Программа по курсу "арифметика"

 1 класс (внеурочная деятельность, ФГОС)

 

Пояснительная записка

 

Цели и задачи

 

Основными целями курса « Арифметика»  являются:

  • Математическое развитие младших школьников.
  • Формирование системы начальныхматематических знаний.
  • Воспитание интереса к математике, к умственной деятельности

 

Программа ставит перед собой задачи, решение которых направлено на достижение основных целей начального математического образования:

  • формирование элементов самостоятельной интеллектуальной деятельности на основе овладения несложными математическими методами познания окружающего мира (умения устанавливать,описывать, моделировать и объяснять количественные и пространственные отношения);
  •  развитие основ логического, знаково-символического и алгоритмического мышления;
  •  развитие пространственного воображения;
  •  развитие математической речи;
  • формирование системы начальных математических знаний и умений их применять для решения учебно-познавательных и практических задач;
  •  формирование умения вести поиск информации и работать с ней;
  •  формирование первоначальных представлений о компьютерной грамотности;
  •  развитие познавательных способностей;
  •  воспитание стремления к расширению математических знаний;
  •  формирование критичности мышления;
  • развитие умений аргументировано обосновывать и отстаивать высказанное суждение, оценивать и принимать суждения других.

Решение названных задач обеспечит осознание младшими школьниками универсальности математических способов познания мира, усвоение начальных математических знаний, связей математики с окружающей действительностью и с другими школьными предметами, а также личностную заинтересованность в расширении математических знаний.

                         Общая характеристика программы

   Данная программа для  детей 1 класса  разработана на основе  Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения по предмету  «Математика» к учебному комплекту автора В.Н.Рудницкой, Е.Э.Кочуровой, О.А.Рыдзе издательства «Вентана-Граф» 2012г. УМК «Школа 21 века». Начальный курс математики является курсом интегрированным: в нём объединён арифметический, геометрический и алгебраический материал. В программе заложены возможности формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Создаются  условия для развития индивидуальных способностей обучающихся, формирования потребности в саморазвитии и самосовершенствовании для достижения образовательного стандарта.Программа «Арифметика» закладывает основы для формирования приемов умственной деятельности: школьники учатся проводить анализ, сравнение, классификацию объектов, устанавливать причинно-следственные связи, закономерности, выстраивать логические цепочки рассуждений. Проходя курс «Арифметика», они усваивают определенные знания и способы действий, которые являются основой формирования универсальных учебных действий.

Для жизни  в современном  обществе человеку необходимо владеть основами алгоритмического мышления, практическими приемами геометрических измерений и построений,уметь читать информацию в виде схем, графиков, диаграмм ,производить элементарные расчеты.Все эти умения дает наука математика. Без базовой математической подготовки невозможно достичь высокого уровня образования, многие специальности связаны с математикой (Экономика,бизнес,финансы,информатика и т.д.) .    Изучение математики имеет особое значение в развитии младшего школьника. Приобретенные им знания, первоначальное овладение математическим языком станут фундаментом обучения в основном звене школы, а также необходимыми для применения в жизни.

  Отличительной особенностью  данной программы является использование     информационно-коммуникационных средств, интерактивных игр, тренажеров .

 

Место курса в учебном плане.

 

Программа «Арифметика» направлена  на детей 6-7 лет  и, является начальной ступенью образовательной области «Математика»

  Программа  рассчитана на 1 год обучения из расчета 1 час в неделю   по 40 минут.  Всего 33 часа.

Содержание программы «Арифметика»

Содержание программы

1. Введение.

Цель: познакомить с целью и задачами, ТБ

Содержание:

Теория - математика-наука, задачи, решаемые математикой

Практика - инструктаж по ТБ, занимательная задача на сложение. Упражнения на проверку знания нумерации (в пределах 10, 20). Загадки.

 2. Из истории математики.

Цель:  Познакомить со старинными системами записи чисел. Развивать познавательный интерес к математике, её истории. Развивать память, речь, логическое мышление. Расширять кругозор учащихся, повышать их общую культуру

Содержание:

Теория – Старинные системы записи чисел.  Из истории чисел цифр. Как люди учились считать

Практика -  Игры: «Третий лишний», «Сядь первым», «Два мороза», «Восемь имён», «Семеро одного не ждут», «Две из трёх», «Четверо в комнате», «Тройной прыжок», «Наперегонки парами», Загадки и ребусы  с числами.

3. Игры с числами и предметами.

Цель: повторять названия чисел, их порядок, развивать умение соотносить цифру и число предметов; называть числа в прямом и обратном порядке;

Содержание

Теория –  натуральный ряд чисел   

Практика – игры с числами

4. Стихи, задачи – смекалки, занимательные задания

Цель: учить отгадывать загадки, находить аналогии, внимательно слушать

Содержание:

Теория – сложение и вычитание

Практика – решение и составление задач, веселый счет, математические лабиринты

 5. Головоломки.

Цель: развитие логического мышление и сообразительности; развитие усидчивости, терпения,  желания и умения  решать поставленную задачу.

Содержание:

Теория – задачи, требующие нестандартного решения

Практика – решение головоломок. Деревянные головоломки.

6. Ребусы. Шарады.

Цель: познакомить с шарадами, показать,  как составляются шарады, какие части слова составляют шараду

Содержание:

Теория – составляющие части шарады

Практика – решение и составление шарад

7. Кроссворды.

Цель  - развитие логики, логического мышления, эрудиции, зрительной памяти.                    Содержание

                         Теория – правильное составление кроссвордов, написание слов

                   Практика – составление кроссвордов по определенной теме, разгадывание кроссвордов                                                                                                          

8. Задачи со спичками.

Цель: развитие в игровой форме логики и смекалки, а также пространственного  воображения и конструкторских навыков

                             Содержание

                             Практика – составление из спичек  различных фигур, решение конструкторских задач (напомнить правила ТБ)

9. Геометрические задачи.

Цель: развитие пространственного воображение, практического понимания и логического мышление

                              Содержание

                              Теория – геометрия – наука, геометрические фигуры и их использование

                              Практика – решение геометрических задач, изготовление фигур, аппликация из геометрических фигур, игра «Танграм»  

 10. Игровые логические задачи.

Цель: развитие логики, интеллекта, воображения, фантазии, абстрактного мышления

                                          Содержание

                                          Теория – что это за задачи, работа с такими задачами.

                              Практика – лабиринты, пазлы, задачи на мышление, задачи на быстроту            реакции.

11. Задачи на упорядочивание множеств.

Цель: активизация познавательной деятельности, самостоятельности, инициативности.

                               Содержание

                               Теория – правила упорядочивания, группирования и сортирования

                                Практика - дидактические игры, упорядочивание чисел, кубиков и др., нахождение лишнего предмета, решение логических задач.

12. Задачи на сравнения.

Цель:  совершенствовать вычислительные навыки; закреплять и совершенствовать умение  решать задачи на сравнение; развивать мышление и внимание.

                                Содержание

                                 Теория – задачи

                                 Практика – решение задач.

13. Задачи с величинами.

Цель: знакомить с различными величинами (длина, вес, емкость), с их применением

                                Содержание

                                 Теория – меры длины, веса, емкости; их обозначение

                                 Практика -  измерение, сопоставление, сравнение 

14. Математический КВН.

Цель: через занимательные упражнения содействовать повышению интереса детей к математике, расширению их кругозора;

                                Практика - Участие в конкурсах с математической направленностью. Конкурсы «Сосчитай треугольники», «Бой скороговорок».

15. Игры мудрецов.

Цель: систематизация знаний учащихся.

Проектная деятельность «Газета любознательных».

16. Создание проектов. Самостоятельный поиск информации для газеты.

 

 

Планируемые  результаты  на 1 году  обучения

Личностные результаты:

  • Определять и высказывать под руководством учителя самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
  • В предложенных учителем ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения,  делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

                                        

 

 Метапредметные  результаты:

Регулятивные УУД:

  • Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
  • Проговаривать последовательность действий на уроке.
  • Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.
  • Учиться работать по предложенному учителем плану.
  • Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
  • Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться  в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате  совместной  работы всего класса.
  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших  моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).

 

 

Предметные результаты:

Учащиеся должны знать:

  • названия и обозначения действий сложения и вычитания, таблицу сложения чисел в пределах 20 и соответствующие случаи вычитания

Учащиеся должны уметь:

  • Оценивать количество предметов числом и проверять сделанные оценки подсчетом в пределах 20
  • Вести счет, как в прямом, так и в обратном порядке в пределах 20
  • Записывать и сравнивать числа  в пределах 20
  • Находить значение числового выражения в 1-2 действия в пределах 20 (без скобок)
  • Решать задачи в 1-2 действия, раскрывающие конкретный смысл действий сложения и вычитания, а также задачи на нахождение числа, которое на несколько единиц больше (меньше) данного и
  • Проводить измерение длины отрезка и длины ломаной
  • Строить отрезок заданной длины
  • Вычислять длину ломаной.

 

Учащиеся в совместной деятельности с учителем имеют возможность научиться:

  • использовать в процессе вычислений знание переместительного свойства сложения; (повышенный уровень)
  •  использовать в процессе измерения знание единиц измерения длины(сантиметр, дециметр), объёма (литр) и массы (килограмм);
  • выделять как основание классификации такие признаки предметов, как цвет, форма, размер, назначение, материал;
  • выделять часть предметов из большей группы на основании общего признака (видовое отличие);
  •  производить классификацию предметов, математических объектов по одному основанию;
  •  решать задачи в два действия на сложение и вычитание;
  • заполнять таблицу, содержащую не более трёх строк и трёх столбцов; (повышенный уровень)
  • решать арифметические ребусы и числовые головоломки, содержащие не более двух действий.

 

         Учебно-тематический  план  дополнительной  образовательной

                               программы  «Арифметика»

 

№ п/п

Дата

Тема

Кол-во часов

  1.  

 

Вводное занятие

1

  1.  

 

Из истории математики.

Старинные системы записи чисел.  Из истории чисел цифр. Как люди учились считать.

Проект «Математика в сказках»

3

  1.  

 

Игры с числами и предметами.

Веселый счет

Математические лабиринты

Проект «Счет в картинках»

3

  1.  

 

Стихи, задачи – смекалки, занимательные задания

Проект «Моя задача»

2

  1.  

 

Головоломки.

2

  1.  

 

Ребусы. Шарады

Задачи – шутки, задачи – игры, шарады

Проект «Арифметическая загадка»

2

  1.  

 

Кроссворды

2

  1.  

 

Задачи со спичками

2

  1.  

 

Геометрические задачи.

Игры с геометрическими материалами.

Учимся чертить.

Проект-чертеж «Фантастическое здание»

3

  1.  

 

Игровые логические задачи

2

  1.  

 

Задачи на упорядочивание множеств

Проект «Я рисую множества»

2

  1.  

 

Задачи на сравнения

2

  1.  

 

Работа с величинами

Длина. Вес. Емкость

Проект «А вы знаете?» (интересные факты о величинах)

3

  1.  

 

Математический КВН

1

  1.  

 

Игры мудрецов

1

  1.  

 

Проектная деятельность «Газета любознательных».

2

 

Всего 33 часа.