Дополнительное образование. Олимпиадная математика 4кл.

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Решение олимпиадных задач по математике» (далее – Программа) разработана с учетом действующих федеральных, региональных нормативно-правовых документов и локальных актов, имеет естественнонаучную направленность, рассчитана на базовый уровень освоения.

Актуальность Программы

Развитие интеллектуальных способностей – одна из составляющих общего развития младших школьников. Одним из эффективных способов решения этой проблемы является развитие математических способностей, логического мышления и пространственного воображения учащихся, формирование элементов логической и алгоритмической грамотности.

Данная Программа позволит учащимся ознакомиться с интересными вопросами математики, выходящими за рамки школьной программы, расширить представление о математической науке. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением, закрепит интерес у детей к познавательной деятельности, будет способствовать общему интеллектуальному развитию.

Педагогическая целесообразность Программы

Обучение по данной Программе вызывает интерес учащихся к математике, способствует развитию творческих способностей, кругозора, привитию навыков самостоятельной работы; развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, грамотному использованию символики, правильному применению математической терминологии. Решение нестандартных задач способствует пробуждению и развитию у обучающихся устойчивого интереса к математике.

Отличительные особенности Программы

Содержание Программы соответствует познавательным возможностям обучающихся данной возрастной категории и позволяет им работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию.

«Обучение не только математике, но и математикой» - ведущая идея Программы, направленная на усиление общекультурного звучания математического образования и повышения его значимости для формирования личности ребенка. Содержание Программы ориентировано на формирование у обучающихся умений наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, что позволяет им освоить эвристические приемы рассуждения, логику.

Цель и задачи Программы

Цель Программы: прививать интерес к математике через успешное

решение задач повышенной трудности, формировать основы логико- математического мышления, пространственного воображения.

Задачи Программы:

Обучающие:

- обучатьосновнымприемамрешенияматематическихзадач повышенной трудности;

- формировать навыки измерения наиболее распространённыхвеличин;

- обучать правильному применению математическойтерминологии;

- обобщать опыт применения алгоритмов арифметических действий для вычислений, в том числе при решении задач повышеннойтрудности;

- обучать основам геометрических построений.

Воспитательные:

- воспитывать самостоятельность, уверенность в своих силах;

- воспитыватьценностноеотношениекзнаниям,интерескизучаемому предмету;

- воспитывать трудолюбие, стремление добиваться поставленнойцели.

Развивающие:

- развивать речь, применять терминологию для описанияматематических объектов и процессов окружающего мира вколичественном и пространственном отношениях;

- развивать потребности узнавать новое, стремиться использовать математические знания и умения в повседневнойжизни;

- развивать мышление: умение анализировать, обобщать, систематизировать знания и, таким образом, обогащатьматематический опыт.

Категория обучающихся

Программа предназначена для детей 9-11 лет с повышенной мотивацией к математике.

Срок реализации Программы

Программа рассчитана на 1 год обучения, 102 часа.

Формы организации образовательной деятельности и режим занятий

Форма организации образовательной деятельности – групповая.

На занятиях применяется дифференцированный, индивидуальный подход к каждому обучающемуся.

Количество детей в группе – 30 человек.

Занятия проводятся 3 раза в неделю по 1 часу.

Планируемые результаты освоения Программы

В результате освоения Программы

обучающиеся будут знать:

- основы счёта иизмерения;

- числа от 1 до 1000 и математические действия сними;

- исла-великаны (миллион, миллиард и др.) и ихпоследовательность;

- основные геометрические фигуры;

обучающиеся будут уметь:

- выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовымивыражениями;

- решать текстовые задачи повышенной трудности;

- определять наиболее эффективные способы достижениярезультата;

- выполнять и строить алгоритмы и стратегии вигре;

- исследовать, распознавать и изображать геометрическиефигуры;

- работать с таблицами, схемами, графиками идиаграммами;

- представлять, анализировать и интерпретироватьданные;

- самостоятельно приниматьрешения;

обучающиеся будут владеть:

- основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математическойречи;

- начальнымопытомпримененияматематическихзнанийдлярешения познавательных и практических задач;

у обучающихся будут развиваться:

- коммуникативныенавыки;

- самодисциплина.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Учебный (тематический) план

№ п/п

Названия разделов и тем

Количество часов:

Формы аттестации

/контроля

Всего

Теория

Практика

 

Вводное занятие

1

1

-

Педагогическое

наблюдение

 

Магия чисел

39

15

24

 

2.1.

Удивительный мир математики

6

3

3

Педагогическое

наблюдение. Тест

2.2.

Из истории математики

6

3

3

Математическая

игра

2.3.

Цифры и операции над ними

6

3

3

Решение

практических задач

2.4.

Секреты чисел

6

3

3

Решение

практических задач

2.5.

Волшебный круг. Дроби

6

3

3

Решение тестов

2.6.

Игры с числами

3

-

3

Решение

практических задач

2.7.

Математические игры

3

-

3

Викторина

2.8.

Путешествие в древний Рим

3

-

3

Творческая работа

 

Мир занимательных задач

15

3

12

 

3.1.

Интеллектуальная разминка

3

-

3

Решение

практических задач

3.2.

Математический лабиринт

3

-

3

Решение практических задач

3.3.

От секунды до столетия

3

-

3

Практическая

работа

3.4.

Это было в старину

6

3

3

Практическая

работа

 

Геометрический калейдоскоп

45

15

30

 

4.1.

Путешествие в страну Геометрия

6

3

3

Решение практических

задач

4.2.

Геометрические фигуры. Их

преображение

3

-

3

Творческая работа

4.3.

Геометрический калейдоскоп

3

-

3

Тестирование

4.4.

Геометрия вокруг нас

6

3

3

Решение

практических задач

4.5.

Путешествие точки

3

-

3

Практическая

работа

4.6.

Тайны окружности

6

3

3

Практическая

работа

4.7.

Измерение геометрических

величин

3

-

3

Практическая

работа

4.8.

Таинственный многоугольник

6

3

3

Практическая

работа

4.9.

Занимательное моделирование

6

3

3

Практическая

работа

4.10.

Геометрическая мозаика

3

 

3

Решение задач

 

Содержание учебного (тематического) плана

Раздел 1. Вводное занятие

Теория. Вводный инструктаж по технике безопасности. Математика –

царица наук: рассуждения о значении математики в жизни людей и общества. Просмотр видеофильма «Математика как наука».

Раздел 2. Магия чисел

Тема 2.1. Удивительный мир математики

Теория. Удивительный мир математики. Знакомство с основными разделами математики.

Практика. Решение теста.

Тема 2.2. Из истории математики

Теория. Из истории цифр: правила счета и запись чисел у древних людей. Вклад Архимеда в развитие математики. История возникновения знаков «+», «-», «=». Линейке 220 лет. Презентации: «Как люди научились считать и записывать числа», «Знакомьтесь: Архимед!», «Математические знаки».

Практика. Игры «Сколько», «Поставь числа». Приемы измерения длины, игра «Математический поезд».

Тема 2.3. Цифры и операции над ними

Теория. Загадочная цифра 0. История цифр от 1 до 10. Презентации: «От 1 до 10», «Праздник числа».

Практика. Игры «Число и цифру знаю я», «Занимайка». Математические загадки и ребусы.

Тема 2.4. Математические игры

Теория. Числа от 1 до 1000. Секреты сложения (вычитания) и умножения (деления) в пределах 1000. Числа-великаны: миллион, миллиард, триллион и т.д.

Практика. Математические головоломки, занимательные задачи. Построение математических пирамид: «Сложение в пределах 1000», «Вычитание в пределах 1000», «Умножение», «Деление». Игры: «Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Чья сумма больше?», «Гонки с зонтиками» (по выбору учащихся). «Спичечный» конструктор: перекладывание нескольких спичек в соответствии с условием.

Тема 2.5. Секреты чисел

Теория. Числовой палиндром – число, которое читается одинаково слева направо и справа налево.

Практика. Числовые головоломки: запись чисел 24, 30 и др. тремя одинаковыми цифрами.

Тема 2.6. Волшебный круг

Теория. Дроби. Правила сравнения дробей. Деление заданной фигуры на равные части.

Практика. Математические игры с дробными числами.

Тема 2.7. Игры с числами

Практика. Математические игры: «Отгадай задуманное число», «У кого какая цифра». Решение математических загадок, числовых головоломок, требующих от учащихся логических рассуждений. Математическиеигры: «Веселыйсчёт»,«Неподведидруга»,«Счастливыйслучай».Решениепримероввнесколькодействий.Математическиеигры:«Знайсвойразряд», «Числа-великаны».

Тема 2.3. Путешествие в древний Рим

Теория. Римские цифры. Как читать римские цифры.

Практика. Решение примеров с использованием римских цифр.

Раздел 3. Мир занимательных задач

Тема 3.1. Интеллектуальная разминка

Теория. Интеллектуальная разминка. Способы решения ребусов и кроссвордов.

Практика. Расшифровка закодированных слов. Восстановление

примеров: объяснить, какая цифра скрыта; проверить, перевернув карточку. Решениеисоставлениеребусов, содержащихчисла:ви3на,100л,про100р, ко100чка, 40а, 3буна, и100рия и др. Конструктор «Спички». Игры: «Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Чья сумма больше?».

Тема 3.2. Математический лабиринт

Практика. Игры: «Крестики-нолики на бесконечной доске», «Морской бой» и др., конструкторы «Монтажник», «Строитель», «Полимино», «Паркеты и мозаики» и др. Составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку). Задачи с недостающими данными, с избыточным составом условия. Задачи на доказательство. Задачи в стихах. Решение нестандартных задач. Задачи-шутки. Задачи-смекалки. Заполнение числового кроссворда (какуро). Алгоритм умножения (деления) трёхзначного числа на однозначное число: поиск «спрятанных» цифр в записирешения. Решение головоломок-шуток и головоломок на логику и смекалку.

Тема 3.3. От секунды до столетия

Теория. Время и его единицы: час, минута, секунда; сутки,неделя, месяц, год, век.

Практика. Одна секунда в жизни класса. Цена одной минуты.Что происходитзаоднуминутувгороде(стране,мире).Сборинформации.Что успевает сделать ученик за одну минуту, один час, за день, за сутки? Составление различных задач, используя данные о возрасте своих родственников.

Тема 3.4. Это было в старину

Теория. Старинные русские меры длины и массы: пядь, аршин, вершок, верста, пуд, фунт идр.

Практика.Решениестаринныхзадач.Работастаблицей«Старинныерусские мерыдлины».

Раздел 4. Геометрическая калейдоскоп

Тема 4.1. Путешествие в страну Геометрия

Теория. Геометрия – математическая наука. Презентация «Геометрия вокруг нас». Просмотр мультфильма «В стране Геометрия».

Практика. Решение геометрических задач.

Тема 4.2. Геометрические фигуры. Их преображение

Теория. Геометрические фигуры: квадрат, прямоугольник и треугольник, их свойства. Презентация «Наглядная геометрия». «Танграм» – древняя китайская головоломка.

Практика. Преобразование геометрических фигур на плоскости по заданной программе и составление своих подобных заданий. Спичечный конструктор: веселые палочки для составления геометрических фигур. Игры- головоломки: «Танграм», «Пифагор».

Тема 4.3. Геометрический калейдоскоп

Теория. Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия.

Практика. Закономерности в геометрических узорах. Игры- головоломки конструктора «Танграм». Игра «Волшебная палочка». Игра «Лучший лодочник». Спичечный конструктор: построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условиями.

Тема 4.4. Геометрия вокруг нас

Теория. Геометрия вокруг нас. Задачи, формирующие геометрическую наблюдательность.

Практика. Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность. Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Решение задач на деление заданной фигуры на равные части.

ФОРМЫ КОНТРОЛЯ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Виды контроля

Входнойконтроль:проверказнанийучащихсянаначальномэтапеосвоенияПрограммы.ПроводитсявначалереализацииПрограммыв виде входноготестирования.

Текущийконтроль:отслеживаниеактивностиобучающихсяврешении практическихзадач.

Итоговый контроль: проверка знаний, умений, навыков по итогам реализации Программы. Математическаявикторина.

Критерии оценки достижения планируемых результатов

Уровни освоения Программы

Результат

Высокий уровень освоения Программы

Учащиеся демонстрируют высокую заинтересованность в учебной, познавательной и творческой деятельности, составляющей содержание Программы. Показывают отличное знание теоретического материала, практическое применение знаний.

Средний уровень освоения Программы

Учащиеся демонстрируют достаточную заинтересованность в учебной, познавательной и творческой деятельности, составляющей содержание Программы. Показывают хорошее знание теоретического материала, практическое применение знаний требует незначительной доработки.

Низкий уровень освоения Программы

Учащиеся демонстрируют низкий уровень заинтересованности в учебной, познавательной и творческой деятельности, составляющей содержание Программы. На итоговом тестировании показывают недостаточное знание теоретического материала, практическая работа не соответствует требованиям.

 

ОРГАНИЗАЦИОННО - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Программа является инструментом целевого развития математических способностей детей. Занятия по дополнительному образованию проводятся в отдельном помещении. Рабочее место педагога оснащено современными техническими средствами обучения. Предметно-развивающая среда соответствует интересам и потребностям детей, целям и задачам Программы.

В процессе обучения дети и педагог должны строго соблюдать правила техники безопасности труда. На занятиях используются материалы, безопасность которых подтверждена санитарно-эпидемиологическим заключением.

Материально-техническое обеспечение программы

Занятия по Программе должны осуществляться в соответствии с Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.4.3172-14.

Для успешной реализации Программы необходимо материально- техническое обеспечение: персональный компьютер, принтер и мультимедийный проектор или мультимедийная доска.

Методические особенности (механизм) реализации Программы

Методическое обеспечение Программы включает в себя дидактические принципы иметоды.

При подготовке к занятиям большое внимание уделяется нормам организации учебного процесса и дидактическим принципам. Прежде всего это принцип наглядности, так как психофизическое развитие обучающихся, на которое рассчитана данная Программа, характеризуется конкретно-образным мышлением. Следовательно, учащиеся способны полностью усвоить материал при осуществлении практической деятельности с применением предметной (практические упражнения), изобразительной (учебно-наглядные пособия) и словесной (образная речь педагога) наглядности. Естественно, что достижение поставленной цели в учебно-воспитательной деятельности во многом зависит от системности и последовательности в обучении. При строгом соблюдении логики учащиеся постепенно овладевают знаниями, умениями и навыками. Ориентируясь на этот принцип, педагог составляет учебно-тематическое планирование все же с учетом возможности его изменения. Большое внимание также уделяется принципам доступности в обучении, методу активности, связи теории с практикой, прочности овладения знаниями и умениями.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Нормативно-правовые документы

- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образованиив Российской Федерации»;

- Концепцияразвитиядополнительногообразованиядетей(утвержденараспоряжениемПравительстваРоссийскойФедерацииот04сентября 2014г.№ 1726-р);

- ПриказМинпросвещенияРоссии№196от09.11.2018«ОбутвержденииПорядкаорганизациииосуществленияобразовательнойдеятельности подополнительнымобщеобразовательным программам»;

- Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы): приложение к письму Министерства образования и наукиРоссийской Федерации от 18.11.15 № 09-3242);

- «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» (Приложение № 3 кСанПиНу 2.4.4.3172-14).

- Приказ Департамента образования города Москвы № 922 от 17.12.2014 г. «О мерах по развитию дополнительного образования детей в 2014–2015 учебном году» (в редакции от 07.08.2015 г. № 1308, от 08.09.2015 г. №2074, от 30.08.2016 г. № 1035, от 31.01.2017 г. №30).

Список литературы, используемой при написании программы

- АгарковаН.В.Нескучнаяматематика.1–4классы/Н.В.Агаркова.–Волгоград:Учитель,2019.

- Дорофеев Г.В., Миракова Т.Н., Бука Т.Б. Программы и учебно- методический комплекс «Перспектива», под редакцией Л.Ф. Климановой. - М.: Просвещение,2018.

- Игнатьев Е.И. «В царстве смекалки или Арифметика длявсех» / Е.И. Игнатьев. – М.: Книговек, 2018.

- УзороваО.В. Всяматематикасконтрольнымивопросамиивеликолепнымиигровымизадачами.1–4классы/О.В.Узорова, Е.А.Нефедова.– М.:Просвещение,2019.

Список литературы для педагога

- Гарднер Мартин. Математические чудеса и тайны. – М.: Наука,2018.

- Зубков Л.Б. Игры с числами и словами. – СПб: Кристалл,2017.

- ИгнатьевЕ.И.«Вцарствесмекалки,илиАрифметикадлявсех»/Е.И.Игнатьев.– М.: Книговек,2019.

- Игры со спичками: Задачи и развлечения / сост. А.Т. Улицкий, Л.А. Улицкий. — Минск: Фирма «Вуал»,2018.

- Лавриненко,Т.А.Заданияразвивающегохарактерапоматематике/Т.А.Лавриненко.–Саратов: Лицей,2018.

- Методикаработысзадачамиповышеннойтрудностивначальнойшколе[Текст]/ М.: Панорама,2017.

- Сухин И.Г. Занимательные материалы / И.Г. Сухин. – М.: «Вако»,2018.

- ТрудневВ.П.Внекласснаяработапоматематикевначальнойшколе:пособие для учителей. —М.: Просвещение,2019.

- УзороваО.В. Всяматематикасконтрольнымивопросамиивеликолепнымиигровымизадачами.1–4классы/О.В.Узорова, Е.А.Нефедова.– М.:Просвещение,2019.

- Холодова О.А. Юным умницам и умникам. Курс развития познавательных способностей / О.А. Холодова. – М.: РОСТкнига,2017.

- Чекин А.Л., Чуракова Р.Г. Программа по математике. –М.: Академкнига, 2019.

Список литературы, рекомендуемой для учащихся и родителей

- Гороховская Г.Г. Решение нестандартных задач — средство развития логического мышления младших школьников // Начальная школа. — 2019. — №7.

- Захарова О.А. Математика. 1 класс [Текст]: тетрадь для самостоятельных работ № 1 / О.А. Захарова, Е. П. Юдина. – М.: Академкнига,2019.

- СухинИ.Г.Судокуисуперсудокунашестнадцатиклеткахдлядетей.— М.: АСТ,2016.

- Перельман И. Живая математика [Текст] / И. Перельман. — М.: Триада- литера,2018.

Электронные образовательные ресурсы

- Российская страница международного математическогоконкурса «Кенгуру»: [Электронный ресурс]. URL: http://konkurs-kenguru.ru. Клубучителейначальнойшколы«4ступени»:[Электронныйресурс].URL:http://4stupeni.ru/stady.

- ГоловоЛомка: головоломки, загадки, задачки, фокусы, ребусы: [Электронный ресурс]. URL:http://puzzle-ru.blogspot.com.

- 1 сентября. Открытый урок. Математические фокусы: [Электронный ресурс]. URL:http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn-- p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/522740/.

- 1 сентября. Открытый урок. Математические фокусы: [Электронный ресурс]. URL:http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn-- p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/313993/.

- Коллекция: Математические фокусы: [Электронный ресурс].URL: http://trick.fome.ru/main-5.html.

    Добавить отзыв
         
    Заполните обязательное поле
    Необходимо согласие на обработку персональных данных
    Повторная отправка формы через: