Программа по курсу "арифметика"
1 класс (внеурочная деятельность, ФГОС)
Пояснительная записка
Цели и задачи
Основными целями курса « Арифметика» являются:
- Математическое развитие младших школьников.
- Формирование системы начальныхматематических знаний.
- Воспитание интереса к математике, к умственной деятельности
Программа ставит перед собой задачи, решение которых направлено на достижение основных целей начального математического образования:
- формирование элементов самостоятельной интеллектуальной деятельности на основе овладения несложными математическими методами познания окружающего мира (умения устанавливать,описывать, моделировать и объяснять количественные и пространственные отношения);
- развитие основ логического, знаково-символического и алгоритмического мышления;
- развитие пространственного воображения;
- развитие математической речи;
- формирование системы начальных математических знаний и умений их применять для решения учебно-познавательных и практических задач;
- формирование умения вести поиск информации и работать с ней;
- формирование первоначальных представлений о компьютерной грамотности;
- развитие познавательных способностей;
- воспитание стремления к расширению математических знаний;
- формирование критичности мышления;
- развитие умений аргументировано обосновывать и отстаивать высказанное суждение, оценивать и принимать суждения других.
Решение названных задач обеспечит осознание младшими школьниками универсальности математических способов познания мира, усвоение начальных математических знаний, связей математики с окружающей действительностью и с другими школьными предметами, а также личностную заинтересованность в расширении математических знаний.
Общая характеристика программы
Данная программа для детей 1 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения по предмету «Математика» к учебному комплекту автора В.Н.Рудницкой, Е.Э.Кочуровой, О.А.Рыдзе издательства «Вентана-Граф» 2012г. УМК «Школа 21 века». Начальный курс математики является курсом интегрированным: в нём объединён арифметический, геометрический и алгебраический материал. В программе заложены возможности формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Создаются условия для развития индивидуальных способностей обучающихся, формирования потребности в саморазвитии и самосовершенствовании для достижения образовательного стандарта.Программа «Арифметика» закладывает основы для формирования приемов умственной деятельности: школьники учатся проводить анализ, сравнение, классификацию объектов, устанавливать причинно-следственные связи, закономерности, выстраивать логические цепочки рассуждений. Проходя курс «Арифметика», они усваивают определенные знания и способы действий, которые являются основой формирования универсальных учебных действий.
Для жизни в современном обществе человеку необходимо владеть основами алгоритмического мышления, практическими приемами геометрических измерений и построений,уметь читать информацию в виде схем, графиков, диаграмм ,производить элементарные расчеты.Все эти умения дает наука математика. Без базовой математической подготовки невозможно достичь высокого уровня образования, многие специальности связаны с математикой (Экономика,бизнес,финансы,информатика и т.д.) . Изучение математики имеет особое значение в развитии младшего школьника. Приобретенные им знания, первоначальное овладение математическим языком станут фундаментом обучения в основном звене школы, а также необходимыми для применения в жизни.
Отличительной особенностью данной программы является использование информационно-коммуникационных средств, интерактивных игр, тренажеров .
Место курса в учебном плане.
Программа «Арифметика» направлена на детей 6-7 лет и, является начальной ступенью образовательной области «Математика»
Программа рассчитана на 1 год обучения из расчета 1 час в неделю по 40 минут. Всего 33 часа.
Содержание программы «Арифметика»
Содержание программы
1. Введение.
Цель: познакомить с целью и задачами, ТБ
Содержание:
Теория - математика-наука, задачи, решаемые математикой
Практика - инструктаж по ТБ, занимательная задача на сложение. Упражнения на проверку знания нумерации (в пределах 10, 20). Загадки.
2. Из истории математики.
Цель: Познакомить со старинными системами записи чисел. Развивать познавательный интерес к математике, её истории. Развивать память, речь, логическое мышление. Расширять кругозор учащихся, повышать их общую культуру
Содержание:
Теория – Старинные системы записи чисел. Из истории чисел цифр. Как люди учились считать
Практика - Игры: «Третий лишний», «Сядь первым», «Два мороза», «Восемь имён», «Семеро одного не ждут», «Две из трёх», «Четверо в комнате», «Тройной прыжок», «Наперегонки парами», Загадки и ребусы с числами.
3. Игры с числами и предметами.
Цель: повторять названия чисел, их порядок, развивать умение соотносить цифру и число предметов; называть числа в прямом и обратном порядке;
Содержание
Теория – натуральный ряд чисел
Практика – игры с числами
4. Стихи, задачи – смекалки, занимательные задания
Цель: учить отгадывать загадки, находить аналогии, внимательно слушать
Содержание:
Теория – сложение и вычитание
Практика – решение и составление задач, веселый счет, математические лабиринты
5. Головоломки.
Цель: развитие логического мышление и сообразительности; развитие усидчивости, терпения, желания и умения решать поставленную задачу.
Содержание:
Теория – задачи, требующие нестандартного решения
Практика – решение головоломок. Деревянные головоломки.
6. Ребусы. Шарады.
Цель: познакомить с шарадами, показать, как составляются шарады, какие части слова составляют шараду
Содержание:
Теория – составляющие части шарады
Практика – решение и составление шарад
7. Кроссворды.
Цель - развитие логики, логического мышления, эрудиции, зрительной памяти. Содержание
Теория – правильное составление кроссвордов, написание слов
Практика – составление кроссвордов по определенной теме, разгадывание кроссвордов
8. Задачи со спичками.
Цель: развитие в игровой форме логики и смекалки, а также пространственного воображения и конструкторских навыков
Содержание
Практика – составление из спичек различных фигур, решение конструкторских задач (напомнить правила ТБ)
9. Геометрические задачи.
Цель: развитие пространственного воображение, практического понимания и логического мышление
Содержание
Теория – геометрия – наука, геометрические фигуры и их использование
Практика – решение геометрических задач, изготовление фигур, аппликация из геометрических фигур, игра «Танграм»
10. Игровые логические задачи.
Цель: развитие логики, интеллекта, воображения, фантазии, абстрактного мышления
Содержание
Теория – что это за задачи, работа с такими задачами.
Практика – лабиринты, пазлы, задачи на мышление, задачи на быстроту реакции.
11. Задачи на упорядочивание множеств.
Цель: активизация познавательной деятельности, самостоятельности, инициативности.
Содержание
Теория – правила упорядочивания, группирования и сортирования
Практика - дидактические игры, упорядочивание чисел, кубиков и др., нахождение лишнего предмета, решение логических задач.
12. Задачи на сравнения.
Цель: совершенствовать вычислительные навыки; закреплять и совершенствовать умение решать задачи на сравнение; развивать мышление и внимание.
Содержание
Теория – задачи
Практика – решение задач.
13. Задачи с величинами.
Цель: знакомить с различными величинами (длина, вес, емкость), с их применением
Содержание
Теория – меры длины, веса, емкости; их обозначение
Практика - измерение, сопоставление, сравнение
14. Математический КВН.
Цель: через занимательные упражнения содействовать повышению интереса детей к математике, расширению их кругозора;
Практика - Участие в конкурсах с математической направленностью. Конкурсы «Сосчитай треугольники», «Бой скороговорок».
15. Игры мудрецов.
Цель: систематизация знаний учащихся.
Проектная деятельность «Газета любознательных».
16. Создание проектов. Самостоятельный поиск информации для газеты.
Планируемые результаты на 1 году обучения
Личностные результаты:
- Определять и высказывать под руководством учителя самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
- В предложенных учителем ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
- Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
- Проговаривать последовательность действий на уроке.
- Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.
- Учиться работать по предложенному учителем плану.
- Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
- Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
Предметные результаты:
Учащиеся должны знать:
- названия и обозначения действий сложения и вычитания, таблицу сложения чисел в пределах 20 и соответствующие случаи вычитания
Учащиеся должны уметь:
- Оценивать количество предметов числом и проверять сделанные оценки подсчетом в пределах 20
- Вести счет, как в прямом, так и в обратном порядке в пределах 20
- Записывать и сравнивать числа в пределах 20
- Находить значение числового выражения в 1-2 действия в пределах 20 (без скобок)
- Решать задачи в 1-2 действия, раскрывающие конкретный смысл действий сложения и вычитания, а также задачи на нахождение числа, которое на несколько единиц больше (меньше) данного и
- Проводить измерение длины отрезка и длины ломаной
- Строить отрезок заданной длины
- Вычислять длину ломаной.
Учащиеся в совместной деятельности с учителем имеют возможность научиться:
- использовать в процессе вычислений знание переместительного свойства сложения; (повышенный уровень)
- использовать в процессе измерения знание единиц измерения длины(сантиметр, дециметр), объёма (литр) и массы (килограмм);
- выделять как основание классификации такие признаки предметов, как цвет, форма, размер, назначение, материал;
- выделять часть предметов из большей группы на основании общего признака (видовое отличие);
- производить классификацию предметов, математических объектов по одному основанию;
- решать задачи в два действия на сложение и вычитание;
- заполнять таблицу, содержащую не более трёх строк и трёх столбцов; (повышенный уровень)
- решать арифметические ребусы и числовые головоломки, содержащие не более двух действий.
Учебно-тематический план дополнительной образовательной
программы «Арифметика»
№ п/п |
Дата |
Тема |
Кол-во часов |
|
Вводное занятие |
1 |
|
|
Из истории математики. Старинные системы записи чисел. Из истории чисел цифр. Как люди учились считать. Проект «Математика в сказках» |
3 |
|
|
Игры с числами и предметами. Веселый счет Математические лабиринты Проект «Счет в картинках» |
3 |
|
|
Стихи, задачи – смекалки, занимательные задания Проект «Моя задача» |
2 |
|
|
Головоломки. |
2 |
|
|
Ребусы. Шарады Задачи – шутки, задачи – игры, шарады Проект «Арифметическая загадка» |
2 |
|
|
Кроссворды |
2 |
|
|
Задачи со спичками |
2 |
|
|
Геометрические задачи. Игры с геометрическими материалами. Учимся чертить. Проект-чертеж «Фантастическое здание» |
3 |
|
|
Игровые логические задачи |
2 |
|
|
Задачи на упорядочивание множеств Проект «Я рисую множества» |
2 |
|
|
Задачи на сравнения |
2 |
|
|
Работа с величинами Длина. Вес. Емкость Проект «А вы знаете?» (интересные факты о величинах) |
3 |
|
|
Математический КВН |
1 |
|
|
Игры мудрецов |
1 |
|
|
Проектная деятельность «Газета любознательных». |
2 |
Всего 33 часа.