Пояснительная записка

              Данная образовательная программа по курсу «ИНФОРМАТИКА» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённым приказом Минобрнауки РФ от 09.03.2004г.  и приказом Минобрнауки РФ от 03.06.2011г.   на основе общеобразовательной программы «Школа  2100», примерной программы по курсу «Информатика», автора А.В. Горячева, рекомендованной Минобрнауки РФ (сборник Программы начального общего образования. Развёрнутое тематическое планирование. 3 класс. Образовательная система Школа 2100»)

 

На изучение данного курса отводится 1 час в неделю, всего 34 ч

 

Цели пропедевтического курса информатики (Горячев А.В.)  направлены на создание максимально благоприятных условий к началу базового курса. В первую очередь, с точки зрения авторов программы, к таким условиям относится развитие мышления учеников.

Поэтому в Образовательной системе «Школа 2100» принят следующий набор задач обучения пропедевтическому курсу информатики:

1 Формирование навыков решения задач с применением таких подходов к решению, которые наиболее типичны и распространены в информатике:

  • применение формальной логики при решении задач;
  • алгоритмический подход к решению задач;
  • системный подход;
  • объектно-ориентированный подход.

2 Создание кругозора в областях знаний, тесно связанных с информатикой: знакомство с графами, комбинаторными задачами, логическими играми с выигрышной стратегией («начинают и выигрывают») и некоторыми другими.

3 Формирование навыков решения логических задач и ознакомление с общими приёмами решения задач – «как решить задачу, которую раньше не решали» (поиск закономерностей, рассуждения по аналогии, по индукции, правдоподобные догадки, развитие творческого воображения и др.)

Дидактической основой организации учебного процесса в программе является дидактическая система деятельностного метода обучения, включающая в себя:

  • проблемно-диалогическую технологию
  • здоровьесберегающую технологию.
  • игровую технологию.
  • технологию оценивания достижений.

Формы: 

  • Урок как форма учебной деятельности для постановки и решения учебных задач;
  • Образовательное путешествие;
  • Творческая мастерская;
  • Познавательная лаборатория;
  • Исследование;
  • Презентация;
  • Диагностика;
  • Проектирование;
  • Консультативное занятие как форма учебной деятельности по разрешению проблем младшего школьника;
  • Внеучебные формы образовательного пространства как место реализации личности младшего школьника (конкурсы, марафоны).

  

Планируемые результаты изучения курса «Информатика в играх и задачах» в 3-м классе

Личностные результаты

Метапредметные результаты

Предметные результаты

Регулятивные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

  • критическое отношение к информации и избирательность её восприятия;
  • уважение к информации о частной жизни и информационным результатам других людей;
  • осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий с жизненными ситуациями.
  • освоение способов решения проблем творческого характера в жизненных ситуациях;
  • формирование умений ставить цель – создание творческой работы, планировать достижение этой цели;
  • оценивание получающегося творческого продукта.

 

  • поиск информации ;
  • использование средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных, познавательных и творческих задач.

 

  • подготовка выступления;
  • аргументирование своей точки зрения на выбор оснований и критериев при выделении признаков, сравнении и классификации объектов;
  • выслушивание собеседника и ведение диалога.

 

В результате изучения материала учащиеся должны уметь:

  • находить общее в составных частях и действиях у всех предметов из одного класса (группы однородных предметов);
  • называть общие признаки предметов из одного класса (группы однородных предметов) и значения признаков у разных предметов из этого класса;
  • понимать построчную запись алгоритмов и запись с помощью блок-схем;
  • выполнять простые алгоритмы и составлять свои по аналогии;
  • изображать графы;
  • выбирать граф, правильно изображающий предложенную ситуацию;
  • находить на рисунке область пересечения двух множеств и называть элементы из этой области.

 

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса УМК

Горячев А.В., Горина К.И., Волкова Т.О. Информатика. Учебник, 3 класс. («Информатика в играх и задачах»).В 2-х ч. (ч. 1)

Комплект наглядных пособий. 3 класс. Информатика. В 2-х ч.

Горячев А.В., Волкова Т.О., Горина К.И. Методические рекомендации для учителя. Информатика в играх и задачах. 3  класс.

 

КТП информационные технологии 3"В" класс

 

п/п

Тема урока

Планируемые результаты

Виды деятельности

Кол.

часов

Дата

Предметные результаты

Метопредметные и личностные результаты

 

Раздел 1.

Алгоритм.

В результате изучения материала учащиеся должны уметь:

  • находить общее в составных частях и действиях у всех предметов из одного класса (группы однородных предметов);
  • называть общие признаки предметов из одного класса (группы однородных предметов) и значения признаков у разных предметов из этого класса;
  • понимать построчную запись алгоритмов и запись с помощью блок-схем;
  • выполнять простые алгоритмы и составлять свои по аналогии;
  • изображать графы;
  • выбирать граф, правильно изображающий предложенную ситуацию;

находить на рисунке область пересечения двух множеств и называть элементы из этой области.

  • находить общее в составных частях и действиях у всех предметов из одного класса (группы однородных предметов);
  • называть общие признаки предметов из одного класса (группы однородных предметов) и значения признаков у разных предметов из этого класса;
  • понимать построчную запись алгоритмов и запись с помощью блок-схем;
  • выполнять простые алгоритмы и составлять свои по аналогии;
  • изображать графы;
  • выбирать граф, правильно изображающий предложенную ситуацию; находить на рисунке область пересечения двух множеств и называть элементы из этой области.
  • понимать построчную запись алгоритмов и запись с помощью блок-схем;
  • выполнять простые алгоритмы и составлять свои по аналогии;
  • изображать графы;
  • выбирать граф, правильно изображающий предложенную ситуацию;

 

Регулятивные УУД

  • критическое отношение к информации и избирательность её восприятия;
  • уважение к информации о частной жизни и информационным результатам других людей;

осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий с жизненными ситуациями.

Познавательные УУД

 

  • поиск информации ;
  • использование средств информационных и
  • коммуникационных технологий для решения коммуникативных, познавательных и творческих задач.

КоммуникативныеУУД

  • подготовка выступления;
  • аргументирование своей точки зрения на выбор оснований и критериев при выделении признаков, сравнении и классификации объектов;
  • выслушивание собеседника и ведение диалога.

 

 

Личностные результаты

  • критическое отношение к информации и избирательность её восприятия;
  • уважение к информации о частной жизни и информационным результатам других людей;

осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий с жизненными ситуациями.

Регулятивные УУД

  • критическое отношение к информации и избирательность её восприятия;
  • уважение к информации о частной жизни и информационным результатам других людей;

осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий с жизненными ситуациями.

Познавательные УУД

 

  • поиск информации ;
  • использование средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных, познавательных и творческих задач.

КоммуникативныеУУД

  • подготовка выступления;
  • аргументирование своей точки зрения на выбор оснований и критериев при выделении признаков, сравнении и классификации объектов;
  • выслушивание собеседника и ведение диалога.

 

 

Личностные результаты

  • критическое отношение к информации и избирательность её восприятия;
  • уважение к информации о частной жизни и информационным результатам других людей;

осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий с жизненными ситуациями.

Регулятивные УУД

  • критическое отношение к информации и избирательность её восприятия;
  • уважение к информации о частной жизни и информационным результатам других людей;

осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий с жизненными ситуациями.

Познавательные УУД

  • поиск информации ;
  • использование средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных, познавательных и творческих задач.

КоммуникативныеУУД

  • подготовка выступления;
  • аргументирование своей точки зрения на выбор оснований и критериев при выделении признаков, сравнении и классификации объектов;
  • выслушивание собеседника и ведение диалога.

Раздел1.

ОНЗ – урок «открытия» новых знаний

 10 часов

 

 

2

Схема алгоритма.

ОНЗ

 

 

 

Ветвление в алгоритме.

ОНЗ

 

 

4

Цикл в алгоритме.

Р – урок рефлексии.

 

 

5

Алгоритмы с ветвлениями и циклами.

Р

 

 

 

6

Алгоритм.  Повторение 

Р

 

 

7

Подготовка к контрольной работе «Алгоритм»

 

Р

 

 

 

8

Контрольная работа № 1.   Алгоритм

ОК – урок обучающего контроля знаний.

 

 

9

Анализ контрольной работы.

Р

 

 

 

10

Алгоритм.  Повторение.

Р

 

 

 

 

Раздел 2. Группы (классы) объектов.

Раздел 2. Группы (классы) объектов

 

 

 

7 часов

 

 

11

Состав и действия объекта.

 

ОНЗ

 

 

 

 

12

Группа объектов. Общее название.

 

ОНЗ

 

 

13

Общие свойства объектов группы. Особенные свойства объектов подгруппы.

 

Р

 

 

 

 

14

Единичное имя объекта. Отличительные признаки объектов. Подготовка к контрольной работе № 2

Р

ОК

Р ОНЗ – урок «открытия» новых знаний

 

 

 

15

Контрольная работа № 2 «Состав и действия объекта»

 

 

Р ОНЗ – урок «открытия» новых знаний

 

 

 

 

 

16

Анализ контрольной работы.

Р – урок рефлексии

 

 

 

17

Повторение по теме  «Состав и действия объекта»

 

р

 

 

 

 

Раздел 3. Логические рассуждения. (10 часов)

Раздел 3. Логические рассуждения. ОНЗ

 

10 часов

 

 

18

Множество. Число элементов множества. Подмножество.

ОНЗ

 

 

 

 

19

Элементы, не принадлежащие множеству. Пересечение множеств.

 

ОНЗ

 

 

 

 

20

Пересечение и объединение множеств.

 

 

Р

 

 

 

21

Истинность высказывания. Отрицание. Истинность высказывания со словом "НЕ".

 

Р

 

 

 

 

 

22

Истинность высказывания со словами "И", "ИЛИ".

 

ОНЗ

 

 

23

Граф. Вершины и ребра графа.

 

 

Р

 

 

 

24

Граф с направленными ребрами.

 

Р

 

 

25

Подготовка к контрольной работе №3 «Множество».

 

 

 

 

26

Контрольная работа №3 «Множество».

 

 

 

 

27

Анализ контрольной работы

 

 

 

 

 

 

Раздел 4.Модели в информатике

Раздел 4. Модели в информатике.

 

7 часов

 

 

28

Аналогия

ОНЗ

 

 

29

Закономерность

ОНЗ

 

 

30

Аналогичная закономерность

 

Р

 

 

 

31

Аналогичная закономерность

Р

 

1

 

32

Подготовка к контрольной работе № 4 «Аналогичная закономерность»

 

Р

 

 

 

 

 

 

33

Контрольная работа № 4 «Аналогичная закономерность»

 

 

ОК

 

 

 

 

34

Анализ контрольной работы. Выигрышная стратегия.

Р