Рабочая программа по предмету
информатика
для 2 класса В
на 2014 – 2015 учебный год
Разработала учитель начальных классов
Гусева Елена Анатольевна
Пояснительная записка
Рабочая программа учителя по курсу информатика для учащихся 2-го класса рассчитана на 34 часов (1 час в неделю, 34 учебные недели) и разработана в соответствии:
- с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее Стандарта);
- рекомендациями Примерной основной образовательной программой образовательного учреждения. Начальная школа. Составитель Е.С. Савинов. – М.: Просвещение, 2012 г. рекомендованной МО и Науки РФ (далее Примерной Программой);
- с положениями Основной образовательной программой начального общего образования ГБОУ СОШ №2105 (далее Образовательной программой);
- с возможностями учебно-методического комплекта, разработанного на основе авторской издательской программы курса «Информатика в играх и задачах» автора Горячева А.В. (Сборник программ «Образовательная система «Школа 2100» / под ред. А. А. Леонтьева. - М.: Баласс, 2011),, согласующейся с концепцией образовательной модели «Начальная школа 21 век», с образовательными потребностями и запросами обучающихся и их родителей.
- Предлагаемая программа отражает один из возможных вариантов раскрытия государственных стандартов начального образования по образовательной области «Технология».
Данный курс является пропедевтическим курсом и рассчитан на изучение учащимися 2 класса в течение 34 часов (из расчета 1 час в неделю). Программа соответствует федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования по технологии.
УМК «Информатика» состоит из следующих компонентов:
- Учебник:Горячев А.В., Горина К.И., Волкова Т.О. Информатика в играх и задачах. 2-й класс в 2-х частях: Учебник-тетрадь в 2 ч. – М.: Баласс, 2005.
- Методическое обеспечение: Горячев А.В., Горина К.И., Суворова Н.И., Спиридонова Т.Ю., Лобачева Л.Л. Информатика в играх и задачах. 2 класс. Методические рекомендации для учителя.- М.: Баласс, 2005.
Данный курс предназначен для развития логического, алгоритмического и системного мышления, создания предпосылок успешного освоения учащимися инвариантных фундаментальных знаний и умений в областях, связанных с информатикой, которые вследствие непрерывного обновления и изменения в аппаратных и программных средствах выходят на первое место в формировании научного информационно-технологического потенциала общества
В курсе выделяются следующие разделы:
- описание объектов – атрибуты, структуры, классы;
- описание поведения объектов – процессы и алгоритмы;
- описание логических рассуждений – высказывания и схемы логического вывода;
- применение моделей (структурных и функциональных схем) для решения разного.
Материал этих разделов изучается на протяжении всего курса концентрически, так, что объём соответствующих понятий возрастает от класса к классу.
Главная цель данного курса информатики и ИКТ – развивая логическое, алгоритмическое и системное мышление, создавать предпосылку успешного освоения инвариантных фундаментальных знаний и умений в областях, связанных с информатикой, которые вследствие непрерывного обновления и изменения аппаратных и программных средств выходят на первое место в формировании научного информационно-технологического потенциала общества.
Задачи курса:
1) развитие у школьников навыков решения задач с применением таких подходов к решению, которые наиболее типичны и распространены в областях деятельности, традиционно относящихся к информатике:
• применение формальной логики при решении задач – построение выводов путем применения к известным утверждениям логических операций «если–то», «и», «или», «не» и их комбинаций – «если ... и ..., то...»);
• алгоритмический подход к решению задач – умение планирования последовательности действий для достижения какой-либо цели, а также решения широкого класса задач, для которых ответом является не число или утверждение, а описание последовательности действий;
• системный подход – рассмотрение сложных объектов и явлений в виде набора более простых составных частей, каждая из которых выполняет свою роль для функционирования объекта в целом; рассмотрение влияния изменения в одной составной части на поведение всей системы;
• объектно-ориентированный подход – акцентирование объектов, а не действий, умение объединять отдельные предметы в группу с общим названием, выделять общие признаки предметов этой группы и действия, выполняемые над этими предметами; умение описывать предмет по принципу «из чего состоит и что делает (можно с ним делать»);
2) расширение кругозора в областях знаний, тесно связанных с информатикой: знакомство с графами, комбинаторными задачами, логическими играми с выигрышной стратегией («начинают и выигрывают») и некоторыми другими
3) создание у учеников навыков решения логических задач и ознакомление с общими приемами решения задач – «как решать задачу, которую раньше не решали» – с ориентацией на проблемы формализации и создания моделей ( поиск закономерностей, рассуждения по аналогии, по индукции, правдоподобные догадки, развитие творческого воображения и др.).
Личностными результатами изучения информатики являются воспитание и развитие социально и личностно значимых качеств, индивидуально-личностных позиций, ценностных установок, раскрывающих отношение к труду, систему норм и правил межличностного общения, обеспечивающую успешность совместной деятельности.
Метапредметными результатами изучения информатики и ИКТ является освоение учащимися универсальных способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.
Предметными результатами изучения информатики и ИКТ являются доступные по возрасту начальные сведения о компьютере, элементарные умения предметно-преобразовательной деятельности, элементарный опыт творческой и проектной деятельности.
Основные цели программы: формирование первоначальных представлений о свойствах информации, способах работы с ней, в частности с использованием компьютера.
Виды учебной деятельности.
- простейшие наблюдения и исследования объектов, способов их обработки, конструкций, их свойств.
- моделирование.
- Решение доступных конструкторско-технологических задач.
- простейшее проектирование
К концу обучения в начальной школе будет обеспечена готовность обучающихся к дальнейшему образованию, достигнут необходимый уровень первоначальных умений, которые включают овладение такими универсальными учебными действиями, как:
- ориентировка в задании, поиск, анализ и отбор необходимой информации, планирование действий, прогнозирование результатов собственной и коллективной деятельности, осуществление объективного самоконтроля и оценки собственной деятельности и деятельности своих товарищей, умение находить и исправлять ошибки в своей практической работе.
- Умение самостоятельно справляться с доступными проблемами, реализовать собственные замыслы, устанавливать доброжелательные взаимоотношения в рабочей группе, выполнять разные социальные роли (руководитель-подчиненный)
- Развитие личностных качеств: любознательность, доброжелательность, трудолюбие, уважение к труду, внимательное отношение к старшим, младшим и одноклассникам, стремление и готовность прийти на помощь тем, кто в ней нуждается.
Календарно-тематическое планирование
Информатика 2 класс |
|||
1 |
Отличительные признаки и составные части предметов |
8 |
01.09-22.10 |
|
Контрольная работа по теме: «Отличительные признаки и составные части предметов» |
|
15.10 |
2 |
План действий и его описание |
8 |
12.11-14.01 |
|
Контрольная работа по теме: «План действий и его описание» |
|
17.12 |
3 |
Логические рассуждения |
18 |
21.01-27.05 |
|
Контрольная работа по теме: «Логические рассуждения» |
|
20.05 |
Содержание курса
предмета «Информатика и ИКТ»
2 класс
- Отличительные признаки и составные части предметов (8 ч)
Выделение признаков предметов, узнавание предметов по заданным признакам. Сравнение двух или более предметов. Разбиение предметов на группы по заданным признакам. Составные части предметов. - План действий и его описание (8 ч)
Последовательность действий. Последовательность состояний в природе. Выполнение последовательности действий. Составление линейных планов действий. Поиск ошибок в последовательности действий. Знакомство со способами записи алгоритмов. Знакомство с ветвлениями в алгоритмах. - Логические рассуждения (18 ч)
Истинность и ложность высказываний. Логические рассуждения и выводы. Поиск путей на простейших графах, подсчет вариантов. Высказывания и множества. Вложенные множества. Построение отрицания высказываний.
Требования к результатам обучения.
В результате обучения информатики и ИКТ ученик будет знать/понимать:
- Область применения и назначения компьютера;
- Основные источники информации;
- Назначение основных устройств компьютера
- Правил безопасного поведения и гигиены при работе с компьютером.
Уметь:
- называть признаки, состав и действия предметов;
- ориентироваться в пространстве;
- находить предмет на координатной сетке;
- определять действие, его результат и обратное действие;
- составлять алгоритм, алгоритм с ветвлением;
- называть множество, элементы множества, сравнивать множества;
- уметь решать задачи путем отображения множеств;
- кодировать слова разными способами;
- находить пересечение, объединение, включение множеств;
- определять истинные и ложные высказывания, смысл понятий «и» и «или»;
- чертить графы и деревья, решать с их помощью задачи.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- решения несложных учебных и практических задач с применением возможностей компьютера;
- поиска информации с использованием простейших запросов;
- изменения и создания информационных объектов на компьютере.
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ:
1. Информатика в играх и задачах: Учебник-тетрадь для 2 кл./ А. В. Горячев, Т. О. Волкова, К. И. Горина идр.- М.: Баласс, 2011г.
2. Информатика в играх и задачах для 2 кл.: Методические рекомендации для учителя/А. В. Горячев, Т. О. Волкова, К. И. Горина и др.- М.: Баласс, 2007г..
Тематическое планирование 2 класс
I четверть |
||||||||||
№ п/п |
Наименование раздела программы |
Тема урока |
Коли-чество часов |
Тип уро-ка |
Элементы содержания урока |
Требования к уровню подготовки учащихся |
Вид конт- роля |
Д/з |
Дата проведения |
|
план |
факт |
|||||||||
1 |
Отличительные признаки и составные части предметов (8 часов) |
Признаки предметов. |
|
|
Изучение признаков предметов (цвет, форма, размер, материал и т.п.). Обобщение и классификация предметов по какому-либо общему признаку.
|
Уметь находить признаки предмета, классифицировать предметы по какому-либо признаку. |
Ф |
С.5 №8
|
03.09 07.09 |
|
2 |
Описание предметов.
|
1 |
ИН |
Описывание и определение предметов через из признаки. Сравнение предметов по их признакам. |
Уметь описывать предмет, сравнивать предметы по их признакам.
|
Ф, ГР
|
С.9 №18
|
10.09 14.09 |
|
|
3 |
Состав предметов.
|
1 |
ИН |
Знакомство с понятием составных частей предметов. Описывание предметов через их составные части. |
Уметь описывать предмет, называя его составные части. |
Ф, СР
|
С.13 №28
|
17.09 21.09 |
|
|
4 |
Действия предметов.
|
1 |
ИН |
Определение и называние действия предметов. Обобщение и классификация предметов по их действиям. |
Уметь определять и называть действия предметов.
|
Ф, ГР
|
С.17 №38
|
24.09 28.09 |
|
|
5 |
Отличительные признаки и составные части предметов (8 часов) |
Симметрия.
|
1 |
КУ |
Закрепление пространственных представлений («вверх», «вправо», «влево»). Введение понятия симметричности фигур, оси симметрии. |
Уметь ориентироваться в пространстве. Знать расположение оси симметрии. Уметь отличать симметричные фигуры. |
Ф, СР
|
Нарис. домик, симметр. относит. вертик. оси |
01.10 05.10 |
|
6 |
Координатная сетка.
|
1 |
ИН |
Формирование представлений о координатной сетке. Знакомство с локализацией предметов на координатной сетке. |
Уметь определять координаты предметов.
|
Ф, ГР
|
С.26 №59
|
08.10 12.10 |
|
|
7 |
Контрольная работа №1 по теме: «Отличительные признаки и составные части предметов». |
1 |
КР |
Проверка знаний учащихся по пройденным темам. |
Уметь классифицировать предметы по общему признаку, находить предмет по его координатам, ориентироваться в пространстве, описывать предмет.
|
Ф, СР
|
Вырез. любые 3 фигуры, имеющие ось симметрии
|
15.10 19.10 |
|
|
8 |
Знакомство с компьютером. |
1 |
КУ |
Дать первое представление о компьютере и о его устройстве. |
Уметь включать и выключать компьютер. |
ПР |
С.28 №67
|
22.10 26.10 |
|
|
II четверть |
||||||||||
9 |
|
Действия предметов.
|
1 |
ИН |
Знакомство с действиями предметов и их результатами. Определение результата действия. |
Уметь определять действия предметов и их результаты.
|
Ф, СР
|
С.38 №9
|
12.11 09.11 |
|
10 |
План действий и его описание ( 8 часов) |
Обратные действия. |
1 |
ИН |
Знакомство с понятием «обратное действие». Определение обратного действия. |
Уметь определять обратное действие. |
Ф, ГР
|
С.42 №18
|
19.11 16.11 |
|
11 |
Последовательность событий. |
1 |
ИН |
Подготовка к введению понятия «алгоритм». Определение последовательности событий. |
Уметь определять последовательность событий. |
Ф, СР, ГР
|
С.46 №28 |
26.11 23.11 |
|
|
12 |
Алгоритм. |
1 |
ИН |
Введение понятия «алгоритм». Составление и выполнение алгоритма. Поиск ошибок и исправление алгоритма. |
Уметь составлять и выполнять алгоритм.
|
Ф, СР
|
С.50 №38
|
03.12 30.11 |
|
|
13 |
Ветвление. |
1 |
ИН |
Знакомство с понятием «ветвление» в алгоритме. Составление алгоритма с ветвлением (условием). |
Уметь составлять алгоритм с ветвлением.
|
Ф, ГР
|
С. 54 №48 (б)
|
10.12 07.12 |
|
|
14 |
Контрольная работа №2 по теме: «План действий и его описание». |
1 |
КР |
Проверка знаний по пройденным темам. |
Уметь определять действия предметов и обратные им, последовательность событий. Уметь составлять алгоритм и алгоритм с ветвлением. |
КР |
Нарис. картинку «Чего не бывает на свете»
|
17.12 14.12 |
|
|
15 |
Работа с мышью |
1 |
КУ |
Познакомить с устройством ввода – мышь. Назначением мыши. Курсор мыши. |
Уметь управлять «мышью». |
ПР |
С.60 №65 |
24.12 21.12 |
|
|
16 |
Работа с мышью |
1 |
КУ |
Познакомить с устройством ввода – мышь. |
Уметь управлять «мышью». |
ПР |
С.60 №66
|
14.01 28.12 |
|
|
III четверть |
||||||||||
17 |
Логические рассуждения ( 18 ч) |
Множество. Элементы множеств. |
1 |
ИН |
Знакомство с понятием «множество», «элементы множества». Нахождение множества предметов. |
Уметь находить пересечение, объединение, включение множеств; называть множество, элементы множества, сравнивать множества. |
Ф, СР
|
С.5 №10
|
21.01 11.01 |
|
18 |
Способы задания множеств. |
1 |
ИН |
Упражнение в задавании множества путем перечисления элементов. Выделение и называние общего свойства элементов множества. Составление множества. |
Уметь решать задачи путем отображения множеств. |
Ф, ГР
|
С.9 №20
|
28.01 18.01
|
|
|
19 |
Сравнение множеств. Равенство множеств. Сравнение множеств по числу элементов. Пустое множество. |
1 |
ИН |
Сравнение множеств. Знакомство с понятиями «равенство множеств», «пустое множество».
|
Уметь сравнивать множества, определять «равные» множества, «пустое множество» |
Ф, СР
|
С.13 №30
|
04.02 25.01 |
|
|
20 |
Отображение множеств. |
1 |
ИН |
Сопоставление элементов двух множеств. Решение задач путем отображения множеств. |
Уметь решать задачи путем отображения множества. |
Ф |
С.17 №40
|
11.02 01.02 |
|
|
21 |
Кодирование.
|
1 |
ИН |
Знакомство с понятием «кодирование». Упражнение в кодировании слов разными способами. |
Уметь кодировать слова, уметь декодировать слова. |
Ф, ПР
|
С.21 №49
|
18.02 08.02 |
|
|
22 |
Вложенность (включение) множеств. |
1 |
ИН |
Знакомство с понятием «включение множеств». Упражнение в составлении множества. |
Уметь составлять множества с «включением» |
Ф |
С.25 №60
|
25.02 15.02 |
|
|
23 |
Логические рассуждения ( 18 ч) |
Пересечение множеств. |
1 |
ИН |
Понятие «пересечение множеств». Упражнение в нахождении пересечения множеств. |
Уметь находить пересечение множеств, уметь показывать пересечение на кругах. |
Ф, ИА
|
С.29 №70
|
04.03 22.02 |
|
24 |
Объединение множеств. |
1 |
ИН |
Понятие «объединение множеств». Упражнение в нахождении и обозначении объединения множеств. |
Уметь находить объединение множеств, уметь показывать объединение на кругах. |
Ф, ГР
|
С.33 №79
|
11.03 01.03 |
|
|
25 |
Контрольная работа №3 по теме: «Множества. Операции над множествами». |
1 |
КР |
Повторение пройденного материала. Проверка знаний и умений учащихся по пройденным темам. |
|
КР |
С.34 №81, 82
|
18.03 15.03 |
|
|
26 |
Знакомство с клавиатурой. Клавиатурный тренажер |
1 |
Ком. |
Познакомить с клавиатурой, основными клавишами. |
Уметь работать с клавиатурным тренажером. |
Пр |
С.40 №99 |
01.04 05.04 |
|
|
IV четверть |
||||||||||
27 |
|
Знакомство с клавиатурой. Клавиатурный тренажер |
1 |
Ком. |
Познакомить с клавиатурой, основными клавишами. |
Уметь работать с клавиатурным тренажером. |
Пр |
С.40 №100
|
08.04 12.04 |
|
28 |
|
Понятия «истина», «ложь». |
1 |
ИН |
Понятия «ложь» и «истина». Упражнение в определении истинных и ложных высказываний. |
Уметь определять истинность и ложность высказываний. |
Ф |
С.46 №10, 12
|
15.04 12.04 |
|
29 |
|
Отрицание. |
1 |
ИН |
Понятие «отрицание». Получение отрицания из исходных высказываний путем прибавления частицы «не» и подбора антонимов. |
Уметь определять истинные и ложные высказывания, смысл понятий с частицей «не» |
Ф, СР |
С.50 №23, 24
|
22.04 19.04 |
|
30 |
Логические рассуждения ( 18 ч) |
Логические операции «и», «или». |
1 |
ИН |
Понятия «и», «или». Упражнение в нахождении ответа по данным характеристикам. |
Уметь определять истинные и ложные высказывания, смысл понятий «и» и «или». |
Ф, ГР |
С.55 №36
|
29.04 26.04 |
|
31 |
Графы, деревья. |
1 |
ИН |
Уточнение представлений о графе. Обучение черчению деревьев. Смысл графов и деревьев. |
Уметь чертить графы и деревья, решать с их помощью задачи. |
Ф, СР |
С.59 №46, 47
|
06.05 03.05 |
|
|
32 |
Комбинаторика. |
1 |
ИН |
Упражнение в решении задач с помощью приемов комбинаторики. |
Уметь решать задачи с помощью приемов комбинаторики. |
Ф |
С.62 №55, 56 |
13.05 10.05
|
|
|
33 |
Контрольная работа №4 по теме: «Высказывания. Комбинаторика». |
1 |
КР |
Повторение пройденного материала. Проверка знаний и умений учащихся по пройденным темам. |
Уметь чертить графы и деревья, решать с их помощью задачи. Уметь определять истинные и ложные высказывания, смысл понятий «и» и «или». |
КР |
С.62 №58
|
20.05 17.05 |
|
|
34 |
Работа с клавиатурой |
1 |
Комб. |
Закрепление навыка работы с клавиатурой. |
Уметь работать с клавиатурным тренажером. |
ПР |
С.64 №66
|
27.05 24.05 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|