Рабочая программа по математике 

1 класс УМК «Начальная школа 21 века»

 

Пояснительная  записка

 

     Рабочая программа составлена на основе Федеральных государственных образовательных  стандартов второго поколения и  программы УМК  «Начальная  школа XXI века»  под  редакцией  Н.Ф.  Виноградовой.              

Курс построен на общей научно-методической основе,  реализующей принцип комплексного развития личности младшего школьника, и предлагает более совершенную методику, позволяющую не только повысить уровень математической подготовки младшего школьника, но и создать благоприятные условия для формирования у учащихся важнейших элементов учебной деятельности, что продиктовано современными требованиями к начальному математическому образованию.

Обучение математике в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

¾          обеспечение интеллектуального развития младших школьников: формирование основ логико-математического мышления, пространственного воображения, овладение учащимися математической речью для описания математических объектов и процессов окружающего мира в количественном и пространственном отношениях, для обоснования получаемых результатов решения учебных задач;

¾          предоставление младшим школьникам основ начальных математических знаний и формирование соответствующих умений: решать учебные и практические задачи; вести поиск информации (фактов, сходств, различий, закономерностей, оснований для упорядочивания и классификации математических объектов); измерять наиболее распространенные в практике величины;

¾          умение применять алгоритмы арифметических действий для вычислений; узнавать в окружающих предметах знакомые геометрические фигуры, выполнять несложные геометрические построения;

¾          реализация воспитательного аспекта обучения: воспитание потребности узнавать новое, расширять свои знания, проявлять интерес к занятиям математикой, стремиться использовать математические знания и умения при изучении других школьных предметов и в повседневной жизни, приобрести привычку доводить начатую работу до конца, получать удовлетворение от правильно и хорошо выполненной работы, уметь обнаруживать и оценивать красоту и изящество математических методов, решений, образов.

Важнейшими задачами обучения являются создание благоприятных условий для полноценного математического развития каждого ученика на уровне, соответствующем его возрастным особенностям и возможностям, и обеспечение необходимой и достаточной математической подготовки для дальнейшего успешного обучения в основной школе.

Математика как учебный предмет вносит заметный вклад в реализацию важнейших целей и задач начального общего образования младших школьников. Овладение учащимися начальных классов основами математического языка для описания разнообразных предметов и явлений окружающего мира, усвоение общего приема решения задач как универсального действия, умения выстраивать логические цепочки рассуждений, алгоритмы выполняемых действий, использование измерительных и вычислительных умений и навыков создают необходимую базу для успешной организации процесса обучения учащихся в начальной школе.   

 Данная программа предусматривает классно-урочную форму обучения. Продолжительность урока 35 минут (4 урока  в неделю).

     В федеральном базисном учебном плане на изучение математики в 1  классе начальной школы отводится 4 часа в неделю, всего – 128 часов.

 

 

Личностные, метапредметные и предметные результаты

освоения курса математики

 

Личностными результатами обучения учащихся являются:

¾  самостоятельность мышления; умение устанавливать, с какими учебными задачами ученик может самостоятельно успешно справиться;

¾  готовность и способность к саморазвитию;

¾  сформированность мотивации к обучению;

¾  способность характеризовать и оценивать собственные математические знания и умения;

¾  заинтересованность в расширении и углублении получаемых математических знаний;

¾  готовность использовать получаемую математическую подготовку в учебной деятельности и при решении практических задач, возникающих в повседневной жизни;

¾  способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до ее завершения;

¾  способность к самоорганизации;

¾  высказывать собственные суждения и давать им обоснование;

¾  владение коммуникативными умениями с целью реализации возможностей успешного сотрудничества с учителем и учащимися класса (при групповой работе, работе в парах, в коллективном обсуждении математических проблем).

Метапредметными результатами обучения являются:

¾  владение основными методами познания окружающего мира (наблюдение, сравнение, анализ, синтез, обобщение, моделирование);

¾  понимание и принятие учебной задачи, поиск и нахождение способов ее решения;

¾  планирование, контроль и оценка учебных действий; определение наиболее эффективного способа достижения результата;

¾  выполнение учебных действий в разных формах (практические работы, работа с моделями и др.);

¾  создание моделей изучаемых объектов с использованием знаково-символических средств;

¾  понимание причины неуспешной учебной деятельности и способность конструктивно действовать в условиях неуспеха;

¾  адекватное оценивание результатов своей деятельности;

¾  активное использование математической речи для решения разнообразных коммуникативных задач;

¾  готовность слушать собеседника, вести диалог;

¾  умение работать в информационной среде.

Предметными результатами учащихся на выходе из начальной школы являются:

¾  овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи;

¾  умение применять полученные математические знания для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач, а также использовать эти знания для описания и объяснения различных процессов и явлений окружающего мира, оценки их количественных и пространственных отношений;

¾  овладение устными и письменными алгоритмами выполнения арифметических действий с целыми неотрицательными числами, умениями вычислять значения числовых выражений, решать текстовые задачи, измерять наиболее распространенные в практике величины, распознавать и изображать простейшие геометрические фигуры;

¾  умение работать в информационном поле (таблицы, схемы, диаграммы, графики, последовательности, цепочки, совокупности); представлять, анализировать и интерпретировать данные.

 

 

Содержание тем учебного курса

(4 часа в неделю, 132часа)

 

 

Множества предметов. Отношения между предметами и между множествами предметов*

Сходства и различия предметов. Соотношение размеров предметов (фигур). Понятия: больше, меньше, одинаковые по размерам; длиннее, короче, такой же длины (ширины, высоты).

Соотношения между множествами предметов. Понятия: больше, меньше, столько же, поровну (предметов), больше, меньше (на несколько предметов).

Универсальные учебные действия:

¾                          сравнивать предметы (фигуры) по их форме и размерам;

¾                          распределять данное множество предметов на группы по заданным признакам (выполнять классификацию);

¾                          сопоставлять множества предметов по их численностям (путем составления пар предметов)

Арифметические действия и их свойства

Сложение, вычитание, умножение и деление в пределах 20

Смысл сложения, вычитания, умножения и деления. Практические способы выполнения действий. Запись результатов с использованием знаков =, +, -, ´ , :. Названия результатов сложения (сумма) и вычитания (разность).

Число и счет

Натуральные числа. Нуль

Названия и последовательность натуральных чисел от 1 до 20. Число предметов в множестве. Пересчитывание предметов Число и цифра. Запись результатов пересчета предметов цифрами.

Число и цифра 0 (нуль). Расположение чисел от 0 до 20 на шкале линейки. Сравнение чисел. Понятия: больше, меньше, равно; больше, меньше (на несколько единиц). Сложение и вычитание (умножение и деление) как взаимно обратные действия. Приемы сложения и вычитания вида 10 + 8,
18 – 8, 13 – 10. Таблица сложения однозначных чисел в пределах 20; соответствующие случаи вычитания. Приемы вычисления суммы и разности: с помощью шкалы линейки; прибавление и вычитание числа по частям, вычитание с помощью таблицы Правило сравнения чисел с помощью вычитания. Увеличение и уменьшение числа на несколько единиц.

Свойства сложения и вычитания

Сложение и вычитание с нулем. Свойство сложения: складывать два числа можно в любом порядке. Свойства вычитания: из меньшего числа нельзя вычесть большее; разность двух одинаковых чисел равна нулю. Порядок выполнения действий в составных выражениях со скобками.

Величины

Цена, количество, стоимость товара

Рубль. Монеты достоинством 1 р., 2 р., 5 р., 10 р.

Зависимость между величинами, характеризующими процесс купли-продажи. Вычисление стоимости по двум другим известным величинам (цене и количеству товара).

Геометрические величины

Длина и ее единицы: сантиметр и дециметр. Обозначения: см, дм. Соотношение: 1 дм = 10 см. Расстояние между двумя точками.

Текстовая арифметическая задача и ее решение

Понятие арифметической задачи. Условие и вопрос задачи. Задачи, требующие однократного применения арифметического действия (простые задачи).

Запись решения и ответа. Составная задача и ее решение.

Задачи, содержащие более двух данных и несколько вопросов. Изменение условия или вопроса задачи.

Составление текстов задач в соответствии с заданными условиями.

Взаимное расположение предметов

Понятия: выше, ниже, дальше, ближе, справа, слева, над, под, за, между, вне, внутри.

Осевая симметрия

Отображение предметов в зеркале. Ось симметрии. Пары симметричных фигур (точек, отрезков, многоугольников). Примеры фигур, имеющих одну или несколько осей симметрии.

Пространственные отношения. Геометрические фигуры

Форма предмета. Понятия: такой же формы, другой формы. Точка, линия, отрезок круг, треугольник, квадрат, пятиугольник. Куб. Шар.

Изображение простейших плоских фигур с помощью линейки и от руки.

Логико-математическая подготовка.

Логические понятия

Понятия: все, не все; все, кроме; каждый, какой-нибудь, один из, любой. Классификация множества предметов по заданному признаку. Решение несложных задач логического характера.

Работа с информацией

Представление и сбор информации

Таблица. Строки и столбцы таблицы. Чтение несложной таблицы.

Заполнение строк и столбцов готовых таблиц в соответствии с предъявленным набором данных.

Перевод информации из текстовой формы в табличную. Информация, связанная со счетом и измерением. Информация, представленная последовательностями предметов, чисел, фигур.

 

 

 

 

 

Планируемые результаты обучения

 

  1. К концу обучения в первом классе ученик научится:

называть:

— предмет, расположенный левее (правее), выше (ниже) данного предмета, над (под, за) данным предметом, между двумя предметами;

— натуральные числа от 1 до 20 в прямом и в обратном порядке, следующее (предыдущее) при счете число;

— число, большее (меньшее) данного числа (на несколько единиц);

— геометрическую фигуру (точку, отрезок, треугольник, квадрат, пятиугольник, куб, шар);

различать:

— число и цифру;

— знаки арифметических действий;

— круг и шар, квадрат и куб;

— многоугольники по числу сторон (углов);

— направления движения (слева направо, справа налево, сверху вниз, снизу вверх);

читать:

— числа в пределах 20, записанные цифрами;

— записи вида 3 + 2 = 5,  6 – 4 = 2,  5  2 = 10,  9 : 3 = 3;

сравнивать

— предметы с целью выявления в них сходства и различий;

— предметы по размерам (больше, меньше);

— два числа (больше, меньше, больше на, меньше на);

— данные значения длины;

— отрезки по длине;

воспроизводить:

— результаты табличного сложения любых однозначных чисел;

— результаты табличного вычитания однозначных чисел;

— способ решения задачи в вопросно-ответной форме;

распознавать:

— геометрические фигуры;

моделировать:

— отношения «больше», «меньше», «больше на», «меньше на» с использова­нием фишек, геометрических схем (графов) с цветными стрелками;

— ситуации, иллюстрирующие арифметические действия (сложение, вычи­тание, умножение, деление);

— ситуацию, описанную текстом арифметической задачи, с помощью фишек или схематического рисунка;

характеризовать:

— расположение предметов на плоскости и в пространстве;

— расположение чисел на шкале линейки (левее, правее, между);

— результаты сравнения чисел словами «больше» или «меньше»;

— предъявленную геометрическую фигуру (форма, размеры);

— расположение предметов или числовых данных в таблице (верхняя, средняя, нижняя) строка, левый (правый, средний) столбец;

анализировать:

— текст арифметической задачи: выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины);

— предложенные варианты решения задачи с целью выбора верного или оптимального решения;

классифицировать:

— распределять элементы множеств на группы по заданному признаку;

упорядочивать:

— предметы (по высоте, длине, ширине);

— отрезки в соответствии с их длинами;

— числа (в порядке увеличения или уменьшения);

конструировать:

— алгоритм решения задачи;

— несложные задачи с заданной сюжетной ситуацией (по рисунку, схеме);

контролировать:

— свою деятельность (обнаруживать и исправлять допущенные ошибки);

оценивать:

— расстояние между точками, длину предмета или отрезка (на глаз);

— предъявленное готовое решение учебной задачи (верно, неверно);

решать учебные и практические задачи:

— пересчитывать предметы, выражать числами получаемые результаты;

— записывать цифрами числа от 1 до 20, число нуль;

— решать простые текстовые арифметические задачи (в одно действие);

— измерять длину отрезка с помощью линейки;

— изображать отрезок заданной длины;

— отмечать на бумаге точку, проводить линию по линейке;

— выполнять вычисления (в том числе вычислять значения выражений, содержащих скобки);

— ориентироваться в таблице: выбирать необходимую для решения задачи информацию.

 

К концу обучения в первом классе ученик может научиться:

сравнивать:

— разные приемы вычислений с целью выявления наиболее удобного приема;

воспроизводить:

— способ решения арифметической задачи или любой другой учебной задачи в виде связного устного рассказа;

классифицировать:

— определять основание классификации;

обосновывать:

— приемы вычислений на основе использования свойств арифметических действий;

контролировать деятельность:

— осуществлять взаимопроверку выполненного задания при работе в парах;

решать учебные и практические задачи:

— преобразовывать текст задачи в соответствии с предложенными условиями;

— использовать изученные свойства арифметических действий при вычислениях;

— выделять на сложном рисунке фигуру указанной формы (отрезок, треугольник и др.), пересчитывать число таких фигур;

— составлять фигуры из частей;

— разбивать данную фигуру на части в соответствии с заданными требованиями;

— изображать на бумаге треугольник с помощью линейки;

— находить и показывать на рисунках пары симметричных относительно осей симметрии точек и других фигур (их частей);

— определять, имеет ли данная фигура ось симметрии и число осей,

— представлять заданную информацию в виде таблицы;

— выбирать из математического текста необходимую информацию для ответа на поставленный вопрос.

 

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО МАТЕМАТИКЕ

в 1 классе

№ урока

Содержание урока

Дата

Кол-во часов

  1.  

Сравниваем.

 

1

  1.  

 Сравниваем.

 

1

  1.  

Называем по порядку. Слева направо. Справа налево.

 

1

  1.  

 Знакомимся с таблицей

 

1

  1.  

Сравниваем

 

1

  1.  

Числа и цифры от 1до 5

 

1

  1.  

Числа и цифры от 6 до 9

 

1

  1.  

Конструируем. Знакомство с наборами  «Уголки» и «Танграм».

 

1

  1.  

Учимся выполнять сложение

 

1

  1.  

Находим фигуры

 

1

  1.  

«Шагаем» по линейке. Вправо. Влево

 

1

  1.  

Учимся выполнять вычитание

 

1

  1.  

 Сравниваем.

 

1

  1.  

Сравниваем .Входная диагностика.

 

1

  1.  

Готовимся решать задачи

 

1

  1.  

Готовимся решать задачи

 

1

  1.  

Складываем числа

 

1

  1.  

Вычитаем числа

 

1

  1.  

Числа и цифры

 

1

  1.  

Число и цифра 0

 

1

  1.  

Измеряем длину в сантиметрах

 

1

  1.  

Измеряем длину в сантиметрах

 

1

  1.  

Увеличение и уменьшение числа на 1

 

1

  1.  

Увеличение и уменьшение числа на 2

 

1

  1.  

Число 10.Состав числа 10.

 

1

  1.  

Измеряем длину в дециметрах

 

1

  1.  

Знакомимся с многоугольниками

 

1

  1.  

Знакомимся с задачей

 

1

  1.  

Решаем задачи.

 

1

  1.  

Решаем задачи. Закрепление.

 

1

  1.  

Числа от 11 до 20

 

1

  1.  

Числа от 11 до 20

 

1

  1.  

Измеряем длину в дециметрах и сантиметрах

 

1

  1.  

Составляем задачи

 

1

  1.  

Числа от 1 до 20

 

1

  1.  

Готовимся выполнять умножение

 

1

  1.  

Готовимся выполнять умножение

 

1

  1.  

Составляем и решаем задачи

 

1

  1.  

Числа от 1 до 20

 

1

  1.  

Умножаем числа

 

1

  1.  

Умножаем числа

 

1

  1.  

Решаем задачи

 

1

  1.  

Решаем задачи

 

1

  1.  

Проверяем, верно ли

 

1

  1.  

Готовимся выполнять деление

 

1

  1.  

Делим числа.

 

1

  1.  

Делим числа

 

1

  1.  

Сравниваем

 

1

  1.  

Работаем с числами

 

1

  1.  

Решаем задачи

 

1

  1.  

Складываем и вычитаем числа

 

1

  1.  

Складываем и вычитаем числа

 

1

  1.  

Умножаем и делим числа

 

1

  1.  

Решаем задачи разными способами

 

1

  1.  

Вспоминаем пройденное. Решаем задачи разными способами.

 

1

  1.  

Проверочная работа.

 

1

  1.  

Работа над ошибками. Решение текстовых задач.

 

1

  1.  

Решение задач и   примеров. Закрепление изученного. Математический диктант №1.

 

1

  1.  

Повторение пройденного. Решение примеров и задач.

 

2

  1.  

Свойства сложения

 

1

  1.  

Перестановка чисел при сложении.

 

1

  1.  

Шар. Куб.

 

1

  1.  

Сравнение геометрических фигур Шар. Куб.

 

1

  1.  

Сложение с числом 0

 

1

  1.  

Сложение с числом 0

 

1

  1.  

 Свойства вычитания

 

1

  1.  

Из меньшего числа нельзя вычесть большее

 

1

  1.  

Вычитание числа 0

 

1

  1.  

Сравнение числовых   выражений и равенств.  Закрепление   пройденного. Математический диктант №2.

 

1

  1.  

Деление на группы по несколько предметов

 

1

  1.  

Повторение изученного материала

 

1

  1.  

Сложение с числом 10

 

1

  1.  

Повторение изученного материала Сложение с числом 10. Переместительное свойство сложения.

 

1

  1.  

Прибавление и вычитание числа 1.   Сумма и разность.

 

1

  1.  

Прибавление и вычитание числа 1.   Сумма и разность.

 

1

  1.  

Прибавление числа 2

 

1

  1.  

Прибавление числа 2 с переходом через разряд.

 

1

  1.  

Вычитание числа 2

 

1

  1.  

Вычитание числа 2 с переходом через разряд

 

1

  1.  

Вычитание числа 2.     Математический диктант № 3

 

1

  1.  

Прибавление числа 3

 

1

  1.  

Прибавление числа 3 с переходом через разряд

 

1

  1.  

Вычитание числа 3

 

1

  1.  

Вычитание числа 3 с переходом через разряд

 

1

  1.  

Прибавление числа 4

 

1

  1.  

Прибавление числа 4 с переходом через разряд

 

1

  1.  

Вычитание числа 4

 

1

  1.  

Вычитание числа 4 с переходом через разряд

 

1

  1.  

Прибавление и вычитание числа 5

 

1

  1.  

Прибавление и вычитание числа 5

 

1

  1.  

Прибавление числа 6

 

1

  1.  

Вычитание числа 6

 

1

  1.  

Повторение изученного материала

 

1

  1.  

Сравнение чисел

 

1

  1.  

Сравнение чисел

 

1

  1.  

Сравнение чисел

 

1

  1.  

Сравнение чисел. Результат сравнения

 

1

  1.  

Сравнение чисел. Результат сравнения

 

1

  1.  

На сколько больше или меньше

 

1

  1.  

На сколько больше или меньше

 

1

  1.  

Увеличение числа на несколько единиц

 

1

  1.  

Увеличение числа на несколько единиц

 

1

  1.  

Уменьшение числа на несколько единиц

 

1

  1.  

Уменьшение числа на несколько единиц

 

1

  1.  

Прибавление чисел 7, 8, 9

 

1

  1.  

Повторение изученного материала. Прибавление чисел.

 

1

  1.  

Вычитание чисел 7, 8, 9

 

1

  1.  

Повторение изученного материала. Вычитание чисел.

 

1

  1.  

Решение примеров и задач. Закрепление изученного. Математический диктант №4

 

1

  1.  

Связь вычитания со сложением

 

1

  1.  

Итоговая административная проверочная работа.

.04

1

  1.  

Сложение. Вычитание. Скобки

 

1

  1.  

Решение примеров со скобками.

 

1

  1.  

Зеркальное отражение предметов

 

1

  1.  

Зеркальное отражение предметов

 

1

  1.  

Симметрия. Ось симметрии.

 

1

  1.  

Фигуры, имеющие несколько осей симметрии.

 

1

  1.  

Закрепление изученного материала. Табличные случаи сложения и вычитания.

 

1

  1.  

Контрольная работа «Свойства сложения и вычитания".

 

1

  1.  

Работа над ошибками. Графы отношений «больше», « меньше», «равно» на множестве целых неотрицательных чисел.

 

1

  1.  

Сложение и вычитание с переходом через десяток. Черчение и измерение отрезков.Математический диктант №5

 

1

  1.  

Проверочная работа.

 

1

  1.  

Отработка вычислительных навыков. Решение примеров и задач.

 

1

  1.  

Решение примеров и задач.

 

1

  1.  

Закрепление изученного материала. Сложение и вычитание с переходом через десяток.

 

2

  1.  

Решение арифметических текстовых задач

 

2

  1.  

Отработка вычислительных навыков.

 

2

  1.  

Решение примеров и задач.

 

2

  1.  

Закрепление изученного материала. Сложение и вычитание в пределах 20.

 

2