Рабочая программа по математике
1 класс УМК «Начальная школа 21 века»
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения и программы УМК «Начальная школа XXI века» под редакцией Н.Ф. Виноградовой.
Курс построен на общей научно-методической основе, реализующей принцип комплексного развития личности младшего школьника, и предлагает более совершенную методику, позволяющую не только повысить уровень математической подготовки младшего школьника, но и создать благоприятные условия для формирования у учащихся важнейших элементов учебной деятельности, что продиктовано современными требованиями к начальному математическому образованию.
Обучение математике в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
¾ обеспечение интеллектуального развития младших школьников: формирование основ логико-математического мышления, пространственного воображения, овладение учащимися математической речью для описания математических объектов и процессов окружающего мира в количественном и пространственном отношениях, для обоснования получаемых результатов решения учебных задач;
¾ предоставление младшим школьникам основ начальных математических знаний и формирование соответствующих умений: решать учебные и практические задачи; вести поиск информации (фактов, сходств, различий, закономерностей, оснований для упорядочивания и классификации математических объектов); измерять наиболее распространенные в практике величины;
¾ умение применять алгоритмы арифметических действий для вычислений; узнавать в окружающих предметах знакомые геометрические фигуры, выполнять несложные геометрические построения;
¾ реализация воспитательного аспекта обучения: воспитание потребности узнавать новое, расширять свои знания, проявлять интерес к занятиям математикой, стремиться использовать математические знания и умения при изучении других школьных предметов и в повседневной жизни, приобрести привычку доводить начатую работу до конца, получать удовлетворение от правильно и хорошо выполненной работы, уметь обнаруживать и оценивать красоту и изящество математических методов, решений, образов.
Важнейшими задачами обучения являются создание благоприятных условий для полноценного математического развития каждого ученика на уровне, соответствующем его возрастным особенностям и возможностям, и обеспечение необходимой и достаточной математической подготовки для дальнейшего успешного обучения в основной школе.
Математика как учебный предмет вносит заметный вклад в реализацию важнейших целей и задач начального общего образования младших школьников. Овладение учащимися начальных классов основами математического языка для описания разнообразных предметов и явлений окружающего мира, усвоение общего приема решения задач как универсального действия, умения выстраивать логические цепочки рассуждений, алгоритмы выполняемых действий, использование измерительных и вычислительных умений и навыков создают необходимую базу для успешной организации процесса обучения учащихся в начальной школе.
Данная программа предусматривает классно-урочную форму обучения. Продолжительность урока 35 минут (4 урока в неделю).
В федеральном базисном учебном плане на изучение математики в 1 классе начальной школы отводится 4 часа в неделю, всего – 128 часов.
Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения курса математики
Личностными результатами обучения учащихся являются:
¾ самостоятельность мышления; умение устанавливать, с какими учебными задачами ученик может самостоятельно успешно справиться;
¾ готовность и способность к саморазвитию;
¾ сформированность мотивации к обучению;
¾ способность характеризовать и оценивать собственные математические знания и умения;
¾ заинтересованность в расширении и углублении получаемых математических знаний;
¾ готовность использовать получаемую математическую подготовку в учебной деятельности и при решении практических задач, возникающих в повседневной жизни;
¾ способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до ее завершения;
¾ способность к самоорганизации;
¾ высказывать собственные суждения и давать им обоснование;
¾ владение коммуникативными умениями с целью реализации возможностей успешного сотрудничества с учителем и учащимися класса (при групповой работе, работе в парах, в коллективном обсуждении математических проблем).
Метапредметными результатами обучения являются:
¾ владение основными методами познания окружающего мира (наблюдение, сравнение, анализ, синтез, обобщение, моделирование);
¾ понимание и принятие учебной задачи, поиск и нахождение способов ее решения;
¾ планирование, контроль и оценка учебных действий; определение наиболее эффективного способа достижения результата;
¾ выполнение учебных действий в разных формах (практические работы, работа с моделями и др.);
¾ создание моделей изучаемых объектов с использованием знаково-символических средств;
¾ понимание причины неуспешной учебной деятельности и способность конструктивно действовать в условиях неуспеха;
¾ адекватное оценивание результатов своей деятельности;
¾ активное использование математической речи для решения разнообразных коммуникативных задач;
¾ готовность слушать собеседника, вести диалог;
¾ умение работать в информационной среде.
Предметными результатами учащихся на выходе из начальной школы являются:
¾ овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи;
¾ умение применять полученные математические знания для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач, а также использовать эти знания для описания и объяснения различных процессов и явлений окружающего мира, оценки их количественных и пространственных отношений;
¾ овладение устными и письменными алгоритмами выполнения арифметических действий с целыми неотрицательными числами, умениями вычислять значения числовых выражений, решать текстовые задачи, измерять наиболее распространенные в практике величины, распознавать и изображать простейшие геометрические фигуры;
¾ умение работать в информационном поле (таблицы, схемы, диаграммы, графики, последовательности, цепочки, совокупности); представлять, анализировать и интерпретировать данные.
Содержание тем учебного курса
(4 часа в неделю, 132часа)
Множества предметов. Отношения между предметами и между множествами предметов*
Сходства и различия предметов. Соотношение размеров предметов (фигур). Понятия: больше, меньше, одинаковые по размерам; длиннее, короче, такой же длины (ширины, высоты).
Соотношения между множествами предметов. Понятия: больше, меньше, столько же, поровну (предметов), больше, меньше (на несколько предметов).
Универсальные учебные действия:
¾ сравнивать предметы (фигуры) по их форме и размерам;
¾ распределять данное множество предметов на группы по заданным признакам (выполнять классификацию);
¾ сопоставлять множества предметов по их численностям (путем составления пар предметов)
Арифметические действия и их свойства
Сложение, вычитание, умножение и деление в пределах 20
Смысл сложения, вычитания, умножения и деления. Практические способы выполнения действий. Запись результатов с использованием знаков =, +, -, ´ , :. Названия результатов сложения (сумма) и вычитания (разность).
Число и счет
Натуральные числа. Нуль
Названия и последовательность натуральных чисел от 1 до 20. Число предметов в множестве. Пересчитывание предметов Число и цифра. Запись результатов пересчета предметов цифрами.
Число и цифра 0 (нуль). Расположение чисел от 0 до 20 на шкале линейки. Сравнение чисел. Понятия: больше, меньше, равно; больше, меньше (на несколько единиц). Сложение и вычитание (умножение и деление) как взаимно обратные действия. Приемы сложения и вычитания вида 10 + 8,
18 – 8, 13 – 10. Таблица сложения однозначных чисел в пределах 20; соответствующие случаи вычитания. Приемы вычисления суммы и разности: с помощью шкалы линейки; прибавление и вычитание числа по частям, вычитание с помощью таблицы Правило сравнения чисел с помощью вычитания. Увеличение и уменьшение числа на несколько единиц.
Свойства сложения и вычитания
Сложение и вычитание с нулем. Свойство сложения: складывать два числа можно в любом порядке. Свойства вычитания: из меньшего числа нельзя вычесть большее; разность двух одинаковых чисел равна нулю. Порядок выполнения действий в составных выражениях со скобками.
Величины
Цена, количество, стоимость товара
Рубль. Монеты достоинством 1 р., 2 р., 5 р., 10 р.
Зависимость между величинами, характеризующими процесс купли-продажи. Вычисление стоимости по двум другим известным величинам (цене и количеству товара).
Геометрические величины
Длина и ее единицы: сантиметр и дециметр. Обозначения: см, дм. Соотношение: 1 дм = 10 см. Расстояние между двумя точками.
Текстовая арифметическая задача и ее решение
Понятие арифметической задачи. Условие и вопрос задачи. Задачи, требующие однократного применения арифметического действия (простые задачи).
Запись решения и ответа. Составная задача и ее решение.
Задачи, содержащие более двух данных и несколько вопросов. Изменение условия или вопроса задачи.
Составление текстов задач в соответствии с заданными условиями.
Взаимное расположение предметов
Понятия: выше, ниже, дальше, ближе, справа, слева, над, под, за, между, вне, внутри.
Осевая симметрия
Отображение предметов в зеркале. Ось симметрии. Пары симметричных фигур (точек, отрезков, многоугольников). Примеры фигур, имеющих одну или несколько осей симметрии.
Пространственные отношения. Геометрические фигуры
Форма предмета. Понятия: такой же формы, другой формы. Точка, линия, отрезок круг, треугольник, квадрат, пятиугольник. Куб. Шар.
Изображение простейших плоских фигур с помощью линейки и от руки.
Логико-математическая подготовка.
Логические понятия
Понятия: все, не все; все, кроме; каждый, какой-нибудь, один из, любой. Классификация множества предметов по заданному признаку. Решение несложных задач логического характера.
Работа с информацией
Представление и сбор информации
Таблица. Строки и столбцы таблицы. Чтение несложной таблицы.
Заполнение строк и столбцов готовых таблиц в соответствии с предъявленным набором данных.
Перевод информации из текстовой формы в табличную. Информация, связанная со счетом и измерением. Информация, представленная последовательностями предметов, чисел, фигур.
Планируемые результаты обучения
- К концу обучения в первом классе ученик научится:
называть:
— предмет, расположенный левее (правее), выше (ниже) данного предмета, над (под, за) данным предметом, между двумя предметами;
— натуральные числа от 1 до 20 в прямом и в обратном порядке, следующее (предыдущее) при счете число;
— число, большее (меньшее) данного числа (на несколько единиц);
— геометрическую фигуру (точку, отрезок, треугольник, квадрат, пятиугольник, куб, шар);
различать:
— число и цифру;
— знаки арифметических действий;
— круг и шар, квадрат и куб;
— многоугольники по числу сторон (углов);
— направления движения (слева направо, справа налево, сверху вниз, снизу вверх);
читать:
— числа в пределах 20, записанные цифрами;
— записи вида 3 + 2 = 5, 6 – 4 = 2, 5 2 = 10, 9 : 3 = 3;
сравнивать
— предметы с целью выявления в них сходства и различий;
— предметы по размерам (больше, меньше);
— два числа (больше, меньше, больше на, меньше на);
— данные значения длины;
— отрезки по длине;
воспроизводить:
— результаты табличного сложения любых однозначных чисел;
— результаты табличного вычитания однозначных чисел;
— способ решения задачи в вопросно-ответной форме;
распознавать:
— геометрические фигуры;
моделировать:
— отношения «больше», «меньше», «больше на», «меньше на» с использованием фишек, геометрических схем (графов) с цветными стрелками;
— ситуации, иллюстрирующие арифметические действия (сложение, вычитание, умножение, деление);
— ситуацию, описанную текстом арифметической задачи, с помощью фишек или схематического рисунка;
характеризовать:
— расположение предметов на плоскости и в пространстве;
— расположение чисел на шкале линейки (левее, правее, между);
— результаты сравнения чисел словами «больше» или «меньше»;
— предъявленную геометрическую фигуру (форма, размеры);
— расположение предметов или числовых данных в таблице (верхняя, средняя, нижняя) строка, левый (правый, средний) столбец;
анализировать:
— текст арифметической задачи: выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины);
— предложенные варианты решения задачи с целью выбора верного или оптимального решения;
классифицировать:
— распределять элементы множеств на группы по заданному признаку;
упорядочивать:
— предметы (по высоте, длине, ширине);
— отрезки в соответствии с их длинами;
— числа (в порядке увеличения или уменьшения);
конструировать:
— алгоритм решения задачи;
— несложные задачи с заданной сюжетной ситуацией (по рисунку, схеме);
контролировать:
— свою деятельность (обнаруживать и исправлять допущенные ошибки);
оценивать:
— расстояние между точками, длину предмета или отрезка (на глаз);
— предъявленное готовое решение учебной задачи (верно, неверно);
решать учебные и практические задачи:
— пересчитывать предметы, выражать числами получаемые результаты;
— записывать цифрами числа от 1 до 20, число нуль;
— решать простые текстовые арифметические задачи (в одно действие);
— измерять длину отрезка с помощью линейки;
— изображать отрезок заданной длины;
— отмечать на бумаге точку, проводить линию по линейке;
— выполнять вычисления (в том числе вычислять значения выражений, содержащих скобки);
— ориентироваться в таблице: выбирать необходимую для решения задачи информацию.
К концу обучения в первом классе ученик может научиться:
сравнивать:
— разные приемы вычислений с целью выявления наиболее удобного приема;
воспроизводить:
— способ решения арифметической задачи или любой другой учебной задачи в виде связного устного рассказа;
классифицировать:
— определять основание классификации;
обосновывать:
— приемы вычислений на основе использования свойств арифметических действий;
контролировать деятельность:
— осуществлять взаимопроверку выполненного задания при работе в парах;
решать учебные и практические задачи:
— преобразовывать текст задачи в соответствии с предложенными условиями;
— использовать изученные свойства арифметических действий при вычислениях;
— выделять на сложном рисунке фигуру указанной формы (отрезок, треугольник и др.), пересчитывать число таких фигур;
— составлять фигуры из частей;
— разбивать данную фигуру на части в соответствии с заданными требованиями;
— изображать на бумаге треугольник с помощью линейки;
— находить и показывать на рисунках пары симметричных относительно осей симметрии точек и других фигур (их частей);
— определять, имеет ли данная фигура ось симметрии и число осей,
— представлять заданную информацию в виде таблицы;
— выбирать из математического текста необходимую информацию для ответа на поставленный вопрос.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО МАТЕМАТИКЕ
в 1 классе
№ урока |
Содержание урока |
Дата |
Кол-во часов |
Сравниваем. |
|
1 |
|
Сравниваем. |
|
1 |
|
Называем по порядку. Слева направо. Справа налево. |
|
1 |
|
Знакомимся с таблицей |
|
1 |
|
Сравниваем |
|
1 |
|
Числа и цифры от 1до 5 |
|
1 |
|
Числа и цифры от 6 до 9 |
|
1 |
|
Конструируем. Знакомство с наборами «Уголки» и «Танграм». |
|
1 |
|
Учимся выполнять сложение |
|
1 |
|
Находим фигуры |
|
1 |
|
«Шагаем» по линейке. Вправо. Влево |
|
1 |
|
Учимся выполнять вычитание |
|
1 |
|
Сравниваем. |
|
1 |
|
Сравниваем .Входная диагностика. |
|
1 |
|
Готовимся решать задачи |
|
1 |
|
Готовимся решать задачи |
|
1 |
|
Складываем числа |
|
1 |
|
Вычитаем числа |
|
1 |
|
Числа и цифры |
|
1 |
|
Число и цифра 0 |
|
1 |
|
Измеряем длину в сантиметрах |
|
1 |
|
Измеряем длину в сантиметрах |
|
1 |
|
Увеличение и уменьшение числа на 1 |
|
1 |
|
Увеличение и уменьшение числа на 2 |
|
1 |
|
Число 10.Состав числа 10. |
|
1 |
|
Измеряем длину в дециметрах |
|
1 |
|
Знакомимся с многоугольниками |
|
1 |
|
Знакомимся с задачей |
|
1 |
|
Решаем задачи. |
|
1 |
|
Решаем задачи. Закрепление. |
|
1 |
|
Числа от 11 до 20 |
|
1 |
|
Числа от 11 до 20 |
|
1 |
|
Измеряем длину в дециметрах и сантиметрах |
|
1 |
|
Составляем задачи |
|
1 |
|
Числа от 1 до 20 |
|
1 |
|
Готовимся выполнять умножение |
|
1 |
|
Готовимся выполнять умножение |
|
1 |
|
Составляем и решаем задачи |
|
1 |
|
Числа от 1 до 20 |
|
1 |
|
Умножаем числа |
|
1 |
|
Умножаем числа |
|
1 |
|
Решаем задачи |
|
1 |
|
Решаем задачи |
|
1 |
|
Проверяем, верно ли |
|
1 |
|
Готовимся выполнять деление |
|
1 |
|
Делим числа. |
|
1 |
|
Делим числа |
|
1 |
|
Сравниваем |
|
1 |
|
Работаем с числами |
|
1 |
|
Решаем задачи |
|
1 |
|
Складываем и вычитаем числа |
|
1 |
|
Складываем и вычитаем числа |
|
1 |
|
Умножаем и делим числа |
|
1 |
|
Решаем задачи разными способами |
|
1 |
|
Вспоминаем пройденное. Решаем задачи разными способами. |
|
1 |
|
Проверочная работа. |
|
1 |
|
Работа над ошибками. Решение текстовых задач. |
|
1 |
|
Решение задач и примеров. Закрепление изученного. Математический диктант №1. |
|
1 |
|
Повторение пройденного. Решение примеров и задач. |
|
2 |
|
Свойства сложения |
|
1 |
|
Перестановка чисел при сложении. |
|
1 |
|
Шар. Куб. |
|
1 |
|
Сравнение геометрических фигур Шар. Куб. |
|
1 |
|
Сложение с числом 0 |
|
1 |
|
Сложение с числом 0 |
|
1 |
|
Свойства вычитания |
|
1 |
|
Из меньшего числа нельзя вычесть большее |
|
1 |
|
Вычитание числа 0 |
|
1 |
|
Сравнение числовых выражений и равенств. Закрепление пройденного. Математический диктант №2. |
|
1 |
|
Деление на группы по несколько предметов |
|
1 |
|
Повторение изученного материала |
|
1 |
|
Сложение с числом 10 |
|
1 |
|
Повторение изученного материала Сложение с числом 10. Переместительное свойство сложения. |
|
1 |
|
Прибавление и вычитание числа 1. Сумма и разность. |
|
1 |
|
Прибавление и вычитание числа 1. Сумма и разность. |
|
1 |
|
Прибавление числа 2 |
|
1 |
|
Прибавление числа 2 с переходом через разряд. |
|
1 |
|
Вычитание числа 2 |
|
1 |
|
Вычитание числа 2 с переходом через разряд |
|
1 |
|
Вычитание числа 2. Математический диктант № 3 |
|
1 |
|
Прибавление числа 3 |
|
1 |
|
Прибавление числа 3 с переходом через разряд |
|
1 |
|
Вычитание числа 3 |
|
1 |
|
Вычитание числа 3 с переходом через разряд |
|
1 |
|
Прибавление числа 4 |
|
1 |
|
Прибавление числа 4 с переходом через разряд |
|
1 |
|
Вычитание числа 4 |
|
1 |
|
Вычитание числа 4 с переходом через разряд |
|
1 |
|
Прибавление и вычитание числа 5 |
|
1 |
|
Прибавление и вычитание числа 5 |
|
1 |
|
Прибавление числа 6 |
|
1 |
|
Вычитание числа 6 |
|
1 |
|
Повторение изученного материала |
|
1 |
|
Сравнение чисел |
|
1 |
|
Сравнение чисел |
|
1 |
|
Сравнение чисел |
|
1 |
|
Сравнение чисел. Результат сравнения |
|
1 |
|
Сравнение чисел. Результат сравнения |
|
1 |
|
На сколько больше или меньше |
|
1 |
|
На сколько больше или меньше |
|
1 |
|
Увеличение числа на несколько единиц |
|
1 |
|
Увеличение числа на несколько единиц |
|
1 |
|
Уменьшение числа на несколько единиц |
|
1 |
|
Уменьшение числа на несколько единиц |
|
1 |
|
Прибавление чисел 7, 8, 9 |
|
1 |
|
Повторение изученного материала. Прибавление чисел. |
|
1 |
|
Вычитание чисел 7, 8, 9 |
|
1 |
|
Повторение изученного материала. Вычитание чисел. |
|
1 |
|
Решение примеров и задач. Закрепление изученного. Математический диктант №4 |
|
1 |
|
Связь вычитания со сложением |
|
1 |
|
Итоговая административная проверочная работа. |
.04 |
1 |
|
Сложение. Вычитание. Скобки |
|
1 |
|
Решение примеров со скобками. |
|
1 |
|
Зеркальное отражение предметов |
|
1 |
|
Зеркальное отражение предметов |
|
1 |
|
Симметрия. Ось симметрии. |
|
1 |
|
Фигуры, имеющие несколько осей симметрии. |
|
1 |
|
Закрепление изученного материала. Табличные случаи сложения и вычитания. |
|
1 |
|
Контрольная работа «Свойства сложения и вычитания". |
|
1 |
|
Работа над ошибками. Графы отношений «больше», « меньше», «равно» на множестве целых неотрицательных чисел. |
|
1 |
|
Сложение и вычитание с переходом через десяток. Черчение и измерение отрезков.Математический диктант №5 |
|
1 |
|
Проверочная работа. |
|
1 |
|
Отработка вычислительных навыков. Решение примеров и задач. |
|
1 |
|
Решение примеров и задач. |
|
1 |
|
Закрепление изученного материала. Сложение и вычитание с переходом через десяток. |
|
2 |
|
Решение арифметических текстовых задач |
|
2 |
|
Отработка вычислительных навыков. |
|
2 |
|
Решение примеров и задач. |
|
2 |
|
Закрепление изученного материала. Сложение и вычитание в пределах 20. |
|
2 |