Рабочая программа по предмету

информатика

для 2 класса В

на 2014 – 2015 учебный год

 

Разработала учитель начальных классов

Гусева Елена Анатольевна

Пояснительная записка

Рабочая программа учителя по курсу информатика для учащихся 2-го класса  рассчитана на 34 часов (1 час в неделю, 34 учебные недели) и разработана в соответствии:

  • с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее Стандарта);
  • рекомендациями Примерной основной образовательной программой образовательного учреждения. Начальная школа. Составитель Е.С. Савинов. – М.: Просвещение, 2012 г. рекомендованной МО и Науки РФ (далее Примерной Программой);
  • с положениями Основной образовательной программой начального общего образования ГБОУ СОШ №2105  (далее Образовательной программой);
  • с возможностями учебно-методического комплекта, разработанного на основе авторской издательской программы курса «Информатика в играх и задачах» автора Горячева А.В. (Сборник программ «Образовательная система «Школа 2100» / под ред. А. А. Леонтьева. - М.: Баласс, 2011),, согласующейся с концепцией образовательной модели «Начальная школа 21 век», с образовательными потребностями и запросами обучающихся  и их родителей.
  • Предлагаемая программа отражает один из возможных ва­риантов раскрытия государственных стандартов начального образования по образовательной области «Технология».

 

Данный курс является пропедевтическим курсом и рассчитан  на изучение учащимися 2 класса в течение 34 часов (из расчета 1 час в неделю). Про­грамма соответствует федеральному государственному образовательному  стандарту начального общего образования по технологии.

УМК «Информатика» состоит из следующих компонентов:

- Учебник:Горячев А.В., Горина К.И., Волкова Т.О. Информатика в играх и задачах. 2-й класс в 2-х частях: Учебник-тетрадь в 2 ч. – М.: Баласс, 2005.

          - Методическое обеспечение:  Горячев А.В., Горина К.И., Суворова Н.И., Спиридонова Т.Ю., Лобачева Л.Л. Информатика в играх и задачах. 2 класс. Методические рекомендации для учителя.- М.: Баласс, 2005.

Данный курс предназначен для развития логического, алгоритмического и системного мышления, создания предпосылок успешного освоения учащимися инвариантных фундаментальных знаний и умений в областях, связанных с информатикой, которые вследствие непрерывного обновления и изменения в аппаратных и программных средствах выходят на первое место в формировании научного информационно-технологического потенциала общества

В курсе выделяются следующие разделы:

  • описание объектов – атрибуты, структуры, классы;
  • описание поведения объектов – процессы и алгоритмы;
  • описание логических рассуждений – высказывания и схемы логического вывода;
  • применение моделей (структурных и функциональных схем) для решения разного.

Материал этих разделов изучается на протяжении всего курса концентрически, так, что объём соответствующих понятий возрастает от класса к классу.

Главная цель данного курса информатики и ИКТ – развивая логическое, алгоритмическое и системное мышление, создавать предпосылку успешного освоения инвариантных фундаментальных знаний и умений в областях, связанных с информатикой, которые вследствие непрерывного обновления и изменения аппаратных и программных средств выходят на первое место в формировании научного информационно-технологического потенциала общества.

Задачи курса:

1) развитие у школьников навыков решения задач с применением таких подходов к решению, которые наиболее типичны и распространены в областях деятельности, традиционно относящихся к информатике:

• применение формальной логики при решении задач – построение выводов путем применения к известным утверждениям логических операций «если–то», «и», «или», «не» и их комбинаций – «если ... и ..., то...»);

• алгоритмический подход к решению задач – умение планирования последовательности действий для достижения какой-либо цели, а также решения широкого класса задач, для которых ответом является не число или утверждение, а описание последовательности действий;

• системный подход – рассмотрение сложных объектов и явлений в виде набора более простых составных частей, каждая из которых выполняет свою роль для функционирования объекта в целом; рассмотрение влияния изменения в одной составной части на поведение всей системы;

• объектно-ориентированный подход – акцентирование объектов, а не действий, умение объединять отдельные предметы в группу с общим названием, выделять общие признаки предметов этой группы и действия, выполняемые над этими предметами; умение описывать предмет по принципу «из чего состоит и что делает (можно с ним делать»);

2) расширение кругозора в областях знаний, тесно связанных с информатикой: знакомство с графами, комбинаторными задачами, логическими играми с выигрышной стратегией («начинают и выигрывают») и некоторыми другими

3) создание у учеников навыков решения логических задач и ознакомление с общими приемами решения задач – «как решать задачу, которую раньше не решали» – с ориентацией на проблемы формализации и создания моделей ( поиск закономерностей, рассуждения по аналогии, по индукции, правдоподобные догадки, развитие творческого воображения и др.).

         Личностными результатами изучения информатики являются воспитание и развитие социально и личностно значимых качеств, индивидуально-личностных позиций, ценностных установок, раскрывающих отношение к труду, систему норм и правил межличностного общения, обеспечивающую успешность совместной деятельности.

         Метапредметными результатами изучения информатики и ИКТ является освоение учащимися универсальных способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.

         Предметными результатами изучения информатики и ИКТ являются доступные по возрасту начальные сведения о компьютере, элементарные умения предметно-преобразовательной деятельности, элементарный опыт творческой и проектной деятельности.

Основные цели программы: формирование первоначальных представлений о свойствах информации, способах работы с ней, в частности с использованием компьютера.

Виды учебной деятельности.

- простейшие наблюдения и исследования объектов, способов их обработки, конструкций, их свойств.

- моделирование.

- Решение доступных конструкторско-технологических задач.

- простейшее проектирование

К концу обучения в начальной школе будет обеспечена готовность обучающихся к дальнейшему образованию, достигнут необходимый уровень первоначальных умений, которые включают овладение такими универсальными учебными действиями, как:

  • ориентировка в задании, поиск, анализ и отбор необходимой информации, планирование действий, прогнозирование результатов собственной и коллективной деятельности, осуществление объективного самоконтроля и оценки собственной деятельности и деятельности своих товарищей, умение находить и исправлять ошибки в своей практической работе.
  • Умение самостоятельно справляться с доступными проблемами, реализовать собственные замыслы, устанавливать доброжелательные взаимоотношения в рабочей группе, выполнять разные социальные роли (руководитель-подчиненный)
  • Развитие личностных качеств: любознательность, доброжелательность, трудолюбие, уважение к труду, внимательное отношение к старшим, младшим и одноклассникам, стремление и готовность прийти на помощь тем, кто в ней нуждается.

 

 

Календарно-тематическое планирование

 

   Информатика 2 класс

1

Отличительные признаки и   составные части предметов

8

01.09-22.10

 

Контрольная работа по теме:   «Отличительные признаки и составные части предметов»

 

15.10

2

План действий и его   описание

8

12.11-14.01

 

Контрольная работа по теме:   «План действий и его описание»

 

17.12

3

Логические рассуждения

18

21.01-27.05

 

Контрольная работа по теме:   «Логические рассуждения»

 

20.05

 

 

Содержание курса
предмета «Информатика и ИКТ»
2 класс

 

  1. Отличительные признаки и составные части предметов (8 ч)
    Выделение признаков предметов, узнавание предметов по заданным признакам. Сравнение двух или более предметов. Разбиение предметов на группы по заданным признакам. Составные части предметов.
  2. План действий и его описание (8 ч)
    Последовательность действий. Последовательность состояний в природе. Выполнение последовательности действий. Составление линейных планов действий. Поиск ошибок в последовательности действий. Знакомство со способами записи алгоритмов. Знакомство с ветвлениями в алгоритмах.
  3. Логические рассуждения (18 ч)
    Истинность и ложность высказываний. Логические рассуждения и выводы. Поиск путей на простейших графах, подсчет вариантов. Высказывания и множества. Вложенные множества. Построение отрицания высказываний.

 

Требования к результатам обучения.

В результате обучения информатики и ИКТ ученик будет знать/понимать:

  • Область применения и назначения компьютера;
  • Основные источники информации;
  • Назначение основных устройств компьютера
  • Правил безопасного поведения и гигиены при работе с компьютером.

Уметь:

  • называть признаки, состав и действия предметов;
  • ориентироваться в пространстве;
  • находить предмет на координатной сетке;
  • определять действие, его результат и обратное действие;
  • составлять алгоритм, алгоритм с ветвлением;
  • называть множество, элементы множества, сравнивать множества;
  • уметь решать задачи путем отображения множеств;
  • кодировать слова разными способами;
  • находить пересечение, объединение, включение множеств;
  • определять истинные и ложные высказывания, смысл понятий «и» и «или»;
  • чертить графы и деревья, решать с их помощью задачи.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • решения несложных учебных и практических задач с применением возможностей компьютера;
  • поиска информации с использованием простейших запросов;
  • изменения и создания информационных объектов на компьютере.

 

 

ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ:


1. Информатика в играх и задачах: Учебник-тетрадь для 2 кл./ А. В. Горячев, Т. О. Волкова, К. И. Горина идр.- М.: Баласс, 2011г.

2. Информатика в играх и задачах для 2 кл.: Методические рекомендации для учителя/А. В. Горячев, Т. О. Волкова, К. И. Горина и др.- М.: Баласс, 2007г..

 

  1. http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/
  2. http://videouroki.net/

 

 

 

Тематическое планирование 2 класс

I четверть

№ п/п

Наименование раздела программы

Тема урока

Коли-чество часов

Тип

уро-ка

Элементы содержания урока

Требования к

уровню подготовки учащихся

Вид

конт-

роля

Д/з

Дата проведения

план

факт

1

Отличительные признаки и составные   части предметов (8 часов)

Признаки   предметов.

 

 

Изучение   признаков предметов (цвет, форма, размер, материал и т.п.). Обобщение и   классификация предметов по какому-либо общему признаку.

 

Уметь   находить признаки предмета, классифицировать предметы по какому-либо   признаку.

Ф

С.5   №8

 

03.09

07.09

 

2

Описание   предметов.

 

1

ИН

Описывание и   определение предметов через из признаки. Сравнение предметов по их признакам.

Уметь   описывать предмет, сравнивать предметы по их признакам.

 

Ф, ГР

 

С.9 №18

 

10.09

14.09

 

3

Состав   предметов.

 

1

ИН

Знакомство с понятием   составных частей предметов. Описывание предметов через их составные части.

Уметь   описывать предмет, называя его составные части.

Ф, СР

 

С.13 №28

 

17.09

21.09

 

4

Действия   предметов.

 

1

ИН

Определение и   называние действия предметов. Обобщение и классификация предметов по их   действиям.

Уметь   определять и называть действия предметов.

 

Ф, ГР

 

С.17 №38

 

24.09

28.09

 

 

 

 

 

5

Отличительные признаки и составные   части предметов (8 часов)

Симметрия.

 

1

КУ

Закрепление   пространственных представлений («вверх», «вправо», «влево»). Введение понятия   симметричности фигур, оси симметрии.

Уметь   ориентироваться в пространстве. Знать расположение оси симметрии. Уметь   отличать симметричные фигуры.

Ф, СР

 

Нарис.   домик, симметр. относит. вертик. оси

01.10

05.10

 

6

Координатная   сетка.

 

1

ИН

Формирование   представлений о координатной сетке. Знакомство с локализацией предметов на   координатной сетке.

Уметь   определять координаты предметов.

 

Ф, ГР

 

С.26 №59

 

08.10

12.10

 

7

Контрольная   работа №1 по теме: «Отличительные признаки и составные части предметов».

1

КР

Проверка   знаний учащихся по пройденным темам.

Уметь   классифицировать предметы по общему признаку, находить предмет по его   координатам, ориентироваться в пространстве, описывать предмет.

 

Ф, СР

 

Вырез. любые 3 фигуры, имеющие ось симметрии

 

15.10

19.10

 

8

Знакомство с   компьютером.

1

КУ

Дать первое   представление о компьютере и о его устройстве.

Уметь   включать и выключать компьютер.

ПР

С.28   №67

 

22.10

26.10

 

II четверть

9

 

Действия   предметов.

 

1

ИН

Знакомство с   действиями предметов и их результатами. Определение результата действия.

Уметь   определять действия предметов и их результаты.

 

Ф,   СР

 

С.38   №9

 

12.11

09.11

 

 

 

 

 

10

План действий и его описание ( 8   часов)

Обратные   действия.

1

ИН

Знакомство с   понятием «обратное действие». Определение обратного действия.

Уметь   определять обратное действие.

Ф, ГР

 

С.42 №18

 

19.11

16.11

 

11

Последовательность   событий.

1

ИН

Подготовка к   введению понятия «алгоритм». Определение последовательности событий.

Уметь   определять последовательность событий.

Ф, СР, ГР

 

С.46 №28

26.11

23.11

 

12

Алгоритм.

1

ИН

Введение   понятия «алгоритм». Составление и выполнение алгоритма. Поиск ошибок и   исправление алгоритма.

Уметь   составлять и выполнять алгоритм.

 

Ф, СР

 

С.50 №38

 

03.12

30.11

 

13

Ветвление.

1

ИН

Знакомство с   понятием «ветвление» в алгоритме. Составление алгоритма с ветвлением   (условием).

Уметь   составлять алгоритм с ветвлением.

 

Ф, ГР

 

С. 54 №48 (б)

 

10.12

07.12

 

14

Контрольная   работа №2 по теме: «План действий и его описание».

1

КР

Проверка   знаний по пройденным темам.

Уметь   определять действия предметов и обратные им, последовательность событий.   Уметь составлять алгоритм и алгоритм с ветвлением.

КР

Нарис.   картинку «Чего не бывает на свете»

 

17.12

14.12

 

15

Работа с   мышью

1

КУ

Познакомить с   устройством ввода – мышь. Назначением мыши. Курсор мыши.

Уметь   управлять «мышью».

ПР

С.60   №65

24.12

21.12

 

16

Работа с   мышью

1

КУ

Познакомить с   устройством ввода – мышь.

Уметь   управлять «мышью».

ПР

С.60   №66

 

14.01

28.12

 

III четверть

17

Логические рассуждения ( 18 ч)

Множество.   Элементы множеств.

1

ИН

Знакомство с   понятием «множество», «элементы множества». Нахождение множества предметов.

Уметь   находить пересечение, объединение, включение множеств; называть множество, элементы   множества, сравнивать множества.

Ф,   СР

 

С.5   №10

 

21.01

11.01

 

18

Способы   задания множеств.

1

ИН

Упражнение в   задавании множества путем перечисления элементов. Выделение и называние   общего свойства элементов множества. Составление множества.

Уметь решать   задачи путем отображения множеств.

Ф, ГР

 

С.9 №20

 

28.01

18.01

 

 

19

Сравнение   множеств. Равенство множеств. Сравнение множеств по числу элементов. Пустое   множество.

1

ИН

Сравнение   множеств. Знакомство с понятиями «равенство множеств», «пустое множество».

 

Уметь   сравнивать множества, определять «равные» множества, «пустое множество»

Ф, СР

 

С.13 №30

 

04.02

25.01

 

20

Отображение   множеств.

1

ИН

Сопоставление   элементов двух множеств. Решение задач путем отображения множеств.

Уметь решать задачи   путем отображения множества.

Ф

С.17 №40

 

11.02

01.02

 

21

Кодирование.

 

1

ИН

Знакомство с   понятием «кодирование». Упражнение в кодировании слов разными способами.

Уметь   кодировать слова, уметь декодировать слова.

Ф, ПР

 

С.21 №49

 

18.02

08.02

 

22

Вложенность   (включение) множеств.

1

ИН

Знакомство с   понятием «включение множеств». Упражнение в составлении множества.

Уметь   составлять множества с «включением»

Ф

С.25 №60

 

25.02

15.02

 

23

Логические рассуждения ( 18 ч)

Пересечение   множеств.

1

ИН

Понятие   «пересечение множеств». Упражнение в нахождении пересечения множеств.

Уметь   находить пересечение множеств, уметь показывать пересечение на кругах.

Ф, ИА

 

С.29 №70

 

04.03

22.02

 

24

Объединение   множеств.

1

ИН

Понятие   «объединение множеств». Упражнение в нахождении и обозначении объединения   множеств.

Уметь   находить объединение множеств, уметь показывать объединение на кругах.

Ф, ГР

 

С.33 №79

 

11.03

01.03

 

25

Контрольная   работа №3 по теме: «Множества. Операции над множествами».

1

КР

Повторение   пройденного материала. Проверка знаний и умений учащихся по пройденным темам.

 

КР

С.34 №81, 82

 

18.03

15.03

 

26

Знакомство с   клавиатурой. Клавиатурный тренажер

1

Ком.

Познакомить   с клавиатурой, основными клавишами.

Уметь   работать с клавиатурным тренажером.

Пр

С.40 №99

01.04

05.04

 

IV четверть

27

 

Знакомство с   клавиатурой. Клавиатурный тренажер

1

Ком.

Познакомить   с клавиатурой, основными клавишами.

Уметь   работать с клавиатурным тренажером.

Пр

С.40 №100

 

08.04

12.04

 

28

 

Понятия   «истина», «ложь».

1

ИН

Понятия   «ложь» и «истина». Упражнение в определении истинных и ложных высказываний.

Уметь   определять истинность и ложность высказываний.

Ф

С.46   №10, 12

 

15.04

12.04

 

29

 

Отрицание.

1

ИН

Понятие   «отрицание». Получение отрицания из исходных высказываний путем прибавления   частицы «не» и подбора антонимов.

Уметь   определять истинные и ложные высказывания, смысл понятий с частицей «не»

Ф, СР

С.50 №23, 24

 

22.04

19.04

 

30

Логические рассуждения ( 18 ч)

Логические   операции «и», «или».

1

ИН

Понятия «и»,   «или». Упражнение в нахождении ответа по данным характеристикам.

Уметь   определять истинные и ложные высказывания, смысл понятий «и» и «или».

Ф, ГР

С.55 №36

 

29.04

26.04

 

31

Графы,   деревья.

1

ИН

Уточнение   представлений о графе. Обучение черчению деревьев. Смысл графов и деревьев.

Уметь чертить   графы и деревья, решать с их помощью задачи.

Ф, СР

С.59 №46, 47

 

06.05

03.05

 

32

Комбинаторика.

1

ИН

Упражнение   в решении задач с помощью приемов комбинаторики.

Уметь решать   задачи с помощью приемов комбинаторики.

Ф

С.62 №55, 56

13.05

10.05

 

 

33

Контрольная   работа №4 по теме: «Высказывания. Комбинаторика».

1

КР

Повторение   пройденного материала. Проверка знаний и умений учащихся по пройденным темам.

Уметь   чертить графы и деревья, решать с их помощью задачи. Уметь определять   истинные и ложные высказывания, смысл понятий «и» и «или».

КР

С.62 №58

 

20.05

17.05

 

34

Работа с   клавиатурой

1

Комб.

Закрепление   навыка работы с клавиатурой.

Уметь   работать с клавиатурным тренажером.

ПР

С.64 №66

 

27.05

24.05