4.5. |
Путешествие точки |
3 |
- |
3 |
Практическая работа |
4.6. |
Тайны окружности |
6 |
3 |
3 |
Практическая работа |
4.7. |
Измерение геометрических величин |
3 |
- |
3 |
Практическая работа |
4.8. |
Таинственный многоугольник |
6 |
3 |
3 |
Практическая работа |
4.9. |
Занимательное моделирование |
6 |
3 |
3 |
Практическая работа |
4.10. |
Геометрическая мозаика |
3 |
|
3 |
Решение задач |
Содержание учебного (тематического) плана
Раздел 1. Вводное занятие
Теория. Вводный инструктаж по технике безопасности. Математика –
царица наук: рассуждения о значении математики в жизни людей и общества. Просмотр видеофильма «Математика как наука».
Раздел 2. Магия чисел
Тема 2.1. Удивительный мир математики
Теория. Удивительный мир математики. Знакомство с основными разделами математики.
Практика. Решение теста.
Тема 2.2. Из истории математики
Теория. Из истории цифр: правила счета и запись чисел у древних людей. Вклад Архимеда в развитие математики. История возникновения знаков «+», «-», «=». Линейке 220 лет. Презентации: «Как люди научились считать и записывать числа», «Знакомьтесь: Архимед!», «Математические знаки».
Практика. Игры «Сколько», «Поставь числа». Приемы измерения длины, игра «Математический поезд».
Тема 2.3. Цифры и операции над ними
Теория. Загадочная цифра 0. История цифр от 1 до 10. Презентации: «От 1 до 10», «Праздник числа».
Практика. Игры «Число и цифру знаю я», «Занимайка». Математические загадки и ребусы.
Тема 2.4. Математические игры
Теория. Числа от 1 до 1000. Секреты сложения (вычитания) и умножения (деления) в пределах 1000. Числа-великаны: миллион, миллиард, триллион и т.д.
Практика. Математические головоломки, занимательные задачи. Построение математических пирамид: «Сложение в пределах 1000», «Вычитание в пределах 1000», «Умножение», «Деление». Игры: «Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Чья сумма больше?», «Гонки с зонтиками» (по выбору учащихся). «Спичечный» конструктор: перекладывание нескольких спичек в соответствии с условием.
Тема 2.5. Секреты чисел
Теория. Числовой палиндром – число, которое читается одинаково слева направо и справа налево.
Практика. Числовые головоломки: запись чисел 24, 30 и др. тремя одинаковыми цифрами.
Тема 2.6. Волшебный круг
Теория. Дроби. Правила сравнения дробей. Деление заданной фигуры на равные части.
Практика. Математические игры с дробными числами.
Тема 2.7. Игры с числами
Практика. Математические игры: «Отгадай задуманное число», «У кого какая цифра». Решение математических загадок, числовых головоломок, требующих от учащихся логических рассуждений. Математическиеигры: «Веселыйсчёт»,«Неподведидруга»,«Счастливыйслучай».Решениепримероввнесколькодействий.Математическиеигры:«Знайсвойразряд», «Числа-великаны».
Тема 2.3. Путешествие в древний Рим
Теория. Римские цифры. Как читать римские цифры.
Практика. Решение примеров с использованием римских цифр.
Раздел 3. Мир занимательных задач
Тема 3.1. Интеллектуальная разминка
Теория. Интеллектуальная разминка. Способы решения ребусов и кроссвордов.
Практика. Расшифровка закодированных слов. Восстановление
примеров: объяснить, какая цифра скрыта; проверить, перевернув карточку. Решениеисоставлениеребусов, содержащихчисла:ви3на,100л,про100р, ко100чка, 40а, 3буна, и100рия и др. Конструктор «Спички». Игры: «Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Чья сумма больше?».
Тема 3.2. Математический лабиринт
Практика. Игры: «Крестики-нолики на бесконечной доске», «Морской бой» и др., конструкторы «Монтажник», «Строитель», «Полимино», «Паркеты и мозаики» и др. Составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку). Задачи с недостающими данными, с избыточным составом условия. Задачи на доказательство. Задачи в стихах. Решение нестандартных задач. Задачи-шутки. Задачи-смекалки. Заполнение числового кроссворда (какуро). Алгоритм умножения (деления) трёхзначного числа на однозначное число: поиск «спрятанных» цифр в записирешения. Решение головоломок-шуток и головоломок на логику и смекалку.
Тема 3.3. От секунды до столетия
Теория. Время и его единицы: час, минута, секунда; сутки,неделя, месяц, год, век.
Практика. Одна секунда в жизни класса. Цена одной минуты.Что происходитзаоднуминутувгороде(стране,мире).Сборинформации.Что успевает сделать ученик за одну минуту, один час, за день, за сутки? Составление различных задач, используя данные о возрасте своих родственников.
Тема 3.4. Это было в старину
Теория. Старинные русские меры длины и массы: пядь, аршин, вершок, верста, пуд, фунт идр.
Практика.Решениестаринныхзадач.Работастаблицей«Старинныерусские мерыдлины».
Раздел 4. Геометрическая калейдоскоп
Тема 4.1. Путешествие в страну Геометрия
Теория. Геометрия – математическая наука. Презентация «Геометрия вокруг нас». Просмотр мультфильма «В стране Геометрия».
Практика. Решение геометрических задач.
Тема 4.2. Геометрические фигуры. Их преображение
Теория. Геометрические фигуры: квадрат, прямоугольник и треугольник, их свойства. Презентация «Наглядная геометрия». «Танграм» – древняя китайская головоломка.
Практика. Преобразование геометрических фигур на плоскости по заданной программе и составление своих подобных заданий. Спичечный конструктор: веселые палочки для составления геометрических фигур. Игры- головоломки: «Танграм», «Пифагор».
Тема 4.3. Геометрический калейдоскоп
Теория. Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия.
Практика. Закономерности в геометрических узорах. Игры- головоломки конструктора «Танграм». Игра «Волшебная палочка». Игра «Лучший лодочник». Спичечный конструктор: построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условиями.
Тема 4.4. Геометрия вокруг нас
Теория. Геометрия вокруг нас. Задачи, формирующие геометрическую наблюдательность.
Практика. Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность. Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Решение задач на деление заданной фигуры на равные части.
ФОРМЫ КОНТРОЛЯ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Виды контроля
- Входнойконтроль:проверказнанийучащихсянаначальномэтапеосвоенияПрограммы.ПроводитсявначалереализацииПрограммыв виде входноготестирования.
- Текущийконтроль:отслеживаниеактивностиобучающихсяврешении практическихзадач.
- Итоговый контроль: проверка знаний, умений, навыков по итогам реализации Программы. Математическаявикторина.
Критерии оценки достижения планируемых результатов
Уровни освоения Программы |
Результат |
Высокий уровень освоения Программы |
Учащиеся демонстрируют высокую заинтересованность в учебной, познавательной и творческой деятельности, составляющей содержание Программы. Показывают отличное знание теоретического материала, практическое применение знаний. |
Средний уровень освоения Программы |
Учащиеся демонстрируют достаточную заинтересованность в учебной, познавательной и творческой деятельности, составляющей содержание Программы. Показывают хорошее знание теоретического материала, практическое применение знаний требует незначительной доработки. |
Низкий уровень освоения Программы |
Учащиеся демонстрируют низкий уровень заинтересованности в учебной, познавательной и творческой деятельности, составляющей содержание Программы. На итоговом тестировании показывают недостаточное знание теоретического материала, практическая работа не соответствует требованиям. |
ОРГАНИЗАЦИОННО - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Программа является инструментом целевого развития математических способностей детей. Занятия по дополнительному образованию проводятся в отдельном помещении. Рабочее место педагога оснащено современными техническими средствами обучения. Предметно-развивающая среда соответствует интересам и потребностям детей, целям и задачам Программы.
В процессе обучения дети и педагог должны строго соблюдать правила техники безопасности труда. На занятиях используются материалы, безопасность которых подтверждена санитарно-эпидемиологическим заключением.
Материально-техническое обеспечение программы
Занятия по Программе должны осуществляться в соответствии с Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.4.3172-14.
Для успешной реализации Программы необходимо материально- техническое обеспечение: персональный компьютер, принтер и мультимедийный проектор или мультимедийная доска.
Методические особенности (механизм) реализации Программы
Методическое обеспечение Программы включает в себя дидактические принципы иметоды.
При подготовке к занятиям большое внимание уделяется нормам организации учебного процесса и дидактическим принципам. Прежде всего это принцип наглядности, так как психофизическое развитие обучающихся, на которое рассчитана данная Программа, характеризуется конкретно-образным мышлением. Следовательно, учащиеся способны полностью усвоить материал при осуществлении практической деятельности с применением предметной (практические упражнения), изобразительной (учебно-наглядные пособия) и словесной (образная речь педагога) наглядности. Естественно, что достижение поставленной цели в учебно-воспитательной деятельности во многом зависит от системности и последовательности в обучении. При строгом соблюдении логики учащиеся постепенно овладевают знаниями, умениями и навыками. Ориентируясь на этот принцип, педагог составляет учебно-тематическое планирование все же с учетом возможности его изменения. Большое внимание также уделяется принципам доступности в обучении, методу активности, связи теории с практикой, прочности овладения знаниями и умениями.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативно-правовые документы
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образованиив Российской Федерации»;
- Концепцияразвитиядополнительногообразованиядетей(утвержденараспоряжениемПравительстваРоссийскойФедерацииот04сентября 2014г.№ 1726-р);
- ПриказМинпросвещенияРоссии№196от09.11.2018«ОбутвержденииПорядкаорганизациииосуществленияобразовательнойдеятельности подополнительнымобщеобразовательным программам»;
- Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы): приложение к письму Министерства образования и наукиРоссийской Федерации от 18.11.15 № 09-3242);
- «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» (Приложение № 3 кСанПиНу 2.4.4.3172-14).
- Приказ Департамента образования города Москвы № 922 от 17.12.2014 г. «О мерах по развитию дополнительного образования детей в 2014–2015 учебном году» (в редакции от 07.08.2015 г. № 1308, от 08.09.2015 г. №2074, от 30.08.2016 г. № 1035, от 31.01.2017 г. №30).
Список литературы, используемой при написании программы
- АгарковаН.В.Нескучнаяматематика.1–4классы/Н.В.Агаркова.–Волгоград:Учитель,2019.
- Дорофеев Г.В., Миракова Т.Н., Бука Т.Б. Программы и учебно- методический комплекс «Перспектива», под редакцией Л.Ф. Климановой. - М.: Просвещение,2018.
- Игнатьев Е.И. «В царстве смекалки или Арифметика длявсех» / Е.И. Игнатьев. – М.: Книговек, 2018.
- УзороваО.В. Всяматематикасконтрольнымивопросамиивеликолепнымиигровымизадачами.1–4классы/О.В.Узорова, Е.А.Нефедова.– М.:Просвещение,2019.
Список литературы для педагога
- Гарднер Мартин. Математические чудеса и тайны. – М.: Наука,2018.
- Зубков Л.Б. Игры с числами и словами. – СПб: Кристалл,2017.
- ИгнатьевЕ.И.«Вцарствесмекалки,илиАрифметикадлявсех»/Е.И.Игнатьев.– М.: Книговек,2019.
- Игры со спичками: Задачи и развлечения / сост. А.Т. Улицкий, Л.А. Улицкий. — Минск: Фирма «Вуал»,2018.
- Лавриненко,Т.А.Заданияразвивающегохарактерапоматематике/Т.А.Лавриненко.–Саратов: Лицей,2018.
- Методикаработысзадачамиповышеннойтрудностивначальнойшколе[Текст]/ М.: Панорама,2017.
- Сухин И.Г. Занимательные материалы / И.Г. Сухин. – М.: «Вако»,2018.
- ТрудневВ.П.Внекласснаяработапоматематикевначальнойшколе:пособие для учителей. —М.: Просвещение,2019.
- УзороваО.В. Всяматематикасконтрольнымивопросамиивеликолепнымиигровымизадачами.1–4классы/О.В.Узорова, Е.А.Нефедова.– М.:Просвещение,2019.
- Холодова О.А. Юным умницам и умникам. Курс развития познавательных способностей / О.А. Холодова. – М.: РОСТкнига,2017.
- Чекин А.Л., Чуракова Р.Г. Программа по математике. –М.: Академкнига, 2019.
Список литературы, рекомендуемой для учащихся и родителей
- Гороховская Г.Г. Решение нестандартных задач — средство развития логического мышления младших школьников // Начальная школа. — 2019. — №7.
- Захарова О.А. Математика. 1 класс [Текст]: тетрадь для самостоятельных работ № 1 / О.А. Захарова, Е. П. Юдина. – М.: Академкнига,2019.
- СухинИ.Г.Судокуисуперсудокунашестнадцатиклеткахдлядетей.— М.: АСТ,2016.
- Перельман И. Живая математика [Текст] / И. Перельман. — М.: Триада- литера,2018.
Электронные образовательные ресурсы
- Российская страница международного математическогоконкурса «Кенгуру»: [Электронный ресурс]. URL: http://konkurs-kenguru.ru. Клубучителейначальнойшколы«4ступени»:[Электронныйресурс].URL:http://4stupeni.ru/stady.
- ГоловоЛомка: головоломки, загадки, задачки, фокусы, ребусы: [Электронный ресурс]. URL:http://puzzle-ru.blogspot.com.
- 1 сентября. Открытый урок. Математические фокусы: [Электронный ресурс]. URL:http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn-- p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/522740/.
- 1 сентября. Открытый урок. Математические фокусы: [Электронный ресурс]. URL:http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn-- p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/313993/.
- Коллекция: Математические фокусы: [Электронный ресурс].URL: http://trick.fome.ru/main-5.html.