24.11.2016
24.11.2016

 

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  ГОРОДА МОСКВЫ «ШКОЛА НА ЯУЗЕ»

(ГБОУ «Школа на Яузе»)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету Информатика

на 2016\2017 учебный год

 

 

Класс: 1 «К»

Учитель: Гусева Е.А.

Количество часов на год: 33

Количество часов в неделю: 1

Рабочая программа составлена на основе: Примерной программы Т.А. Рудченко, А.Л. Семёнова. Информатика. Предметная линия учебников системы «Перспектива». 1-4 классы в соответствии с ФГОС.

 

Учебно-методический комплект включает: Рудченко Т. А., Семёнов А. Л. (под редакцией Семёнова А. Л.) Информатика. Учебник. 1 класс.

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа курса информатики для 1 класса разработана на основе примерной программы по информатики  федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009 г.) и материалам авторской программы курса (Автор А.Л. Семенов, Т.А. Рудченко. Информатика. Рабочие программы. 1 – 4 классы – М.: Просвещение, 2011),  и ориентирована для работы с учебниками «Информатика» линии автора А.Л. Семенов, Т.А. Рудченко для 1 классов.

 Нормативно-правовое и инструктивно-методическое обеспечение, регламентирующее реализацию рабочей программы в практике обучения, отражают следующие документы:

−    Федеральный закон  от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в  Российской Федерации» (с изм. и доп.);

−    Закон г. Москвы от 10.03.2004 г. № 14 «Об общем образовании в городе Москве» с изменениями (с изм. и доп.);

−    Постановление Правительства РФ от 29.03.2014 №245 «О признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации»;

−    Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 30 августа 2013 г. № 1015 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».

−    Постановление Федеральной службы по надзору в свете защиты прав потребителей и благополучия человека, Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 г. №189 «Об утверждении СанПиН  2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», с изменениями;

−    Федеральный государственный стандарт начального общего образования (Приказ МОиН № 363 от 06 октября 2009 зарегистрирован Минюст № 17785 от 22 .12. 2009);

−      Приказ Министерства образование и науки РФ № 1241 от 26 ноября 2010 года «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 6 октября 2009 года № 373»;

−       Приказ Министерства образование и науки РФ № 2357 от 22 сентября 2011 года «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 6 октября 2009 года № 373»;

−      О недопустимости перегрузок обучающихся в начальной школе (Письмо МО РФ № 220/11-13 от 20.02.1999).

−      Система оценивания учебных достижений школьников в условиях безотметочного обучения (Письмо МО РФ № 13-51-120/13 от 03.06.2003).

−      Рекомендации по использованию компьютеров в начальной школе. (Письмо МО РФ и НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМ № 199/13 от 28.03.2002).

−      Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 8 октября 2010 г. № ИК-1494/19 «О введении третьего часа физической культуры;

−      Письмо № 2/35-156 от 01.06.2011 г. «Методические материалы и разъяснения по вопросам введения федерального государственного образовательного  стандарта общего образования».

−    Приказ МОиН РФ от 31.03.2014 г.  №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;

−    Письмо МОиН РФ  от 29.04.2014 № 08-548 «О федеральном перечне учебников».

Формирование основ информационной культуры в соответствии с новым Федеральным государственным стандартом начального образования должно начинаться уже на первом этапе школьного образования, в начальной школе. В основе нового стандарта лежит системно-деятельностный подход, который предполагает воспитание и развитие качеств личности, в частности, отвечающих требованиям информационного общества. Три основных навыка, соответствующие традиционному содержанию начального образования – читать, писать, считать – в соответствии с новыми стандартами должны быть расширены для формирования грамотности нового типа, включающей в себя и основы ИКТ-компетентности. Имеется в виду расширение понятий чтения (активный поиск всех разновидностей и типов информации, ее восприятие и анализ); письма (создание информационных объектов различных типов, установление связей (ссылок) между различными объектами, организация информации надлежащим образом); и счета (проектирование и конструирование объектов и действий; различные построения, в том числе логические, в графических и телесных средах, естественным образом представляющие основные объекты теории вычислений и математики конечных объектов).

Новый стандарт образования ориентирует процесс обучения не только и не столько на получение определенной суммы знаний, сколько на освоение учащимися межпредметных понятий и универсальных учебных действий, составляющих основу умения учиться, способность к саморазвитию. При этом большую часть межпредметных связей в начальной школе может взять на себя информатический компонент и стать центром формирования у учащихся метапредметных универсальных учебных действий.

Главная цель данного курса информатики –  развивая логическое, алгоритмическое и системное мышление, создавать предпосылку успешного освоения инвариантных фундаментальных знаний и умений в областях, связанных с информатикой, которые вследствие непрерывного обновления и изменения аппаратных и программных средств выходят на первое место в формировании научного информационно-технологического потенциала общества.

Важная цель данного курса в формирование у учащихся информационной культуры, многие элементы которой должны войти именно в начальное образование. Информационная культура – это система общих знаний, представлений, взглядов, установок, стереотипов поведения, позволяющих человеку правильно строить свое поведение в информационной области: искать информацию в нужном месте, воспринимать, собирать, представлять и передавать ее нужным образом. Это понятие находится в ряду таких понятий, как художественная культура, культура поведения и т. п. К информационной культуре относится умение пользоваться источниками информации – справочниками, словарями, энциклопедиями, расписанием поездов и программой телевизионных передач и др. К ней же можно отнести и умение вести телефонный разговор, и умение смотреть (и не смотреть) телевизор, и умение записать свой адрес и вести записную книжку.

Задачи изучения курса – научить ребят:

  • работать в рамках заданной среды по четко оговоренным правилам;
  • ориентироваться в потоке информации: просматривать, сортировать, искать необходимые сведения;
  • читать и понимать задание, рассуждать, доказывать свою точку зрения;
  • работать с графически представленной информацией: таблицей, схемой и т. п.;
  • планировать собственную и групповую работу, ориентируясь на поставленную цель, проверять и корректировать планы;
  • анализировать языковые объекты;
  • использовать законы формальной логики в мыслительной деятельности.

Программа рассчитана на 31 час (31 учебная неделя по 1 часу), в соответствии с учебным планом ОУ.

Структура курса.

Курс ориентирован на системно-деятельностный подход к обучению. Такой подход реализован в курсе путем создания особой обучающей среды, в пределах которой ребенок полностью компетентен (за счет владения системой инструментов, правил и ограничений) и максимально мотивирован (за счет решения актуальных и интересных для него задач).  Подобная организация курса открывает широкие возможности для самостоятельной работы учащихся и построения индивидуальных траекторий обучения для каждого ученика. Это позволяет максимально учесть индивидуальные особенности и реализовать возможности каждого ученика.

Кроме индивидуальных, при построении курса учитывались и возрастные особенности учащихся. С одной стороны, при сохранении ведущей роли учебной деятельности, в начальной школе можно достаточно эффективно использовать элементы игровой деятельности, которая детям интересна и важна. С другой стороны, в начальной школе ведущим является наглядно-действенное мышление, но активно формируется и абстрактное. Поэтому абстрактные понятия в этом возрасте наиболее легко формируются на графическом и телесном уровне, когда запоминание словесных формулировок замещено многоплановой деятельностью с реальными и графическими объектами.

В основу построения курса положен ряд принципов:

  • ясные правила игры, одинаково понимаемые учителем и учеником;
  • графические и телесные объекты как главные объекты учебной деятельности;
  • введение всего спектра основных понятий современной информатики и математики на материале наглядных примеров, а не в виде формальных определений для заучивания;
  • использование человеческих языков как основной области реальных приложений информационных конструкций;
  • проектная деятельность.

Представление о правилах игры, явных и неявных, существенно для работы в классе. И создатели курса, и учителя, и дети, работающие с учебником, – все играют по одним и тем же правилам, правилам математики и информатики. Задача, которую авторы ставят с первых уроков перед учителем и детьми, – договориться о правилах игры, т. е. правилах, принципах, законах совместной деятельности. На протяжении всей работы с курсом необходимо ясное и явное понимание детьми этих правил. Такие правила обычно считаются самоочевидными и потому несущественными, но при этом их незнание часто становится причиной учебной неуспешности ребенка. Авторы стараются как можно более ясно и явно формулировать все условия и ограничения каждой задачи. Суждение о том, правильно решена задача или нет, в равной степени должно быть доступно и ребенку, и учителю – учитель и все учащиеся (а при желании и родители) должны быть в равной степени компетентны в рамках каждой конкретной задачи.

Одна из основных задач курса, как и всего обучения в школе, – это усвоение языка. В ходе работы над курсом постепенно вводятся ключевые слова и выражения, которые важны потому, что систематически используются в текстах учебных материалов, причем с точно определенным и фиксированным смыслом, одинаково понятным и для всех детей и учителя. Для всех ключевых слов авторы стараются максимально подробно и ясно для ребенка (а также для учителя и родителей) разъяснить, проиллюстрировать и зафиксировать их смысл.

Существенную роль в курсе играют проекты (например, статистический анализ текста, построение выигрышной стратегии, организация турнира, сортировка слиянием, ведение дневника наблюдений за погодой, составление каталога снежинок и пр.) и освоение важнейших понятий в виртуальных лабораториях.

Основными принципами отбора материала являются:

  • учет возрастных психологических возрастных особенностей детей младшего школьного возраста;
  • интеграция - установление устойчивых связей между разными учебными предметами;
  • дифференциация обучения: разноуровневость предлагаемых заданий; педагогическая поддержка как «сильным», так и неуспевающим учащимся;
  • учет психологических особенностей и возможностей младшего школьника, его индивидуальности и способностей.

Планируемые результаты изучения  курса «Информатика».

Планируемый результат обучения – формирование умений, отвечающих как обязательным требованиям к подготовке выпускников начальной школы, так и содержанию математической информатики. Многие осваиваемые умения при этом являются общеинтеллектуальными и предполагается возможность их переноса на более широкий жизненный (в том числе – учебный) контекст деятельности учащегося.

Результаты изучения информатики в 1 классе:

Личностные результаты

Создание условий для формирования следующих умений:

  • положительно относиться к учению;
  • проявлять интерес к содержанию предмета информатика;
  • принимать одноклассников, помогать им, отзываться на помощь от взрослого и детей;
  • чувствовать уверенность в себе, верить в свои возможности;
  • самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате наблюдения, рассуждения, обсуждения, самые простые и общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);
  • с помощью учителя планировать предстоящую практическую деятельность;
  • под контролем учителя выполнять предлагаемые задания.

Метапредметные результаты

Регулятивные универсальные учебные действия:

  • с помощью учителя учиться определять и формулировать цель деятельности на уроке;
  • учиться проговаривать последовательность действий на уроке;
  • учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;
  • учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Познавательные универсальные учебные действия:

  • с помощью учителя анализировать предлагаемое задание, отличать новое от уже известного;
  • ориентироваться в материале на страницах учебника;
  • находить ответы на предлагаемые вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; пользоваться памятками;
  • делать выводы о результате совместной работы всего класса;
  • преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

  • учиться слушать и слышать учителя и одноклассников, совместно обсуждать предложенную или выявленную проблему.

Предметные результаты (по разделам)

1. ИКТ-компетентность..

Учащиеся должны знать:

  • знать и понимать правила работы на обычном и на проектном уроке;
  • знать и понимать правила работы на уроке с использованием ИКТ;
  • иметь представление об условии задачи как системе ограничений;
  • иметь представление о необходимости самостоятельной проверки правильности своего решения.

Учащиеся должны уметь:

  • правильно работать с учебником (листами определений и задачами), тетрадью, а также с материалами к проектам;
  • соблюдать требования безопасности, гигиены и эргономики при работе со средствами ИКТ;
  • войти в рабочее пространство сайта, введя собственный логин и пароль, открыть нужный урок; выйти из своего рабочего пространства в конце урока;
  • при работе с компьютерными задачами и проектами: сохранить результаты своей работы (нажав кнопку «сохранить и выйти» в среде решения задач либо выбрав в меню «сохранить» при работе в сторонних программных продуктах);
  • при работе с компьютерными задачами: отменить своё неверное действие (при помощи кнопки «отмена»), начать решение задачи заново (при помощи кнопки «начать сначала»).

2. Базисные объекты и их свойства.

Учащиеся должны знать:

  • иметь представление о свойствах базисных объектов.

Учащиеся должны уметь:

  • искать одинаковые объекты, в том числе в большом массиве;
  • строить совокупность заданной мощности, в которой все объекты разные (бусины, буквы, цифры и др.)
  • правильно выполнять все допустимые действия с базисными объектами (обведи, соедини, пометь галочкой и пр.);
  • выполнять все допустимые действия с базисными объектами (обведи, соедини, пометь галочкой и пр.) в компьютерных задачах при помощи инструментов «карандаш», «ластик», «галочка», «лапка» и др.;
  • проверять перебором выполнение заданного единичного или двойного условия для объектов совокупности (мощностью до 25 объектов).
  • в компьютерных задачах: сравнивать объекты наложением; при помощи сравнения наложением находить пару одинаковых, наименьшую, наибольшую фигурку по указанному параметру.

3. Цепочка.

Учащиеся должны знать:

  • иметь представление о цепочке как о конечной последовательности элементов;
  • знать все понятия, относящиеся к общему и частичному порядку объектов в цепочке;
  • иметь представление о длине цепочки и о цепочке цепочек;
  • иметь представление об индуктивном построении цепочки;
  • иметь представление о процессе шифрования и дешифрования конечных цепочек небольшой длины (слов).

Учащиеся должны уметь:

  • строить и достраивать цепочку по системе условий;
  • выделять одинаковые и разные цепочки из набора;
  • выполнять операцию склеивания цепочек, строить и достраивать склеиваемые цепочки по заданному результату склеивания;
  • оперировать порядковыми числительными, а также понятиями: последний, предпоследний, третий с конца и т. п., второй после, третий перед и т. п.;
  • оперировать понятиями: следующий / предыдущий, идти раньше / идти позже;
  • оперировать понятиями: после каждой бусины, перед каждой бусиной;
  • строить цепочки по индуктивному описанию;
  • строить цепочку по мешку ее бусин и заданным свойствам;
  • шифровать и дешифровать слова с опорой на таблицу шифрования;
  • в компьютерных задачах: решать задачи по построению цепочки при помощи инструментов «цепочка» и «лапка» и библиотеки бусин.

4. Мешок.

Учащиеся должны знать:

  • иметь представление о мешке как неупорядоченной совокупности элементов;
  • знать основные понятия, относящиеся к структуре мешка: есть в мешке, нет в мешке, есть три бусины, всего три бусины и пр.;
  • иметь представление о мешке бусин цепочки;
  • иметь представление о классификации объектов по 1–2 признакам.

Учащиеся должны уметь:

  • организовывать полный перебор объектов (мешка);
  • оперировать понятиями все / каждый, есть / нет / всего в мешке;
  • строить и достраивать мешок по системе условий;
  • проверять перебором выполнение заданного единичного или двойного условия для совокупности мешков (мощностью до 8 мешков).
  • выделять из набора одинаковые и разные мешки;
  • использовать и строить одномерные и двумерные таблицы для мешка;
  • выполнять операцию склеивания двух мешков цепочек, строить и достраивать склеиваемые мешки цепочек по заданному результату склеивания;
  • сортировать объекты по одному и двум признакам;
  • строить мешок бусин цепочки;
  • в компьютерных задачах: решать задачи на построение мешка при помощи инструмента «лапка» и библиотеки бусин.

 

Система оценки достижений учащихся.

В качестве обязательного элемента итогового контроля рекомендуется провести за год 2 контрольные работы. Каждая такая контрольная работа состоит из бумажной и компьютерной частей. Промежуточные проверочные работы можно организовать по своему усмотрению, используя задачи из учебника (бумажного и компьютерного). Однако проведение контрольных работ не единственный, и, возможно, не самый важный компонент оценивания и контроля результатов обучения. Существуют и другие способы, которыми не следует пренебрегать. Один из них – визуальная качественная оценка. Так, проходя по классу во время самостоятельной работы учащихся, следует фиксировать, насколько серьезно дети работают с листами определений и насколько охотно обращаются к ним в случае затруднений, насколько внимательно читают условия задач, насколько самостоятельно их выполняют и используют самопроверку, насколько оптимально дети организуют свою и групповую работу и т.д.

Другая форма проверки и оценки результатов – самопроверка и самооценка своей работы. В учебных задачах она проявляется как проверка соответствия условию и правилам игры. В проектных задачах – как соответствие постановке информационной задачи. Еще одна важная форма оценивания – групповое оценивание работы учащихся. Особенно эффективна такая оценка на проектных уроках.

 

 

 

ОБЩАЯХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА

 

Программа разработана на основе авторской программы курса (Автор А.Л. Семенов, Т.А. Рудченко. Информатика. Рабочие программы. 1 – 4 классы – М.: Просвещение, 2011),  и ориентирована для работы с учебниками «Информатика» линии автора А.Л. Семенов, Т.А. Рудченко для 1 классов.

В отличие от большинства дисциплин начальной школы, роль и место которых в структуре начального образования, а также содержание изучаемого материала определились достаточно давно, курс информатики в начальной школе в последние годы вызывал многочисленные споры. Они касались целей и задач курса, его содержания и объёма, причём мнения высказывались самые разные. В соответствии с новым Стандартом начального образования и ООП, основной целью изучения информатики в начальной школе является формирование у обучающихся основ ИКТ-компетентности. В соответствии с этой задачей формируется и содержание курса. В нём условно можно выделить следующие содержательные линии:

  • Основные информационные объекты и структуры (цепочка, мешок, дерево, таблица).
  • Основные информационные действия (в том числе логические) и процессы (поиск объекта по описанию, построение объекта по описанию, группировка и упорядоченье объектов, выполнение инструкции, в том числе программы или алгоритма и проч.).
  • Основные информационные методы (метод перебора полного или систематического, метод проб и ошибок, метод разбиения задачи на подзадачи и проч.).

В соответствии с ООП, в основе программы курса информатики лежит системно-деятельностный подход, который заключается в вовлечении обучающегося в учебную деятельность, формировании компетентности учащегося в рамках курса. Он реализуется не только за счёт подбора содержания образования, но и за счёт определения наиболее оптимальных видов деятельности учащихся. Ориентация курса на системно-деятельностный подход позволяет учесть индивидуальные особенности учащихся, построить индивидуальные образовательные траектории для каждого обучающегося.

Освоение понятий и видов деятельности курса происходит в наглядно-графическом, в том числе экранном, и телесно-осязаемом контексте. Ряд важных понятий и конструкций информатики отрабатывается в работе с физическими объектами (например, при пересчете больших количеств зерен, сортировке карточек со словами, при игре в камешки, сортировке блоков ЛЕГО, исследовании объектов окружающего мира и выявлении закономерностей). Словесные формулировки определений и «правил» возникают, прежде всего, в коммуникации учащихся и учителя, заучивание не предшествует освоению содержания.

Практика работы на компьютере.

Информация, её отбор, анализ и систематизация. Способы получения, хранения, переработки информации.

Назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода, обработки информации. Включение и выключение компьютера и подключаемых к нему устройств. Клавиатура, общее представление о правилах клавиатурного письма, пользование мышью, использование простейших средств текстового редактора. Простейшие приёмы поиска информации: по ключевым словам, каталогам. Соблюдение безопасных приёмов труда при работе на компьютере; бережное отношение к техническим устройствам. Работа с ЦОР (цифровыми образовательными ресурсами), готовыми материалами на электронных носителях (СD).

Работа с простыми информационными объектами (текст, таблица, схема, рисунок): преобразование, создание, сохранение, удаление. Создание небольшого текста по интересной детям тематике. Вывод текста на принтер. Использование рисунков из ресурса компьютера, программ Word и PowerPoint.

 

ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

 

Объём времени, отводимого на изучение информатики в 1 классе, составляет 33 часа. Урок информатики проводится 1 раз в неделю (33 учебные недели). Программа «Информатика» разработана с учётом особенностей первой ступени общего образования, а также возрастных и психологических особенностей младшего школьника.

 

ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

 

Как говорилось выше, основной целью изучения информатики в начальной школе является формирование у учащихся основ ИКТ (компетентности, многие компоненты которой входят в структуру УУД. Это и задаёт основные ценностные ориентиры содержания данного курса. С точки зрения достижения метапредметных результатов обучения, а также продолжения образования на более высоких ступенях (в том числе обучения информатике в среднем и старшем звене) наиболее ценными являются следующие компетенции, отражённые в содержании курса:

  • основы логической и алгоритмической компетентности, в частности овладение основами логического и алгоритмического мышления, умением действовать в соответствии с алгоритмом и строить простейшие алгоритмы;
  • основы информационной грамотности, в частности овладение способами и приёмами поиска, получения, представления информации, в том числе информации, данной в различных видах: текст, таблица, диаграмма, цепочка, совокупность;
  • основы ИКТ - квалификации, в частности овладение основами применения компьютеров (и других средств ИКТ) для решения информационных задач;
  • основы коммуникационной компетентности. В рамках данного учебного предмета наиболее активно формируются стороны коммуникационной компетентности, связанные с приёмом и передачей информации. Сюда же относятся аспекты языковой компетентности, которые связаны с овладением системой информационных понятий, использованием языка для приёма и передачи информации.

 

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КОНКРЕТНОГО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА

 

В результате работы по программе учащимися должны быть достигнуты следующие результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования:

Личностные результаты овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; развитие мотивов учебной деятельности; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Метапредметные результаты освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач; активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач; использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной форме; овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества; овладение начальными сведениями о сущности и особенностях информационных объектов, процессов и явлений действительности; овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

Предметные результаты владение базовым понятийным аппаратом; владение практически значимыми информационными умениями и навыками, их применением к решению информатических и неинформатических задач.

ИКТ-квалификация сканирование изображения;запись аудиовизуальной информации об объекте; подготовка и проведение презентации перед небольшой аудиторией;создание текстового сообщения с использованием средств ИКТ; заполнение учебной базы данных; создание изображения с использованием графических возможностей компьютера; составление нового изображения из готовых фрагментов (компьютерная аппликация).

 

Личностные результаты

Метапредметные результаты

Предметные результаты

У выпускника будут сформированы:

  • учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
  • ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
  • способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
  • выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
  • устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
  • адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;
  • установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках;
  • получат возможность приобрести базовые умения работы с ИКТ-средствами, поиска информации в электронных источниках и контролируемом Интернете, научатся создавать сообщения в виде текстов, аудио и видеофрагментов, готовить и проводить небольшие презентации в поддержку собственных сообщений.

 

Регулятивные универсальные учебные действия

  • анализировать предлагаемую информацию, планировать предстоящую практическую работу, осуществлять корректировку хода практической работы, самоконтроль выполняемых практических действий;
  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
  • определять общую цель в совместной деятельности и пути её достижения, договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
  • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
  • различать способ и результат действия;
  • преобразовывать практическую задачу в познавательную;
  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
  • самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Познавательные универсальные учебные действия

  • осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации, с помощью инструментов ИКТ;
  • овладеет начальными формами познавательных универсальных учебных действий – исследовательскими и логическими: наблюдения, сравнения, анализа, классификации, обобщения;
  • строить сообщения в устной и письменной форме;
  • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
  • осуществлять синтез как составление целого из частей;
  • проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
  • устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
  • устанавливать аналогии;
  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
  • создавать и преобразовывать модели и схемы;
  • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
  • произвольно и осознанно владеть общими приёмами решения задач.

Коммуникативные универсальные учебные действия

  • адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач;
  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  • строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
  • задавать вопросы;
  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
  • проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договорённости и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке, участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде;
  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
  • адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
  • цепочка (конечная последовательность);
  • мешок (неупорядоченная совокупность);
  • одномерная и двумерная таблицы;
  • круговая и столбчатая диаграммы;
  • утверждения, логические значения утверждений;
  • исполнитель, система команд и ограничений, конструкция повторения;
  • дерево, понятия, связанные со структурой дерева;
  • игра с полной информацией для двух игроков, понятия: правила игры, ход игры, позиция игры, выигрышная стратегия;
  • выделение, построение и достраивание по системе условий: цепочки, дерева, мешка;
  • проведение полного перебора объектов;
  • определение значения истинности утверждений для данного объекта; понимание описания объекта с помощью истинных и ложных утверждений, в том числе включающих понятия: все/каждый, есть/нет, всего, не;
  • использование имён для указания нужных объектов;
  • использование справочного материала

 для поиска нужной информации, в том числе словарей (учебных, толковых и др.) и энциклопедий;

  • выполнение инструкций и алгоритмов для решения некоторой практической или учебной задачи;
  • построение и использование одномерных и двумерных таблиц, в том числе для представления информации;
  • приобрести первоначальный опыт работы с простыми информационными объектами: текстом, рисунком, аудио- и видеофрагментами; овладеют приёмами поиска и использования информации, научатся работать с доступными электронными ресурсами.

 

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА

 

1     класс (1 ч. в неделю; 33 часа)

I. Правила игры (2 ч.)

Правила работы с учебником (листами определений и задачами) и рабочей тетрадью, а также тетрадью проектов. Техника безопасности и гигиена при работе с компьютером. Правила работы с компьютерными составляющими курса: работа с собственным портфолио на сайте, с компьютерными уроками.

II. Базисные объекты и их свойства (14 ч.)

Основные объекты курса: фигурки, бусины, буквы и цифры. Свойства основных объектов: цвет, форма, ориентация на листе. Одинаковые и разные объекты (одинаковость и различие, по-разному определяемое на разных видах объектов: фигурках, буквах и цифрах, бусинах). Допустимые действия с основными объектами в бумажном учебнике: раскрась, обведи, соедини, нарисуй в окне, вырежи и наклей в окно. Совокупность объектов, в которой все объекты разные (нет двух одинаковых). Допустимые действия с основными объектами в компьютерных задачах: раскрась, обведи, соедини, положи в окно, напечатай в окне.

III. Цепочка (8 ч.)

Понятие о цепочке как о конечной последовательности элементов. Одинаковые и разные цепочки. Общий порядок элементов в цепочке – понятия: первый, второй, третий и т. п., последний, предпоследний. Частичный порядок элементов цепочки – понятия: следующий / предыдущий, идти раньше / идти позже, второй перед, третий после и т. п.  Понятия перед каждой и после каждой для элементов цепочки. Длина цепочки как число объектов в ней. Цепочка цепочек – цепочка, состоящая из цепочек. Цепочка слов, цепочка чисел. Операция склеивания цепочек. Шифрование как замена каждого элемента цепочки на другой элемент или цепочку из нескольких.

IV. Мешок (7 ч.)

Понятие мешка как неупорядоченного конечного мультимножества. Одинаковые и разные мешки. Мешок бусин цепочки. Перебор элементов мешка (понятия все / каждый). Понятия есть / нет / всего в мешке. Классификация объектов по одному и по двум признакам. Одномерная и двумерная таблица для мешка. Операция склеивания мешков цепочек (декартово произведение).

ИКТ-компетентность. Решение практических задач.

Изготовление при помощи компьютерного ресурса нагрудной карточки (беджа) (проект «Мое имя», специальная среда).

Совместное заполнение базы данных о всех учениках класса, изготовление бумажной записной книжки (проект «Записная книжка», специальная среда).

Изготовление изображения животного составлением его из готовых частей (проект «Фантастическое животное», специальная среда).

Изготовление открытки с использованием набора готовых изображений и графического редактора (проект «Новогодняя открытка», Перволого или графический редактор).

 

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 

п /п

 

Наименование

разделов

программы

Всего часов

Примерная программа (ФГОС)

Рабочая программа

  1.  

Раздел 1. «Правила игры»

2

2

  1.  

Раздел 2. «Базисные объекты и их свойства»

15

15

  1.  

Раздел 3. «Цепочка»

8

8

  1.  

Раздел 4. «Мешок»

8

8

Итого часов

33

33

 

ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО­-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

 

Средства обучения:кабинеты для занятий оснащены компьютерами, принтерами, сканерами, телевизором, интерактивной доской, мультимедийными проекторами, устройства вывода звуковой информации (колонки), демонстрационными и раздаточными дидактическими материалами.

Имеются технические и электронные средства обучения и контроля знаний учащихся, учебная и справочная литература, цифровые образовательные ресурсы.

Таблицы и плакаты к основным разделам, содержащиеся в программе по информатике.

Оборудование для проведения практических занятий: микроскопы, графические планшеты, наушники и т.д.

Список рекомендуемой учебно-методической литературы.

Для учителя:

  1. Рудченко Т.А., Семёнов А.Л. Сборник рабочих программ. Информатика. 1-4 классы. – М.: Просвещение, 2014 г.
  2. Информатика. Книга для учителя для 1 класса начальной школы. / А.Л. Семенов, Т.А. Рудченко, Архипова Е.С. –  М.: Просвещение,  2012 г.
  3. Рудченко Т.А., Архипова Е.С. Информатика. 1 класс. Поурочные разработки. –  М.: Просвещение: Ин-т новых технологий,  20012 г.

Пособие для учителя издается с 2009 г. в электронном виде – выкладывается для общего доступа на сайты издательства «Просвещение» (www.prosv.ru) и Института новых технологий (www.int-edu.ru). Пособие содержит программу и описание курса, общие советы по проведению занятий, обсуждение каждой новой темы и блока задач, относящегося к этой теме, комментарии к контрольным работам, к компьютерным составляющим курса, а также подробные описания работы в проектах.

Для учащихся:

  1. Информатика: Учебное пособие для 1 класса начальной школы.  В 2 частях. / А.Л.Семёнов, Т.А.Рудченко. – М.: Просвещение: Ин-т новых технологий, 2014 г.
  2. Информатика. Рабочая тетрадь. 1 класс. / А.Л.Семёнов, Т.А.Рудченко. –  М.: Просвещение: Ин-т новых технологий, 2014 г.

Дополнительная литература для учителя и учащихся:

  1.  Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Министерство образования РФ.
  2. Примерные программы для начальной школы. Министерство образования РФ.

Перечень Интернет-ресурсов и цифровых образовательных ресурсов:

  1. CD. Информатика для детей. 1-4 классы. – ООО «1С: Образовательная коллекция», 2007 г.
  2. CD. Мир информатики. 1-2 год обучения. Программа-тренажер. – ООО «Кирилл и Мефодий», 2011 г.
  3. CD. Интеллектуальный тренажер. Тренируем ум. – ООО «Открытый урок», 2015 г.

http://nachalka.seminfo.ruФГОС НОО. Учебно-методический портал.

http://edu.ru –  Система федеральных образовательных порталов.

http://school.edu.ru – Российский общеобразовательный портал.

http://school-collection.edu.ru – Цифровые образовательные ресурсы.

http://www.uroki.net – Образовательный портал.

http://www.klyaksa.net  – «Клякс@.net»- материалы по информатике.

http://eois.mskobr.ru – Единая Образовательная Информационная Среда.

http://www.kinder.ru –Каталог детских ресурсов Рунета.

http://school.holm.ru – Школьный мир: каталог образовательных ресурсов.

www.1september.ru – Сайт ИД «Первое сентября».

http://testedu.ru – Образовательные тесты.

 

Календарно-тематическое планирование курса «Информатика» для учащихся 1 класса

 


урока

Дата

Тема урока

Изучаемые вопросы

 

Планируемые результаты УУД

Формы контроля. Измерители

I триместр (10 часов)

1

 

Правила игры (2 часа).

Инструктаж по технике безопасности. Раскрась как хочешь. Правило раскрашивания.

Инструктаж по технике безопасности. Раскрашивать картинки и фигурки в отсутствие ограничений и по правилу раскрашивания.

 

 

 

 

 

 

Познавательные: получать представление о том, что изучает информатика, применять правило раскрашивания в практической деятельности; ознакомится с инструментом «заливка», научится использовать данный инструмент при решении компьютерных задач.

Регулятивные: работать по правилам игры: выполнять, контролировать и оценивать учеб­ные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реа­лизации.

Коммуникативные: слушать собеседника и вести диалог, вступать в речевое общение.

Личностные: освоение личностного смысла учения, желания учиться.

Текущий.

Практическая работа.

2

 

Проект «Моё имя».

Изготавливать с помощью компьютерного ресурса нагрудную карточку (бейдж).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Познавательные: получить представление о том, что такое проект, научиться находить предметы по заданному признаку или по образцу, действовать по правилу.

Регулятивные: планировать свою  деятельность, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, осуществлять контроль собственной деятельности, при необходимости вносить коррективы в план и способ действия, способны преодолевать трудности, связанные с выполнением работы.

Коммуникативные:вступать в речевое общение, знать правила ведения диалога.

Личностные: проявлять интерес к выполняемой работе, к творческому труду.

Текущий.

Творческая работа.

3

 

Базисные объекты и их свойства (15 часов).

Цвет.

Выбирать произвольно цвета для раскрашивания в рамках фиксированного набора.  Использовать инструмент «заливка».

 

 

 

 

 

 

Познавательные: находить нужную информацию в учебнике, словаре, компьютере. Открывать новые знания, осваивать новые умения в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений материалов учебника.

Регулятивные: определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно.

Коммуникативные: уважительно относиться к позиции других, пытаться договариваться.

Личностные: овладение навыками работы на компьютере; проявление интереса к выполняемой работе, к творческому труду.

Текущий.

Практическая работа.

4

 

Области.

Выделять на картинке области. Раскрашивать области фиксированным цветом.

 

 

 

 

 

 

 

Познавательные: находить предметы по заданному признаку или образцу, определять количество областей на картинке.

Регулятивные: анализировать предлагаемую информацию, планировать предстоящую практическую работу, осуществлять корректировку хода практической работы, самоконтроль выполняемых практических действий.

Коммуникативные:участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения.

Личностные: испытывать потребность в самореализации в доступной деятельности.

Текущий.

Практическая работа.

5

 

Соединяем линией.

Соединять две одинаковые фигурки. Использовать инструмент «карандаш» для выполнения действий «соедини».

 

 

 

 

 

 

Познавательные: находить свойства, по которым различаются предметы, обводить и соединять предметы, как на бумаге, так и в компьютерных задачах.

Регулятивные: планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане.

Коммуникативные: умение вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи.

Личностные: отзывчиво относиться к одноклассникам и проявлять готовность оказать им посильную помощь.

Текущий.

Практическая работа.

6

 

Одинаковые (такая же). Разные.

Сравнивать фигурки по различным признакам. Раскрашивать области фигурок так, чтобы фигурки стали одинаковыми.

 

 

 

 

Познавательные: овладение ло­гиче­скими действиями анализа, сравне­ния, синтеза,  классификации,  констру­ирования объяснений, обобщения;  установление аналогий и причинно-следственных связей.

Регулятивные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные: выполнять раз­личные роли (лидера, исполнителя),  правила работы в парах.

Личностные: способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до её завершения.

Текущий.

Практическая работа.

 7-8

 

Обводим.

Обводить (выделять) две или несколько одинаковых фигурок. Использовать инструмент «карандаш» для выполнения действий «обведи».

 

 

 

 

 

 

Познавательные: находить нужную информацию в учебнике, словаре, компьютере. Открывать новые знания, осваивать новые умения в процессе наблюдений, рассуждений ипрактических заданий.

Регулятивные: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала.

Коммуникативные: сотрудничать в совместном решении проблемы, искать нужную информацию, перерабатывать её.

Личностные: овладение навыками работы на компьютере; проявление интереса к выполняемой работе, к творческому труду.

Текущий.

Практическая работа.

II триместр (11 часов)

9

 

Бусины. Одинаковые бусины, разные бусины.

Осуществлять сравнение и классификацию бусин по форме и цвету. Выделять бусину из набора по описанию.

 

 

 

 

 

 

Познавательные: открывать новые знания, осваивать новые умения в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений материалов учебника, выполнения пробных поисковых упражнений.

Регулятивные: самостоятельно  формулировать цель урока после предварительного обсуждения; анализировать предложенное задание, отделять известное от неизвестного.

Коммуникативные: учиться высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновывать.

Личностные: самостоятельность, самооценка на основе критериев успешности учеб­ной деятельности.

Текущий.

Практическая работа.

10

 

Проект «Разделяй и властвуй», 1 часть.

Применять общие информационные методы для решения задачи (использовать метод разбиения задачи на подзадачи). Классифицировать предметы по одному, двум и более признакам.

 

 

Познавательные: расширять представление о проекте, продолжать развивать умение находить предметы по заданному признаку или по образцу, действовать по правилу.

Регулятивные: самостоятельно выполнять пробные поисковые действия для выявления оптимального решения проблемы.

Коммуникативные:  участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения.

Личностные: любознательность, ак­тивность и заинтересованность в по­знании мира.

Текущий.

Творческая работа.

11

 

Вырезаем и наклеиваем в окно.

Выполнять действия «вырежи и наклей в окно», «нарисуй в окне». Использовать инструмент «лапка» для выполнения действия «положи в окно».

 

 

 

 

 

 

Познавательные: находить нужную информацию в учебнике, словаре, компьютере. Открывать новые знания, осваивать новые умения в процессе наблюдений, рассуждений ипрактических заданий.

Регулятивные: анализировать предлагаемую информацию, планировать предстоящую практическую работу, осуществлять корректировку хода практической работы, самоконтроль выполняемых практических действий.

Коммуникативные: уметь договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

Личностные: овладение навыками работы на компьютере; проявление интереса к выполняемой работе, к творческому труду.

Текущий. Практическая работа.

12

 

Сравнение фигурок наложением.

Сравниваем фигурки на­ложением.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Познавательные:  сравнивать, обобщать, наблюдать и делать самосто­ятельные   простые выводы.

Регулятивные: выделять необходимую информацию, опираясь на различные источники, осуществляя анализ и сравнение объектов.

Коммуникативные:владение коммуникативными умениями с целью реализации возможностей успешного сотрудничества с учителем и учащимися класса.

Личностные: формирование у детей мотивации к обучению, помощь в самоорганизации и саморазвитии.

Текущий. Практическая работа.

13

 

Рисуем в окне.

Выполнять действия «нарисуй в окне». Рисовать (строить) в ок­не бусину по описанию.

 

 

 

 

Познавательные: овладение ло­гиче­скими действиями анализа, сравне­ния, синтеза,  классификации,  констру­ирования объяснений, обобщения;  установление аналогий и причинно-следственных связей.

Регулятивные: находят необходимую ин­формацию, опираясь на различные источники, в том числе свой жизненный опыт и полученные ранее знания.

Коммуникативные: учиться высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновывать.

Личностные: заинтересованность в расширении и углублении знаний.

Текущий. Практическая работа.

14

 

Все, каждый. Пометь галочкой.

Выполнять действие «пометь галочкой». Выделять все объекты (фигурки, бусины), удовлетворяющие условию, обводкой или галочкой.

 

 

Познавательные: ориентироваться  в  задании,  поиске,  анализе  и  отборе  необходимой информации,  планировании  действий.

Регулятивные: самостоятельно создавать алгоритм деятельности, строить логическую це­почку рассуждений, делать выводы.

Коммуникативные: участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения.

Личностные: овладение навыками работы на компьютере; проявление интереса к выполняемой работе, к творческому труду.

Текущий. Практическая работа.

15

 

Контрольная работа 1.

Закрепление  приобретенных знаний и умений. Контроль знаний.

Познавательные: умение самостоятельно разбирать задание и выполнять его.

Регулятивные: понимание и принятие учебной задачи, поиск и нахождение способов её решения.

Коммуникативные:Высказывать собственные суждения и давать им обоснование.

Личностные: самостоятельность, самооценка на основе критериев успешности учеб­ной деятельности.

Текущий.

Проверочная работа.

16

 

Работа над ошибками контрольной работы. Выравнивание, решение необязательных и трудных задач.

Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе. Применять общие информационные методы для решения задачи (проводить полный перебор объектов).

 

Познавательные: умение работать в информационном поле. Умение находить ошибку. Исправлять и приводить аналогичные примеры.

Регулятивные: понимание причины неуспешной учебной деятельности и способность конструктивно действовать в условиях неуспеха.

Коммуникативные:владение коммуникативными умениями с целью реализации возможностей успешного сотрудничества с учителем и учащимися класса.

Личностные: формирование у детей мотивации к обучению, помощь в самоорганизации и саморазвитии.

Текущий.

17

 

Проект «Фантастический зверь».

Собирать с помощью инструмента «лапка»  изображение фантастического животного,  выбирать для своего животного фон и звук.

 

 

 

Познавательные:  осваивать способы решения задач творческого характера (построение объ­екта из готовых частей).

Регулятивные: самостоятельно выполнять пробные поисковые действия для выявления оптимального решения проблемы.

Коммуникативные:  участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения.

Личностные: любознательность, ак­тивность и заинтересованность в по­знании мира.

Текущий. Творческая работа.

18

 

Цепочка (8 часов).

Русские буквы и цифры. Одинаковые и разные буквы и цифры.

Осваивать знаковую систему родного языка. Выделять русские буквы и циф­ры из набора букв и знаков. Использовать инструмент «текст».

 

 

 

 

 

Познавательные: открывать новые знания, осваивать новые умения в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений материалов учебника.

Регулятивные: находят необходимую ин­формацию, опираясь на различные источники, в том числе свой жизненный опыт и полученные ранее знания.

Коммуникативные: учиться высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновывать.

Личностные: овладение навыками работы на компьютере; проявление интереса к выполняемой работе, к творческому труду.

Текущий. Практическая работа.

19

 

Цепочка. Бусины в цепочке.

Знакомиться с важнейшими информационными понятиями, строить графи­ческие, знаково-символические и телесные модели в виде цепочек.

 

 

 

 

 

Познавательные: научатся находить и начало и конец в цепочке и обозначать их, составлять цепочки из бусин, букв и других предметов.

Регулятивные: под руководством учителя определяют учебную задачу урока на основе соот­несения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.

Коммуникативные:  уметь слушать, слышать и понимать партнера, достаточно четко и полно выражать свои мысли.

Личностные: способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Текущий.

Практическая работа.

III триместр (13 часов)

20

 

Цепочка: следующий и предыдущий.

Выде­лять, достраивать и строить цепочку по описанию, содержащему понятия, связанные с общим порядком элементов в цепочке: следующий/предыду­щий, раньше/позже.

 

 

 

Познавательные: вести отсчет бусин от любой бусины цепочки, определять истин­ность-ложность утверждений.

Регулятивные: соотнесение и вы­бор ответа из нескольких; работа с раз­ными источниками информации в соот­ветствии с учебной задачей; учиться работать по предложенному учителем плану; освоение начальных форм по­знавательной и лич­ностной рефлексии. 

Коммуникативные: участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения.

Личностные: наличие выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения.

Текущий. Практическая работа.

21

 

Проект «Вырезаем бусины» (вырезаем бусины, нанизываем цепочку бусин и числовой ряд).

Изготавливать телесную модель цепочки бусин — картонные бусины и нить (ось цепочки). Нанизывать телесные цепочки бусин по описанию.

 

 

 

 

 

Познавательные: расширять представление о проекте, продолжать развивать умение находить предметы по заданному признаку или по образцу, действовать по правилу.

Регулятивные: самостоятельно выполнять пробные поисковые действия для выявления оптимального решения проблемы.

Коммуникативные:  участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения.

Личностные: любознательность, ак­тивность и заинтересованность в по­знании мира.

Текущий.

Творческая работа.

22

 

Раньше, позже.

Порядок действий. Определение последовательности событий.

 

 

 

 

 

 

 

Познавательные: ориентироваться  в  задании,  поиске,  анализе  и  отборе  необходимой информации,  планировании  действий.

Регулятивные: работать по составленному совместно с учителем плану, используя необходимые дидактические средства. Анализировать предложенное задание, разделять известное и неизвестное.

Коммуникативные: осуществлять  объективный  самоконтроль  и  оценивать  собственную деятельность  и  деятельность  своих  товарищей.

Личностные: развитие любознательности,  стремления  и  готовности  прийти  на помощь тем, кто нуждается в ней.

Текущий. Практическая работа.

23

 

Числовой ряд. Числовая линейка.

Строить и достраивать числовую линейку.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Познавательные: находить нужную информацию в учебнике, словаре, компьютере. Открывать новые знания, осваивать новые умения в процессе наблюдений, рассуждений ипрактических заданий.

Регулятивные: ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала.

Коммуникативные: учиться высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновывать.

Личностные: самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, принятие образа «хорошего ученика».

Текущий.

Практическая работа.

24

 

Проект «Записная книжка».

Изготовление при помощи компьютерного ресурса базы данных об учениках класса, изготовление бумажной записной книжки.

 

 

 

 

 

Познавательные: представлять информацию в виде базы данных, обмениваться информаци­ей при помощи компьютерного ресурса.

Регулятивные: осваивание способов решения проблем творческого и поискового характера; начальных форм познавательной и личностной рефлексии.

Коммуникативные: выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Личностные: наличие мотивации к работе на результат, к творческому труду;самостоятельность и личная ответ­ственность за свои поступки.

Текущий.

Творческая работа.

25

 

Одинаковые и разные цепочки.

Выделять из набора две или несколько одинаковых цепочек. Достраивать цепочки так, чтобы они стали одинаковыми (разными).

 

 

 

 

Познавательные: овладение ло­гиче­скими действиями анализа, сравне­ния, синтеза,  классификации,  констру­ирования объяснений, обобщения;  установление аналогий и причинно-следственных связей.

Регулятивные: работать по составленному совместно с учителем плану, используя необходимые дидактические средства. Анализировать предложенное задание, разделять известное и неизвестное.

Коммуникативные: уметь слушать, слышать и понимать партнера, достаточно четко и полно выражать свои мысли.

Личностные: заинтересованность в расширении и углублении знаний.

Текущий.

Практическая работа.

26

 

Мешок (8 часов).

Мешок. Пустой мешок. Есть – нет.

Знакомиться с важнейшими информационными понятиями, строить графи­ческие, знаково-символические и телесные модели в виде мешков и таб­лиц. Выделять, достраивать и строить мешок по описанию,  содержащему понятия есть, нет, всего, в том числе понятие пустой мешок.

 

Познавательные:  открывать новые знания, осваивать новые умения в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений материалов учебника, выполнения пробных поисковых упражнений.

Регулятивные: выбирать дейст­вия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализа­ции: планирование хода решения задачи.

Коммуникативные: ставить во­просы, обращаться за помощью; формулировать собственное мне­ние и позицию.

Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося, развивать мотивы учебной деятельности и формировать личностный смысл учения.

Текущий.

Практическая работа.

27

 

Одинаковые и разные мешки.

Выделять в наборе, достраивать и строить одинаковые и разные мешки. Собирать мешок с по­мощью инструмента «лапка» и библиотеки объектов.

 

Познавательные: отличать одинаковые мешки от разных, определять истинность-ложность утверждений.

Регулятивные: структурировать знания, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности.

Коммуникативные: участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения.

Личностные: чувствовать уверенность в себе, верить в свои возможности.

Текущий.

Практическая работа.

28

 

Таблица для мешка (одномерная). 

Заполнять од­номерную таблицу для данного мешка. Строить мешок по его одномерной таблице.

 

 

 

 

 

 

Познавательные: заполнять таблицу для мешка выпол­нять работу, руководствуясь инструкцией, работать со словарем.

Регулятивные: выделять необходимую информацию, опираясь на различные источники, осуществляя анализ и сравнение объектов.

Коммуникативные: слушать учителя и одноклассников, высказывать свое мнение. Осуществлять  объективный  самоконтроль  и  оценивать  собственную деятельность  и  деятельность  своих  товарищей.

Личностные: развитие любознательности,  стремления  и  готовности  прийти  на помощь тем, кто нуждается в ней.

Текущий.

Практическая работа.

29

 

Решение задач.

Закрепление приобретенных навыков в решении  задач  комбинаторного типа.

Решение логических задач.

 

 

 

 

 

 

Познавательные:  искать графическую и тексто­вую информацию в рамках одной задачи.

Регулятивные: планировать последовательность практических действий для реализации замысла.

Коммуникативные:  ставить во­просы, формулировать свои за­труднения, строить понятные для партнёра высказывания.

Личностные: понимать важность знаний, полученных на уроке, проявлять интерес к предмету.

Текущий.

Практическая работа.

30

 

Контрольная работа 2.

Закрепление  приобретенных знаний и умений. Контроль знаний.

 

 

 

 

 

 

 

 

Познавательные: умение самостоятельно разбирать задание и выполнять его.

Регулятивные: понимание и принятие учебной задачи, поиск и нахождение способов её решения.

Коммуникативные:Высказывать собственные суждения и давать им обоснование.

Личностные: самостоятельность, самооценка на основе критериев успешности учеб­ной деятельности.

Текущий.

Проверочная работа.

31

 

Работа над ошибками контрольной работы. Выравнивание, решение необязательных и трудных задач.

Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе. Применять общие информационные методы для решения задачи (проводить полный перебор объектов).

 

 

 

Познавательные: умение работать в информационном поле. Умение находить ошибку. Исправлять и приводить аналогичные примеры.

Регулятивные: понимание причины неуспешной учебной деятельности и способность конструктивно действовать в условиях неуспеха.

Коммуникативные:владение коммуникативными умениями с целью реализации возможностей успешного сотрудничества с учителем и учащимися класса.

Личностные: формирование у детей мотивации к обучению, помощь в самоорганизации и саморазвитии.

Текущий.

32-33

 

Урок решения проектных задач.

Осваивать способы решения задач творческого характера

Познавательные: понимает необходимость использования пробно-поисковых практических упражнений для открытия нового знания и умения. Ориентироваться  в  задании,  поиск,  анализ  и  отбор  необходимой информации,  планирование  действий.

Регулятивные: коллективно разрабатывать несложные тематические проекты и самостоятельно их реализовывать, вносить коррективы в полученные результаты.

Коммуникативные: участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении учебных практических работ и реализации несложных проектов: в принятии идеи, поиске и отборе необходимой информации, создании и практической реализации окончательного образа объекта, определении своего места в общей деятельности.

Личностные: принимать мнения и высказывания других людей, уважительно относиться к ним.

Текущий. Творческая работа.