Дополнительное образование. Путь к успеху 4кл.
Пояснительная записка
Творчество – человеческая деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей. Оно предполагает наличие у человека мотивов, способностей, знаний и умений.
Развивать творческие способности детей – это потребность общества, жизни, практики обучения и воспитания подрастающего поколения. Уже в начальных классах нужно прививать ученику стремление к постоянному пополнению знаний с помощью самообразования, воспитывать его внутреннее побуждение, расширять свой общий и специальный кругозор.
Программа кружка «Путь к успеху» рассчитана на учащихся 8-10 лет, которые обладают повышенной учебной мотивацией.
Цель: развитие креативности (предполагает осознание и развитие её в себе).
Задачи:
- Развивать коммуникативные навыки.
- Формировать четкую, грамотную речь, умение выражать в речи наблюдаемые свойства и отношения
- Развивать произвольное внимание, умение наблюдать, сравнивать, обобщать рассуждать по аналогии.
- Убирать барьеры, препятствующие актуализации творческих ресурсов.
Курс занятий кружка рассчитан на 102 часа (по три академических часа в неделю) и разделён на три блока.
Критерии эффективности:
- организация активной деятельности ученика в учебно-воспитательном процессе;
- формирование мотива предстоящей деятельности;
- использование различных, в том числе и технических, источников знаний;
- обучение учащихся различным способам переработки информации;
- личностно-ориентированный подход;
- опора на сильные стороны ученика;
- опора на самостоятельность и самодеятельность ученика и др.
Планируемые результаты освоения Программы
В результате освоения Программы
обучающиеся будут знать:
- основы счёта иизмерения;
- числа от 1 до 1000 и математические действия сними;
- числа-великаны (миллион, миллиард и др.) и ихпоследовательность;
- основные геометрические фигуры;
- осознавать роль языка и речи в жизни людей;
- эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
- понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
- обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).
обучающиеся будут уметь:
- выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовымивыражениями;
- решать текстовые задачи повышенной трудности;
- определять наиболее эффективные способы достижениярезультата;
- выполнять и строить алгоритмы и стратегии вигре;
- исследовать, распознавать и изображать геометрическиефигуры;
- работать с таблицами, схемами, графиками идиаграммами;
- представлять, анализировать и интерпретироватьданные;
- самостоятельно приниматьрешения;
- определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
- учиться работать по предложенному учителем плану
- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
- слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;
- выразительно читать и пересказывать текст;
- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;
- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
- Различать приставки и предлоги. Писать предлоги раздельно со словами, приставки – слитно.
- Разбирать слова по составу.
- Проверять написание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных в корне слова.
- Работать со словарем. Группировать и подбирать слова на определенные правила.
- Различать разделительные твердый (ъ) и мягкий (ь) знаки, писать с ними слова.
- Составлять рассказы по картинке. Пересказывать текст.
- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
обучающиеся будут владеть:
- основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математическойречи;
- начальнымопытомпримененияматематическихзнанийдлярешения познавательных и практических задач;
у обучающихся будут развиваться:
- коммуникативныенавыки;
- самодисциплина.
Концепция программы опирается на следующие теоретические положения психологии и педагогики:
- Образование и учение – не есть воздействие учителя на ученика, старшего на младшего, но есть совместный труд в процессе познания. Причем, в совместной деятельности идет поиск ответа на возникшие в процессе работы вопросы, что способствует накоплению теоретических знаний и практических умений.
- Для получения целостного представления о мире и его законах не следует накапливать большое количество разнородных примеров или фактов, подтверждающих каждый закон в отдельности, бывает достаточным подробно рассмотреть одно явление природы или искусства, но рассмотреть его во всем разнообразии связей с другими.
- В силу особенностей детского мышления и восприятия, преобладания индуктивного процесса познания над дедуктивным, конкретного мышления над абстрактным, единичного над общим, эмоционального над рациональным, современная педагогика предлагает ориентироваться при обучении детей на их эмоциональный интерес к предмету обучения.
Тематическое планирование
№ |
Название темы |
Количество часов |
Форма контроля |
1 БЛОК Занятия-треннинги по актуализации творческих способностей (34 часа) |
|
||
Вводное занятие. |
3 часа |
Входная диагностика |
|
Творческое воображение. |
3 часа |
Выполнение упражнений |
|
Придумывание символов для понятий. |
2 час |
Практическая работа Тестирование |
|
Семантическая беглость. |
3 час |
Выполнение упражнений. Тестирование |
|
Гибкость, точность и оригинальность мышления. |
2 часа |
Выполнение упражнений. Тестирование |
|
Образная беглость и гибкость. |
3 часа |
Работа с текстом. Тестирование |
|
Вербальная беглость. |
2 часа |
Выполнение упражнений |
|
Оригинальность мышления. Вербальная беглость. |
3 часа |
Практическая работа Тестирование |
|
Придумывание символов для понятий. |
2 часа |
Выполнение упражнений. Тестирование |
|
Семантическая беглость и гибкость. |
2 час |
Выполнение упражнений. Тестирование |
|
Работа с символической информацией для передачи сообщений. |
2 часа |
Работа с текстом. Тестирование |
|
Отражение идей в образном виде. |
3 часа |
Выполнение упражнений |
|
Способность классифицировать образную информацию разными способами. |
2 час |
Практическая работа Тестирование |
|
Вербальная беглость. Ассоциации. |
2 часа. |
Выполнение упражнений. Тестирование |
|
|
Итого: 34 часа |
|
|
|
2 БЛОК. Логические рассуждения и умозаключения (математика)( 34 часа) |
|
|
Анализ и синтез.
|
8 часа |
Выполнение упражнений |
|
Сравнение. Суждение и умозаключение.
|
12 часа |
Практическая работа Тестирование |
|
Аналогия и обобщение.
|
4 часа |
Выполнение упражнений. Тестирование |
|
Классификация.
|
4 часа |
Практическая работа Тестирование |
|
Множество.
|
5 часов |
Выполнение упражнений. Тестирование |
|
Итоговое занятие. Олимпиада. |
1 час. |
Олимпиада |
|
|
Итого: 34 часа |
|
|
|
3 БЛОК. Искусство слова и речи (русский язык) (34 часа) |
|
|
Работа над словом. Многозначность слов. Синонимы. Антонимы. Омонимы. |
5 час |
Практическая работа Тестирование |
|
Переносное значение слов. |
2 час |
Выполнение упражнений. Тестирование |
|
Корень слова. Однокоренные слова. |
3 час |
Практическая работа Тестирование |
|
Сказочные и иностранные языки. |
3 часа. |
Выполнение упражнений. Тестирование |
|
Ребусы. Шарады. |
3 часа |
Практическая работа Тестирование |
|
Волшебница анаграмма. Словарные цепочки. |
3 часа |
Практическая работа Тестирование |
|
Работа с фразеологизмами.
|
5 часа |
Выполнение упражнений. Тестирование |
|
Искусство речи.
|
4 часа |
Практическая работа Тестирование |
|
Откуда пришли слова.
|
5 часов |
Выполнение упражнений. Тестирование |
|
Итоговое занятие. Презентация творческих работ. |
1 час |
Проектная конференция |
|
|
|
Итого: 34 часа |
|
|
|
102 часов |
|