Дополнительное образование. Путь к успеху 4кл.

Пояснительная записка

Творчество – человеческая деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей. Оно предполагает наличие у человека мотивов, способностей, знаний и умений.

Развивать творческие способности детей – это потребность общества, жизни, практики обучения и воспитания подрастающего поколения. Уже в начальных классах нужно прививать ученику стремление к постоянному пополнению знаний с помощью самообразования, воспитывать его внутреннее побуждение, расширять свой общий и специальный кругозор.

Программа кружка «Путь к успеху» рассчитана на учащихся 8-10 лет, которые обладают повышенной учебной мотивацией.

Цель: развитие креативности (предполагает осознание и развитие её в себе).

Задачи:

  1. Развивать коммуникативные навыки.
  2. Формировать четкую, грамотную речь, умение выражать в речи наблюдаемые свойства и отношения
  3. Развивать произвольное внимание, умение наблюдать, сравнивать, обобщать рассуждать по аналогии.
  4. Убирать барьеры, препятствующие актуализации творческих ресурсов.

Курс занятий кружка рассчитан на 102 часа (по три академических часа в неделю) и разделён на три блока.

Критерии эффективности:

  • организация активной деятельности ученика в учебно-воспитательном процессе;
  •  формирование мотива предстоящей деятельности;
  •  использование различных, в том числе и технических, источников знаний;
  •  обучение учащихся различным способам переработки информации;
  •  личностно-ориентированный подход;
  •  опора на сильные стороны ученика;
  •  опора на самостоятельность и самодеятельность ученика и др.

Планируемые результаты освоения Программы

В результате освоения Программы

обучающиеся будут знать:

- основы счёта иизмерения;

- числа от 1 до 1000 и математические действия сними;

- числа-великаны (миллион, миллиард и др.) и ихпоследовательность;

- основные геометрические фигуры;

- осознавать роль языка и речи в жизни людей;

- эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

- понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

- обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).

обучающиеся будут уметь:

- выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовымивыражениями;

- решать текстовые задачи повышенной трудности;

- определять наиболее эффективные способы достижениярезультата;

- выполнять и строить алгоритмы и стратегии вигре;

- исследовать, распознавать и изображать геометрическиефигуры;

- работать с таблицами, схемами, графиками идиаграммами;

- представлять, анализировать и интерпретироватьданные;

- самостоятельно приниматьрешения;

- определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;

- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;

- учиться работать по предложенному учителем плану

- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

- преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

- слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;

- выразительно читать и пересказывать текст;

- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;

- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

- Различать приставки и предлоги. Писать предлоги раздельно со словами, приставки – слитно.

- Разбирать слова по составу.

- Проверять написание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных в корне слова.

- Работать со словарем. Группировать и подбирать слова на определенные правила.

- Различать разделительные твердый (ъ) и мягкий (ь) знаки, писать с ними слова.

- Составлять рассказы по картинке. Пересказывать текст.

- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

обучающиеся будут владеть:

- основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математическойречи;

- начальнымопытомпримененияматематическихзнанийдлярешения познавательных и практических задач;

у обучающихся будут развиваться:

- коммуникативныенавыки;

- самодисциплина.

Концепция программы опирается на следующие теоретические положения психологии и педагогики:

  1. Образование и учение – не есть воздействие учителя на ученика, старшего на младшего, но есть совместный труд в процессе познания. Причем, в совместной деятельности идет поиск ответа на возникшие в процессе работы вопросы, что способствует накоплению теоретических знаний и практических умений.
  2. Для получения целостного представления о мире и его законах не следует накапливать большое количество разнородных примеров или фактов, подтверждающих каждый закон в отдельности, бывает достаточным подробно рассмотреть одно явление природы или искусства, но рассмотреть его во всем разнообразии связей с другими.
  3. В силу особенностей детского мышления и восприятия, преобладания индуктивного процесса познания над дедуктивным, конкретного мышления над абстрактным, единичного над общим, эмоционального над рациональным, современная педагогика предлагает ориентироваться при обучении детей на их эмоциональный интерес к предмету обучения.

Тематическое планирование

Название темы

Количество часов

Форма контроля

1 БЛОК Занятия-треннинги по актуализации творческих способностей (34 часа)

 

 

Вводное занятие.
Беглость мышления. Подбор предметов в группу по их характерным признакам.

3 часа

Входная диагностика

 

Творческое воображение.
Изменение привычных вещей с помощью символичной разработки деталей.

3 часа

Выполнение упражнений

 

Придумывание символов для понятий.
Передача идей и мыслей при помощи символов.

2 час

Практическая работа Тестирование

 

Семантическая беглость.
Семантическая гибкость.

3 час

Выполнение упражнений. Тестирование

 

Гибкость, точность и оригинальность мышления.
Отражение идеи в образном виде.
Создание композиции с определёнными целями.

2 часа

Выполнение упражнений. Тестирование

 

Образная беглость и гибкость.
Классификация образной информации разными способами.
Оригинальности мышления и экспрессивность.

3 часа

Работа с текстом. Тестирование

 

Вербальная беглость.
Ассоциации.
Создание выразительных рисунков в заданном контуре.

2 часа

Выполнение упражнений

 

Оригинальность мышления. Вербальная беглость.
Придумывание оригинальных историй.

3 часа

Практическая работа Тестирование

 

Придумывание символов для понятий.
Передача идеи и мысли при помощи символов.

2 часа

Выполнение упражнений. Тестирование

 

Семантическая беглость и гибкость.

2 час

Выполнение упражнений. Тестирование

 

Работа с символической информацией для передачи сообщений.
Поиск нестандартных стратегий.

2 часа

Работа с текстом. Тестирование

 

Отражение идей в образном виде.
Создавать композиции с определёнными целями.

3 часа

Выполнение упражнений

 

Способность классифицировать образную информацию разными способами.

2 час

Практическая работа Тестирование

 

Вербальная беглость. Ассоциации.
Создание выразительных рисунков в заданном контуре.

2 часа.

Выполнение упражнений. Тестирование

 

Итого: 34 часа

 

 

2 БЛОК. Логические рассуждения и умозаключения (математика)( 34 часа)

 

 

 

Анализ и синтез.

  • Найди существенное. Матрицы
  • Узнавание предметов по заданным признакам.
  • Анаграммы и шифры.
  • Логические задачи.

8 часа

Выполнение упражнений

 

Сравнение. Суждение и умозаключение.

  • Магические квадраты.
  • Математические кроссворды.
  • Числовые горизонтали.
  • Хитрые подсчёты.
  • Головоломки с неповторяющимися цифрами.
  • Занимательные игры. Логические задачи.

12 часа

Практическая работа Тестирование

 

Аналогия и обобщение.

  • Понятия аналогии и обобщения.
  • Логические задачи.

4 часа

Выполнение упражнений. Тестирование

 

Классификация.

  • Классификация по размеру, цвету, форме.
  • Логические задачи.

4 часа

Практическая работа Тестирование

 

Множество.

  • Элементы множества. Диаграмма Венна. Подмножество.
  • Пересечение множеств. Свойства пересечения.
  • Объединение множеств. Свойства объединения.
  • Логические задачи.

5 часов

Выполнение упражнений. Тестирование

 

Итоговое занятие. Олимпиада.

1 час.

Олимпиада

 

Итого: 34 часа

 

 

3 БЛОК. Искусство слова и речи (русский язык) (34 часа)

 

 

 

Работа над словом. Многозначность слов. Синонимы. Антонимы. Омонимы.

5 час

Практическая работа Тестирование

 

Переносное значение слов.

2 час

Выполнение упражнений. Тестирование

 

Корень слова. Однокоренные слова. 
Родственные слова и формы слов.

3 час

Практическая работа Тестирование

 

Сказочные и иностранные языки.
ВЫХОД: придумывание заданий со сказочными словами.

3 часа.

Выполнение упражнений. Тестирование

 

Ребусы. Шарады.
ВЫХОД: придумывание ребусов и шарад.

3 часа

Практическая работа Тестирование

 

Волшебница анаграмма. Словарные цепочки.
ВЫХОД: придумывание анаграмм, словарных цепочек.

3 часа

Практическая работа Тестирование

 

Работа с фразеологизмами.

  • Фразеологические обороты и их употребление в речи.
  • Фразеологизмы-антонимы.
  • История происхождения некоторых фразеологизмов.

5 часа

Выполнение упражнений. Тестирование

 

Искусство речи.

  • Сочинение по данному началу.
  • Цветовые диалоги.

4 часа

Практическая работа Тестирование

 

Откуда пришли слова.

  • Этимология слов названий животных и растений.
  • Скатерть-самобранка.
  • Транспорт. Наш гардероб.
  • Кое-что о школе.
  • Слова не самые приятные.

5 часов

Выполнение упражнений. Тестирование

 

Итоговое занятие. Презентация творческих работ.

1 час

Проектная конференция

 

 

Итого: 34 часа

 

 

 

102 часов