Пояснительная записка к курсу «Математика»

 

Рабочая программа учителя по курсу математики для учащихся 2-го класса  рассчитана на 136 часов (4 часа в неделю, 34 учебные недели) и разработана в соответствии:

  - с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее Стандарта);
  - рекомендациями Примерной основной образовательной программой образовательного учреждения. Начальная школа. Составитель Е.С. Савинов. – М.: Просвещение, 2012 г. рекомендованной МО и Науки РФ (далее Примерной Программой);
  - с положениями Основной образовательной программой начального общего образования ГБОУ СОШ №2105 (далее Образовательной программой);
  - с возможностями учебно-методического комплекта, разработанного на основе авторской издательской программы В.Н. Рудницкой (программа по математике к учебнику «Начальная школа XXI века». – 5-е изд, – М.: Вентана-Граф, 2012).
  - с образовательными потребностями и запросами обучающихся  и их родителей.

 

 

Основная цель уроков

Важнейшими целями обучения на этом этапе являются создание благоприятных условий для полноценного интеллектуального развития каждого ребёнка на уровне, соответствующим его возрастным особенностям и возможностям, и обеспечение необходимой и достаточной математической подготовки ученика для дальнейшего обучения.

В программе заложена основа, позволяющая учащимся овладеть определённым объёмом математических знаний и умений, которые дадут им возможность успешно изучать математические дисциплины в старших классах.

Своеобразие начальной ступени обучения состоит в том, что именно на этой ступени у учащихся должно начаться формирование элементов учебной деятельности. На основе этой деятельности у ребёнка возникает теоретическое сознание и мышление, развиваются соответствующие способности (рефлексия, анализ, мысленное планирование); в этом возрасте у детей происходит также становление потребности и мотивов учения.

 

В связи с этим в основу отбора содержания обучения положены следующие наиболее важные методические принципы:

  • анализ конкретного учебного материала с точки зрения его общеобразовательной ценности и необходимости изучения в начальной школе;
  • возможность широкого применения изучаемого материала на практике;
  • взаимосвязь вводимого материала с ранее изученным;
  • обеспечение преемственности с дошкольной математической подготовкой и содержанием следующей ступени обучения в средней школе;
  • обогащение математического опыта младших школьников за счёт включения в курс новых вопросов, ранее не изучавшихся в начальной школе;
  • развитие интересов к занятиям математикой.

 

Сформулированные принципы потребовали конструирования такой программы, которая содержит сведения из различных математических дисциплин, образующих пять взаимосвязанных содержательных линий:

  • элементы арифметики;
  • величины и их измерение;
  • логико – математические понятия;
  • элементы алгебры;
  • элементы геометрии.

Для каждой из этих линий отобраны основные понятия, вокруг которых развёртывается всё содержание обучения. Понятийный аппарат включает следующие четыре понятия, вводимые без определений: число, отношение, величина, геометрическая фигура.

Особенностью структурирования программы является раннее ознакомление учащихся с общими способами выпол­нения арифметических действий. При этом приоритет отдается письменным вычислениям. Устные вычисления ог­раничены лишь простыми случаями сложения, вычитания, умножения и деления, которые без затруднений выполняют­ся учащимися в уме. Устные приемы вычислений часто выступают как частные случаи общих правил.

Обучение письменным приемам сложения и вычитания начинается во 2 классе.

Изучение величин распределено по темам программы таким образом, что формирование соответствующих уме­ний производится в течение продолжительных интервалов времени.  Во втором классе вводится метр и рассматриваются важнейшие соотно­шения между изученными единицами длины.

Понятие площади фигуры — более сложное. Однако его усвоение удается существенно облегчить и при этом добить­ся прочных знаний и умений благодаря организации боль­шой подготовительной работы, начатой во 2 классе. Идея подхода заключается в том, чтобы научить учащихся, ис­пользуя практические приемы, находить площадь фигуры, пересчитывая клетки, на которые она разбита.

Во 2 классе, т. е. раньше, чем это делается традиционно, вводится правило нахожде­ния площади прямоугольника. Такая методика позволяет до­биться хороших результатов: с полным пониманием сути во­проса учащиеся осваивают понятие «площадь», не смешивая его с понятием «периметр», введенным ранее.

Программой предполагается некоторое расширение представлений младших школьников об измерении величин: в программу введено понятие о точном и приближенном зна­чениях величины. Суть вопроса состоит в том, чтобы уча­щиеся понимали, что при измерениях с помощью различных бытовых приборов и инструментов всегда получается при­ближенный результат; поэтому измерить данную величину можно только с определенной точностью.

Обучение решению арифметических задач с помощью составления равенств, содержащих буквы, ограничивается рассмотрением отдельных их видов, на которых иллюстри­руется суть метода. Важной составляющей линии логического развития ре­бенка является обучение его действию клас­сификации по заданным основаниям и проверка правильно­сти выполнения задания.

В программе четко просматривается линия развития гео­метрических представлений учащихся. Дети знакомятся с наиболее распространенными геометрическими фигурами (круг, многоугольник, отрезок, луч, прямая, куб, шар и др.), учатся их различать. Большое внимание уделяется взаимно­му расположению фигур на плоскости, а также формирова­нию графических умений — построению отрезков, ломаных, окружностей, углов, многоугольников и решению практиче­ских задач (деление отрезка пополам, окружности на шесть равных частей и пр.).

Большую роль в развитии пространственных предста­влений играет включение в программу поня­тия об осевой симметрии. Дети учатся находить на картин­ках и показывать пары симметричных точек, строить симме­тричные фигуры.

При выборе методов изложения программного материа­ла приоритет отдается дедуктивным методам. Овладев общи­ми способами действия, ученик применяет полученные при этом знания и умения для решения новых конкретных учеб­ных задач.

На ступени начального общего образования этот учебный предмет является основой развития у обучающихся познавательных универсальных действий, в первую очередь логических и алгоритмических. В процессе знакомства с математическими отношениями, зависимостями у школьников формируются учебные действия планирования последовательности шагов при решении задач; различения способа и результата действия; выбора способа достижения поставленной цели; использования знаково-символических средств для моделирования математической ситуации, представления информации; сравнения и классификации (например, предметов, чисел, геометрических фигур) по существенному основанию. Особое значение имеет математика для формирования общего приёма решения задач как универсального учебного действия.

В условиях интенсификации процессов информатизации общества и образования при формировании универсальных учебных действий, наряду с традиционными методиками, целесообразно широкое использование цифровых инструментов и возможностей современной информационно-образовательной среды. Ориентировка младших школьников в информационных и коммуникативных технологиях (ИКТ) и формирование способности их грамотно применять (ИКТ-компетентность) являются одними из важных элементов формирования универсальных учебных действий обучающихся на ступени начального общего образования.

 

При освоении личностных действий ведётся формирование:

  • критического отношения к информации и избирательности её восприятия;
  • уважения к информации о частной жизни и информационным результатам деятельности других людей;
  • основ правовой культуры в области использования информации.

 

При освоении регулятивных универсальных учебных действий обеспечивается:

  • оценка условий,  алгоритмов и результатов действий, выполняемых в информационной среде;
  • использование результатов действия, размещённых в  информационной среде, для оценки  и коррекции выполненного действия;
  • создание цифрового портфолио учебных достижений учащегося.

 

При освоении познавательных универсальных учебных действий ИКТ играют ключевую роль в таких общеучебных универсальных действиях, как:

  • поиск информации;
  • фиксация (запись) информации с помощью различных технических средств;
  • структурирование информации, её организация и представление в виде диаграмм, картосхем, линий времени и пр.;
  • создание простых гипермедиасообщений;
  • построение простейших моделей объектов и процессов.

 

ИКТ является важным инструментом для формирования коммуникативных универсальных учебных действий. Для этого используются:

  • обмен гипермедиасообщениями;
  • выступление с аудиовизуальной поддержкой;
  • фиксация хода коллективной/личной коммуникации;
  • общение в цифровой среде (электронная почта, чат, видеоконференция, форум, блог).

 

Формирование ИКТ-компетентности обучающихся происходит в рамках системно-деятельностного подхода.

 

 

К концу обучения во  втором  классе учащиеся должны:

Называть:

  • компоненты и результаты арифметических действий: слагаемое, сумма, уменьшаемое, вычитаемое, разность, множитель, произведение, делимое, делитель, частное;
  • число, большее (меньшее) данного в несколько раз;
  • фигуру, изображенную на рисунке (луч, окружность, угол, многоугольник);

Воспроизводить по памяти:

  • результаты табличного умножения  однозначных чисел; результаты табличных случаев деления;
  • результаты табличных случаев вычитания в пределах 20;
  • соотношения между единицами длины: 1 м = 100 см, 1 дм = 10 см, 1 м = 10 дм;
  • определение прямоугольника (квадрата);

Различать :

  • числовое выражение и выражение с переменной;
  • прямые и непрямые углы;
  • периметр и площадь фигуры;
  • луч и отрезок;
  • элементы многоугольника: вершина, сторона, угол;

Сравнивать:

  • любые двузначные числа;
  • два числа, характеризуя результат сравнения словами «больше в …», «меньше в …»,

Использовать модели (моделировать учебную ситуацию) :

  • составлять и решать задачу по данной схеме;
  • читать графы, моделирующие отношения между числами  и величинами);
  • строить графы отношений, выраженные словами «больше», «меньше», «старше», «моложе» и т.д.;

Приводить примеры :

  • числового выражения;
  • выражения, содержащего переменную;
  • правило порядка выполнения действий в выражениях со скобками;

Решать учебные и практические задачи:

  • читать и записывать цифрами любые двузначные числа;
  • составлять простейшие выражения (сумму, разность, произведение, частное);
  • отмечать на числовом луче точку с данными координатами; читать координату точки, лежащей на числовом луче;
  • выполнять письменно сложение и вычитание чисел, когда результат действия не превышает 100;
  • применять свойства умножения и деления при выполнении вычислений;
  • применять правило поразрядного сложения и вычитания чисел при выполнении письменных вычислений;
  • вычислять значения выражения с одной переменной при заданном наборе числовых значений этой переменной;
  • решать составные текстовые задачи в два действия (в различных комбинациях), в том числе задачи на увеличение и уменьшение числа в несколько раз;
  • вычислять периметр многоугольника;
  • вычислять площадь прямоугольника (квадрата);
  • изображать луч и отрезок, обозначать их буквами и читать обозначения;
  • строить окружность с помощью циркуля;

Устанавливать связи и зависимости:

  • между площадью прямоугольника и длинами его сторон.

 

Содержание программы  136 ч.

 

Сложение и вычитание в пределах 100.  Чтение и запись двузначных чисел цифрами. Сведения из истории математики. Происхождение римских цифр.Луч, его изображение и обозначение. Принадлежность точки лучу. Взаимное расположение на плоскости лучей и отрезков. Числовой луч. Координата точки. Сравнение чисел с использованием числового луча.

Единица длины «метр» и ее обозначение (м). Соотношения между единицами длины (1 м = 100 см, 1 дм = 10 см, 1 м = 10 дм). Сведения из истории математики. Старинные русские меры длины (вершок, аршин, пядь, маховая и косая сажень) и массы (пуд).

Практические способы сложения и вычитания двузначных чисел. Поразрядное сложение и вычитание двузначных чисел, в том числе с использованием микрокалькулятора при вычислениях.

Многоугольник и его элементы: вершины, стороны, углы. Периметр многоугольника и его вычисление. Окружность: радиус и центр окружности. Построение окружности с помощью циркуля. Взаимное расположение фигур на плоскости.

 

Таблица умножения однозначных чисел. Табличное умножение чисел и соответствующие случаи деления. Практические способы нахождения площадей фигур. Единицы площади: квадратный дециметр, квадратный сантиметр, квадратный метр и их обозначения.

Доля числа. Нахождение одной или нескольких долей данного числа и числа по нескольким его долям.

Умножение и деление с 0 и 1. Свойство умножения: умножать числа можно в любом порядке.

Отношения «меньше в» и «больше в». Решение задач на увеличение и уменьшение числа в несколько раз.

 

Выражения. Название компонентов действий сложения, вычитания, умножения и деления. Числовое выражение и его значение. Числовые выражения, содержащие скобки. Нахождение значений числовых выражений. Угол. Прямой и непрямой углы. Прямоугольник (квадрат).

Свойства противоположных сторон и диагоналей прямоугольника. Правило вычисления площади прямоугольника (квадрата).

Понятие о переменной. Выражение, содержащее переменную. Нахождение значений выражения с переменной при заданном наборе ее числовых значений. Запись решения задач, содержащих переменную.

 

Практические работы. Определение вида угла (прямой, непрямой), нахождение прямоугольника среди данных четырехугольников с помощью модели прямого угла.

 

 

Особенности контроля и оценки  учебных достижений

по математике.

 

Текущий контроль по математике можно осуществлять как в письменной, так и в устной форме. Письменные работы для текущего контроля рекомендуется проводить не реже 1 раза в неделю в форме самостоятельной работы или математического диктанта. Желательно, чтобы работы для текущего контроля состояли из нескольких однотипных заданий, с помощью которых осуществляется всесторонняя проверка только одного определенного умения (например, умения сравнивать натуральные числа, умения находить площадь прямоугольника и др.).

Тематический контроль по математике в начальной школе проводится в основном в письменной форме. Для тематических проверок выбираются узловые вопросы программы; приемы устных вычислений, действия с многозначными числами, измерение величин и др.

Среди тематических проверочных работ особое место занимают работы, с помощью которых проверяются  знания табличных случаев сложения, вычитания, умножения и деления. Для обеспечения самостоятельности учащихся подбираются несколько вариантов работы, каждый из которых содержит 30 примеров (соответственно по 15 на сложение и вычитание или умножение и деление). На выполнение такой работы отводится 5-6 минут урока.

Итоговый контроль по математике проводится в форме контрольных работ комбинированного характера (они содержат арифметические задачи, пример, задания геометрического характера и др.). В этих работах сначала отдельно оценивается выполнение задач, примеров, заданий геометрического характера, а затем выводится итоговая отметка за всю работу. При этом итоговая отметка не выставляется как средний балл, а определяется с учетом тех видов заданий, которые для данной работы являются основными.

 

В основе оценивания письменных работ по математике лежат следующие показатели: правильность выполнения и объем выполненного задания.

 

Нормы оценок

Контрольная работа, направленная на проверку вычислительных умений

  • «5» - без ошибок и  недочетов;
  • «4» - 1-2 ошибки;
  • «3» - 3-4 ошибки;
  • «2» - 5 и более ошибок.

 

Контрольная работа, направленная на проверку умения решать задачи.

  • «5» - без ошибок и недочетов;
  • «4» - 1 ошибка; 1 ошибка и 1 недочет; 2 недочета.
  • «3» - 2-3 ошибки (более половины работы  выполнено    верно);
  • «2» - более 3 ошибок.

 

Комбинированная контрольная работа.

  • «5» - без ошибок и недочетов;
  • «4» - 1-2 ошибки, но не в задаче;
  • «3» - 3-4 ошибки;
  • «2» - более 4 ошибок.

 

Требования к проведению контрольных работ по математике.

В один рабочий день следует давать в классе только одну письменную контрольную, а в течение недели – не более двух.

При планировании контрольных работ в каждом классе необходимо предусмотреть равномерное их распределение в течение четверти, не допуская скопления письменных контрольных работ к концу четверти, полугодия. Не рекомендуется проводить контрольные работы в первый день четверти, в первый день после праздника, в понедельник.

Наибольшая работоспособность у учащихся младших классов наблюдается на первом-втором уроках. В эти часы целесообразно проводить контрольные работы.

 

Исключение травмирующих учеников факторов при организации   работы:

  • работу в присутствии ассистента (проверяющего) проводит учитель, постоянно работающий с детьми, а не посторонний или малознакомый ученикам человек;
  • учитель во время проведения  работы имеет право свободно общаться с учениками;
  • ассистент (проверяющий) фиксирует все случаи обращения детей к учителю, степень помощи, которая оказывается ученикам со стороны учителя, и при подведении итогов работы может учитывать эти наблюдения.

Отсутствие регламентации времени выполнения работы каждым учеником. Если часть школьников не успели закончить работу за отведенное на нее время, им предоставляется возможность продолжить ее выполнение во внеурочное время.

При проведении работы необходимо фиксировать время ее выполнения каждым учеником, как выполнившим ее в пределах отведенного на уроке времени, так и продолжившим ее выполнение после урока.

Каждая работа завершается самопроверкой. Самостоятельно найденные и аккуратно исправленные ошибки не должны служить причиной снижения отметки, выставляемой за работу. Только небрежное их исправление может привести к снижению балла при условии, что в классе проводилась специальная работа по формированию умения вносить исправления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема урока

Кол-

во

часов

Решаемые проблемы

 

Понятия

Планируемые результаты

 

Дата

Предметный

УУД

Личностный

результат

1-2

Числа 10, 20, 30, …, 100.

 

2

Познакомить учащихся с чтением  и записью двузначных чисел,которые оканчиваются нулем; закрепить на-выки решения задач.

Дать понятия:

  • числовой луч;
  • запись числа;

круглое чис-ло.

Уметь читать и за-писывать двузнач-ные числа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Познавательные:

Понимать и принимать учебную задачу, решать учебные задачи, связанные с повседневной жизнью.

Регулятивные:

оценивать правильность хода решения и реальность ответа на вопрос.

Коммуникативные:

чтение,  постановка вопросов, выдвижение гипотез, сравне-ние.

Навыки адаптации, сот-рудничества, мотивация учебной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3-5

 

Двузначные числа и их запись.

 

 

3

Рассмотреть изображе-ние двузначных чисел с помощью цветных пало-чек; закреплять навыки сложения и вычитания чисел в пределах 20; совершенствовать навык счета в пределах 100.

Познакомить с правилами работы на калькуляторе

 

Дать понятия:

  • двузначное число;

Закрепить по-нятие:

десятичный состав.

Отработка понятий:

«число» и «цифра».

Знать название, последовательность натуральных чисел в пределах 100.

Познавательные:

понимать и принимать учебную задачу, 

решать учебные задачи, связанные с повседневной жизнью.

Регулятивные:

оценивать правильность хода решения и реальность ответа на вопрос.

Коммуникативные:

чтение,  постановка вопросов, выдвижение гипотез, сравнение.

 

 

Навыки адаптации, сот-рудничества, мотивация учебной деятельности.

 

 

6-8

 

Луч и его обозначение.

 

 

3

Познакомить с поня-тием луча как беско-нечной фигуры; со-вершенствовать вычис-лительные навыки; со-вершенствовать умение решать задачи.

Отрабатывать понятия:

  • числовой луч;

единичный отрезок.

Закрепить умение чертить числовой луч, выбирать единичный отрезок, отмечать точки с заданными координатами;  вы-полнять арифмети-ческие действия в пределах 20.

Познавательные:

умение читать и записывать длину отрезка, используя основную единицу измерения-сантиметр.

Регулятивные:

знать алгоритм измерения;  работать с данными (схемами, таблицами).

Самостоятельн-ость и личная ответственность за поступки, развитие гео-метрической наблюдательно-сти как путь к целостному ориентирован-ому взгляду на мир,самооценка на основе критериев успешной учеб-ной деятельности.

 

9-10

Числовой луч.

 

2

Закрепить умение чер-тить числовой луч, выбирать единичный отрезок, отмечать точки с заданными коорди-натами; совершенство-вать вычислительные навыки.

Отрабатывать понятия:

  • числовой луч;

единичный отрезок.

Закрепить умение чертить числовой луч, выбирать единичный отрезок, отмечать точки с заданными координатами;  вы-полнять арифмети-ческие действия в пределах 20.

Познавательные:

умение читать и записывать длину отрезка, используя основную единицу измерения-сантиметр.

Регулятивные:

знать алгоритм измерения;  работать с данными (схемами, таблицами).

Самостоятельность и личная ответственность за поступки, развитие гео-метрической наблюда-тельности как путь к целостному ориентиро-ванному взгляду на мир, самооценка на основе критериев успешной учеб-ной деятельности.

 

11

Контрольная работа №1 по теме: «Запись и сравнение двузначных чисел. Луч».

 

1

Проверить сформиро-ванность навыка изоб-ражения числа точками на числовом луче и сравнивать числа с помощью числового луча, а так же умение строить числовой луч с помощью линейки.

Все понятия по данной теме.

Сформированность умения проводить логические операции сравнения и классификаци.

Регулятивные:

осуществляет текущий конт-роль своих действий по заданным критериям.

Коммуникативные: ведение диалога, взаимный контроль, формулировка.

Познавательные:

учиться выполнять операции анализа, синтеза, сравнения.

Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, принятие образа «хорошего уче-ника».

 

12-14

Метр. Соотношения между единицами длины.

 

3

Рассмотреть измерения длин и расстояния с помощью измеритель-ных инструментов; учить сравнивать величины, выраженные в единицах длины; совершенство-вать умение решать задачи.

Ввести понятия:

  • один метр;

рулетка.

Рассмотреть измере-ния длин и расстоя-ния с помощью изме-рительных инстру-ментов.

Познавательные:

умение читать, записывать, сравнивать.

Регулятивные:

устанавливать закономерность; использовать знаково-симво-лические средства, в том числе модели (фишки).

Навыки сотрудничества, самооценка, развитие геометрической наблюда-тельности

 

15-17

Многоуголь-ник и его элементы.

 

3

Ввести понятие «много-угольник»; научить нахо-дить и показывать вер-шины, стороны и углы многоугольника; рас-смотреть обозначение многоугольника латинс-кими буквами.

 

Ввести понятия:

  • многоугольник
  • вершина;
  • сторона;

угол.

Находить и показы-вать вершины, сто-роны и углы многоу-гольника; обозначать многоугольника ла-тинскими буквами.

Регулятивные:

описывать взаимное располо-жение предметов в пространст-ве и на плоскости.

Коммуникативные: соотносить реальные объекты с моделями геометрических фи-гур; распознавать последова-тельность чисел.

Самостоятельность и личная ответственность за поступки, развитие гео-метрической наблюдатель-ности как путь к целостному ориентирован-ному взгляду на мир.

 

18-20

Сложение и вычитание вида 26+-2, 26+-10.

 

 

3

Познакомить с прави-лами поразрядного сложения и вычитания чисел в пределах 100; совершенствовать вы-числительные навыки; практическим путем находить значение умножения и деления.

Отработать понятие:

десятичный состав числа.

Знать поразрядное сложение и вычи-тание чисел в пре-делах 100.

Познавательные:

чтение, использование знаково-символических средств.

Коммуникативны:

ведение диалога, определение цели, ставить вопросы.

Регулятивные:

применение установленных правил, различение способа и результата действий.

Самостоятельность, само-оценка на основе крите-риев успешности учебной деятельности.

 

21-23

Запись сложения столбиком.

 

3

Составить алгоритм сложения двузначных чисел в столбик; совер-шенствовать навыки решения задач.

Закрепить понятия:

  • разрядные единицы.

Дать понятие:

запись столбиком.

Научиться склады-вать  двузначные чис-ла в столбик. 

Познавательные:

принимать и сохранять учеб-ную задачу, использовать знаково-символические сре-дства, в том числе модели (фишки) для решения задач. Регулятивные:

план-ть своё действие в соотв-ии с пост-ой задачей.

Самостоятельность, ува-жительное отношение к мнению другого.

 

24-26

Запись вычитания столбиком.

 

3

Совершенствовать на-выки решения задач; продолжить формирова-ние умений выполнять сложение чисел столби-ком; закреплять знания о многоугольнике.

Отработать понятея:

  • круглые числа.

Закрепить понятие:

длина отрезка.

Закрепить знания о выполнении сложе-ния двузначных чисел столбиком.

Познавательные:

принимать и сохранять учеб-ную задачу, использовать знаково-символические сре-дства, в том числе модели (фишки) для решения задач.

Регулятивные:

планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, принятие образа «хорошего уче-ника».

 

27-30

Сложение двузначных чисел (общий случай).

 

4

Рассмотреть общие при-емы сложения двуз-начных чисел; совер-шенствовать навыки решения задач.

Вспомнить понятия:

  • состав числа;

запись столбиком.

Понять общие при-емы сложения двуз-начных чисел.

Познавательные:

чтение, заполнение таблицы, выдвижение гипотез, сравне-ние.

Регулятивные: прогнозирование, коррекция. Коммуникативные:

задавать вопросы, вести диалог.

Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, принятие образа «хорошего уче-ника».

 

31-33

Вычитание двузначных чисел (общий случай).

 

3

Продолжить работу по формированию навыка выполнения вычитания двузначных чисел с переходом в другой разряд; совершенство-вать навык решения задач; закреплять знания о свойствах многоуголь-ника и умения чертить многоугольник с извест-ными длинами сторон.

Отработать понятия:

  • вычитание;
  • состав числа;

разрядные единицы.

Уметь выполнять вы-читание двузначных чисел с переходом в другой разряд;  зак-репить знания о свойствах многоу-гольника;  уметь чертить многоуголь-ник с известными длинами сторон.

Познавательные:

принимать и сохранять учебную задачу, использовать знаково-символические средства, в том числе модели (фишки) для решения задач.

Регулятивные:

планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

Навыки адаптации, сот-рудничества, мотивация учебной деятельности.

 

34

Контрольная работа № 2 по теме «Сложение и вычитание двузначных чисел».

 

1

Проверить навыки опре-деления многоуголь-ников по числу его сторон, воспроизводство результатов табличных случаев сложения и вычитания.

Все понятия по данной теме.

Сформированность

умения проводить логические операции сравнения и класси-фикации.

Регулятивные:

осуществляет текущий конт-роль своих действий по заданным критериям.

Коммуникативные: ведение диалога, взаимный контроль, формулировка.

Познавательные:

учиться выполнять операции анализа, синтеза, сравнения.

Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, принятие образа «хорошего уче-ника».

 

35-36

Периметр многоугольника.

 

2

Ввести понятие «пери-метр»; рассмотреть спо-соб вычисления пери-метров любых многоу-гольников; совершенст-вовать вычислительные навыки; продолжить формирование умений решать задачи.

Ввести понятие:

  • периметр;

многоугольник

Познакомить с поня-тием  «периметр»; рассмотреть способ вычисления перимет-ров любых многоу-гольников; выполнять вычитание и сложе-ние двузначных чисел в столбик.

Регулятивные:

описывать взаимное распол-жение предметов в пространст-ве и на плоскости.

Коммуникативные: соотносить реальные объекты с моделями геометрических фи-гур; распознавать последова-тельность чисел.

Самостоятельность и личная ответственность за поступки, развитие гео-метрической наблюдатель-ности как путь к целост-ному ориентирован-ному взгляду на мир, самоо-ценка на основе критериев успешной учебной дея-тельности.

 

37-39

Окружность, ее центр и радиус.

 

3

Познакомить с понятием «окружность»; ввести термины «центр окруж-ности», «радиус окруж-ности»; рассмотреть построение окружности с помощью циркуля; со-вершенствовать вычис-лительные навыки.

Ввести понятия:

  • окружность;
  • центр окруж-ности;

радиус окружности

Строить окружности с помощью циркуля.

Регулятивные:

описывать взаимное располо-жение предметов в пространст-ве и на плоскости.

Коммуникативные: соотносить реальные объекты с моделями геометрических фи-гур; распознавать последова-тельность чисел.

Самостоятельность и личная ответственность за поступки, развитие гео-метрической наблюдатель-ности как путь к це-лостному ориентирован-ному взгляду на мир.

 

40-41

Взаимное расположение фигур на плоскости.

 

2

Показать на примерах различные случаи рас-положения фигур на плоскости.

Дать понятия:

  • плоскость;

взаимное расположение.

Уметь находить вза-имно расположенные фигуры.

Регулятивные:

описывать взаимное распо-ложение предметов в прост-ранстве и на плоскости.

Коммуникативные: соотносить реальные объекты с моделями геометрических фи-гур; распознавать последова-тельность чисел.

Самостоятельность и личная ответственность за поступки, развитие гео-метрической наблю-дательности как путь к целостному ориентир-ванному взгляду на мир, самооценка на основе критериев успешной учебной деятельности.

 

42-44

Умножение числа 2 и деление на 2. Половина числа.

 

3

Составить таблицу ум-ножения двух и  на 2; совершенствовать на-выки решения задач.

Отрабатывать понятия:

  • умножение;

деление.

Составить таблицу умножения двух и  на 2.

Познавательные:

принимать и сохранять учеб-ную задачу, использовать знаково-символические сре-дства, в том числе модели (фишки) для решения задач. Регулятивные:

планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, принятие образа «хорошего уче-ника».

 

45-48

Умножение  числа 3 и деление на 3. Треть числа.

 

4

Составить таблицу ум-ножение трех и на 3; совершенствовать вы-числительные навыки; закреплять умения ре-шать задачи  с вели-чинами 

Отрабатывать понятия:

  • слагаемые;
  • многоугольник

умножение.

Составить  таблицу умножение трех и на 3; уметь выполнять вычитание и сложе-ние двузначных чисел в столбик.

Познавательные:

чтение, заполнение таблицы, выдвижение гипотез, сравне-ние.

Регулятивные: прогнозирование, коррекция. Коммуникативные:

задавать вопросы, вести диалог.

Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, принятие образа «хорошего уче-ника».

 

49

Контрольная работа №3 по теме: «Умножение и деление на 2 и 3».

 

1

Проверить умение вос-производить результаты табличных случаев ум-ножения однозначных чисел и соответствую-щих случаев деления.

 

Все понятия по данной теме.

Сформированность

умения проводить логические операции сравнения и класси-фикации

Регулятивные:

осуществляет текущий конт-роль своих действий по заданным критериям.

Коммуникативные: ведение диалога, взаимный контроль, формулировка.

Познавательные:

анализ, синтез, сравнение.

Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, принятие образа «хорошего уче-ника».

 

50-52

Умножение и деление на 4. Четверть числа.

 

3

Составить таблицу ум-ножение  четырех  и на 4; совершенствовать вы-числительные навыки; формиро-вание умений решать задачи.

Отрабатывать понятия:

  • умножение;
  • сравнение чисел;

 

Составить таблицу умножение  четырех  и на 4; уметь выпол-нять вычитание и сложение двузначных чисел в столбик.

Познавательные:

принимать и сохранять учеб-ную задачу, использовать знаково-символические сре-дства, в том числе модели (фишки) для решения задач.

Регулятивные: прогнозирование, коррекция.

Коммуникативные:

задавать вопросы, вести диалог.

Уважительное отношение к мнению других, внут-ренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе.

 

53-57

Умножение числа 5 и деление на 5. Пятая часть числа.

 

5

Составить таблицу ум-ножение  пяти  и на 5; совершенствовать вы-числительные навыки; вести подготовку к введению понятия пло-щади фигуры; рассмот-реть особые случаи ум-ножения на 1 и на 0; совершенствовать на-выки решения составных задач.

Отрабатывать понятия:

  • умножение;
  • сравнение чисел;

решение задачи.

Составить таблицу умножение  пяти  и на 5.

Познавательные:

умение читать и записывать числа.

Регулятивные:

знать алгоритм измерения;  работать с данными (схемами, таблицами).

Уважительное отношение к мнению других, внут-ренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе.

 

58

Контрольная работа №4 по теме: «Умножение и деление на 4 и 5».

 

1

Проверить умение вос-производить результаты табличных случаев ум-ножения однозначных чисел и соответствую-щих случаев деления.

 

Все понятия по данной теме.

Сформированность

умения проводить логические операции сравнения и класси-фикации

Регулятивные:

осуществляет текущий конт-роль своих действий по заданным критериям.

Коммуникативные: ведение диалога, взаимный контроль, формулировка.

Познавательные:

анализ, синтез, сравнение.

Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, принятие образа «хорошего уче-ника».

 

59-63

Умножение числа 6 и деление на 6. Шестая часть числа.

 

 

5

Составить таблицу ум-ножения шести и на 6; совершенствовать навы-ки составления и преобразования задач; закреплять табличные случаи умножения.

Отрабатывать понятия:

  • умножение;
  • сравнение чисел;

решение задачи.

Составить таблицу умножения шести и на 6; закрепить таб-личные случаи умно-жения и деления на 2, 3, 4, 5.

Познавательные:

умение читать и записывать числа.

Регулятивные:

знать алгоритм измерения;  работать с данными (схемами, таблицами).

Уважительное отношение к мнению других, внут-ренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе.

 

64-67

Площадь фигуры. Единицы площади.

 

3

Ввести термин «площадь фигуры»; познакомить с единицами площади и их обозначениями;  закреп-лять ранее изученные табличные случаи умно-жения и деления; совершенствовать навы-ки вычисления доли числа.

Дать понятие:

площадь.

Познакомить с терми-ном  «площадь фигу-ры»; познакомить с единицами площади и их обозначениями; 

закрепить  ранее изу-ченные табличные случаи умножения и деления;

Познавательные:

умение читать и записывать числа.

Регулятивные:

знать алгоритм измерения;  работать с данными (схемами, таблицами).

Навыки адаптации, сот-рудничества, мотивация учебной деятельности.

 

68-72

Умножениечисла 7 и деление на 7. Седьмая часть числа.

 

5

Составить таблицу ум-ножения семи и на 7; совершенствовать вы-числительные навыки

Отрабатывать понятия:

  • умножение;
  • сравнение чисел;

решение задачи.

Составить таблицу умножения семи и на 7.

Познавательные:

умение читать и записывать числа.

Регулятивные:

знать алгоритм измерения;  работать с данными (схемами, таблицами).

Уважительное отношение к мнению других, внутрен-няя позиция школьника на основе положительного отношения к школе.

 

73-77

Умножение чила 8 и деление на 8. Восьмая часть числа.

 

5

Составить таблицу ум-ножения восьми и на 8;  закреплять ранее изу-ченные табличные случаи умножения и деления; совершенство-вать вычислительные навыки.

Отрабатывать понятия:

  • умножение;
  • сравнение чисел;

решение задачи.

Составить таблицу умножения восьми и на 8;  закрепить ранее изученные табличные случаи умножения и деления.

Коммуникативные:

ответы на вопросы.

Познавательные:

выдвижениегипотез, синтез и анализ, понимание и принятие учебной задачи, сравнение, сопоставление, обобщение.

Навыки адаптации, сот-рудничества, мотивация учебной деятельности.

 

78-81

Умножение и деление на 9. Девятая часть числа.

 

4

Составить таблицу умножения  девяти и на 9; совершенствовать на-вык решения задач умножением и делением.

Отрабатывать понятия:

  • умножение;
  • сравнение чисел;

решение задачи.

Составить таблицу умножения  девяти и на 9.

Коммуникативные:

ответы на вопросы.

Познавательные:

выдвижениегипотез, синтез и анализ, понимание и принятие учебной задачи, сравнение, сопоставление, обобщение.

Уважительное отношение к мнению других, внут-ренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе

 

82

Контрольная работа № 5 по теме: «Табличные случаи умножения и деления на 6-9».

1

Проверить усвоение табличных случаев ум-ножения и деления на 6, 7, 8, 9; проверить умение решать задачи, навык нахождения доли от числа.

Все понятия изученных тем.

Уметь выполнять умножение и деление на 6, 7, 8, 9.

Регулятивные:

осуществляет текущий конт-роль своих действий по заданным критериям.

Коммуникативные:

ведение диалога, взаимный контроль, формулировка.

Познавательные:

анализ, синтез, сравнение.

Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, принятие образа «хорошего учени-ка».

 

83-87

Во сколько раз больше? Во сколько раз меньше?

 

5

Рассмотреть кратное сравнение чисел; ввести отношение «во сколько раз больше или меньше»;  совершенствовать навык нахождения доли от числа;продолжить работу по формирова-нию вычислительных навыков.

Дать понятие:

во сколько раз.

Рассмотреть кратное сравнение чисел;  познакомить с  отно-шением  «во сколько раз больше или меньше»;  уметь на-ходить долю от числа.

Познавательные:

принимать и сохранять учеб-ную задачу, использовать знаково-символические сред-ства, в том числе модели (фишки) для решения задач); Регулятивные:

планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

Уважительное отношение к мнению других, внут-ренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе.

 

88-93

Решение задач на увеличение и уменьшение в несколько раз.

 

6

Учить решать задачи на

увеличение и умень-шение числа в несколько раз; совершенствовать вычислительные навыки.

Отрабатывать понятие:

во сколько раз.

Решать задачи на увеличение и умень-шение числа в нес-колько раз.

Познавательные:

принимать и сохранять учеб-ную задачу, использовать знаково-символические сред-ства, в том числе модели (фишки) для решения задач); Регулятивные:

планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

Осознание ответствен-ности за человека, кол-лектив, принятие образа «хорошего ученика».

 

94-97

Нахождение нескольких долей числа.

 

4

Учить решать задачи на нахождение нескольких долей числа; продолжить формирование навыков строить и читать мате-матические графы

Дать понятие:

доля числа.

Уметь  строить и чи-тать математические графы.

Познавательные:

принимать и сохранять учеб-ную задачу, использовать знаково-символические сред-ства, в том числе модели (фишки) для решения задач); Регулятивные:

планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

Уважительное отношение к мнению других, внут-ренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе.

 

98

Нахождение числа по нескольким его долям.

 

1

Совершенствовать уме-ния решать задачи на нахождение нескольких долей числа; закреплять навыки решений задач с величинами  «цена», «ко-личество», «стоимость».

Отрабатывать понятия:

  • числовой луч;
  • заданная точка;

доля числа.

Выполнять вычисле-ния на нахождение нескольких долей числа, решать задачи с величинами «цена», «количество», «стои-мость».

Коммуникативные:

ответы на вопросы.

Познавательные:

Выдвижение гипотез, синтез и анализ, понимание и принятие учебной задачи, сравнение, сопоставление, обобщение.

Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, принятие образа «хорошего учени-ка».

 

99

Контрольная работа № 6 по теме: «Задачи на кратное сравнение, на увеличение и уменьшение в несколько раз».

 

1

Проверить усвоение понятий «увеличить в…», «уменьшить в …», табличных навыков умножения и деления, сформированность вы-полнять кратное срав-нение чисел.

Все понятия изученной темы.

Уметь выполнять вы-числительные навыки при решении задач разного вида.

Регулятивные:

осуществляет текущий конт-роль своих действий по заданным критериям.

Коммуникативные:

ведение диалога, взаимный контроль, формулировка.

Познавательные:

анализ, синтез, сравнение.

Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, принятие образа «хорошего учени-ка».

 

100-102

Нахождение числа по нескольким его долям.

 

3

Совершенствовать уме-ния решать задачи на нахождение нескольких долей числа; продолжить формирование вычисли-тельных навыков.

Отрабатывать понятия:

  • числовой луч;
  • заданная точка;

доля числа.

Решать задачи на нахождение несколь-ких долей числа.

Коммуникативные:

ответы на вопросы.

Познавательные:

Выдвижение гипотез, синтез и анализ, понимание и принятие учебной задачи, сравнение, сопоставление, обобщение.

Навыки адаптации, сот-рудничества, мотивация учебной деятельности

 

103-104

Названия чисел в записях действий.

 

2

Ввести названия ком-понентов арифметичес-ких действий; соверше-нствовать вычислитель-ные навыки; продолжить формирование умений решать составные за-дачи

Ввести понятия:

  • компонент;
  • слагаемое;
  • вычитаемое;

уменьшаемое..

Познакомить с назва-ниями  компонентов арифметических дей-ствий.

Коммуникативные:

излагать мысль, вести монолог, аргументировать.

Познавательные:

анализ, синтез, рассуждение.

Регулятивные:

сличать способ действия и результат, вносить необходи-мые дополнения.

Уважительное отношение к мнению других, внут-ренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе.

 

105-107

Числовые выражения.

 

3

Познакомить с простей-шими выражениями, их названиями; учить чи-тать и составлять выра-жения и вычислять их значение; совершенство-вать навыки решения составных задач.

Дать понятия:

  • числовое выражение;

значение выражения.

Познакомить с прос-тейшими выраже-ниями, их названия-ми;  научить читать и составлять выраже-ния и вычислять их значение.

Познавательные:

принимать и сохранять учеб-ную задачу, использовать знаково-символические сред-ства, в том числе модели (фишки) для решения задач); Регулятивные:

планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

Навыки адаптации, сот-рудничества, мотивация учебной деятельности.

 

108-110

Составление числовых выражений

3

Учить составлять чис-ловые выражения из чисел и знаков действий; совершенствовать уме-ния решать составные задачи; продолжить формирование вычисли-тельных навыков.

Отрабатывать понятия:

  • числовое выражение;

чтение выражения.

Научить составлять числовые выражения из чисел и знаков действий.

Коммуникативные: развернуто обосновывать суж-дения, давать определения, приводить доказательства.

Регулятивные:

коррекция, применение уста-новленного правила.

Познавательные:

поиск и выделение необхо-димой информации, исполь-зовать знаково-символические средства.

Уважительное отношение к мнению других, внут-ренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе.

 

111-113

Угол. Прямой угол.

 

3

Познакомить с понятием «угол»; научить выпол-нять модель прямого угла; учить определять на чертеже прямой и непрямой угол; совер-шенствовать вычисли-тельные навыки.

Дать понятия:

  • угол;

прямой угол.

Уметь выполнять модель прямого угла;  определять на чер-теже прямой и непрямой угол.

Коммуникативные:

ответы на вопросы.

Познавательные:

Выдвижениегипотез, синтез и анализ, понимание и принятие учебной задачи, сравнение, сопоставление, обобщение.

Самостоятельность и личная ответственность за поступки, развитие гео-метрической наблюдатель-ности как путь к целост-ному ориентированному взгляду на мир, самооцен-ка на основе критериев успешной учебной дея-тельности.

 

114

Контрольная работа №7 по теме: «Числовые выражения».

1

Проверить знания  и умения по теме «Число-вые выражения».

Все понятия изученной темы.

Уметь составлять и решать числовые выражения.

Регулятивные:

осуществляет текущий конт-роль своих действий по заданным критериям.

Коммуникативные:

ведение диалога, взаимный контроль, формулировка.

Познавательные:

анализ, синтез, сравнение.

Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, принятие образа «хорошего учени-ка».

 

115-117

Прямоуголь-ник. Квадрат.

 

3

Ввести определения «прямоугольник», «квад-рат»; учить находить прямоугольники и квад-раты среди четыреху-гольников; совершенст-вовать вычислительные навыки.

Дать понятия:

  • прямоуголь-ник;

квадрат.

Уметь находить пря-моугольники и квад-раты среди четыреху-гольников.

Коммуникативные: развернуто обосновывать суж-дения, давать определения, приводить доказательства.

Регулятивные:

коррекция, применение уста-новленного правила.

Познавательные:

поиск и выделение необхо-димой информации, исполь-зовать знаково-символические средства.

Развитие геометрической наблюдательности.

 

118-119

Свойства прямоуголь-ника.

 

2

Познакомить со свой-ствами противополож-ных сторон и диагоналей прямоугольника; совер-шенствовать умения решать геометрические задачи; продолжить формирование вычисли-тельных умений.

Дать понятия:

  • свойство;

диагональ.

Знать  свойства про-тивоположных сторон и диагоналей прямоу-гольника.

Коммуникативные: развернуто обосновывать суж-дения, давать определения, приводить доказательства.

Регулятивные:

коррекция, применение уста-новленного правила.

Познавательные:

поиск и выделение необхо-димой информации, исполь-зовать знаково-символические средства.

Самостоятельность и личная ответственность за поступки, развитие гео-метрической наблюда-тельности как путь к целостному ориентиро-ванному взгляду на мир, самооценка на основе критериев успешной учеб-ной деятельности.

 

120-121

Площадь прямоуголь-ника.

 

2

Познакомить с правилом вычисления прямоу-гольника (квадрата); совершенствовать уме-ния решать геометричес-кие задачи.

Дать понятие:

площадь прямоугольника.

Знать правило вы-числения прямоу-гольника (квадрата).

Коммуникативные:

излагать письменно мысль с оформлениями текста по заданным образцам., вести монолог, аргументировать.

Познавательные:

анализ, синтез, рассуждение.

Регулятивные:

сличать способ действия и результат, вносить необходи-мые дополнения

Навыки адаптации, сот-рудничества, мотивация учебной деятельности.

 

122

Контрольная работа № 8 по теме: «Прямоугольник. Квадрат. Площадь прямоугольника».

 

1

Проверить знания  и умения по теме «Прямоугольник. Квадрат. Площадь прямоугольника».

Все понятия изученной темы.

Строить прямоуголь-ник и квадрат,  нахо-дить прямоугольники и квадраты среди четырехугольников.

Регулятивные:

осуществляет текущий конт-роль своих действий по заданным критериям.

Коммуникативные:

ведение диалога, взаимный контроль, формулировка.

Познавательные:

анализ, синтез, сравнение.

Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, принятие образа «хорошего учени-ка».

 

123-127

Повторение. Сложение и вычитание в пределах 100.

5

Совершенствовать и закреплять навыки сложения и вычитания в пределах 100.

Закреплять ранее изученныепонятия

Уметь выполнять арифметические дей-ствия.

Регулятивные:

осуществляет текущий конт-роль своих действий по заданным критериям.

Коммуникативные:

ведение диалога, взаимный контроль, формулировка.

Познавательные:

анализ, синтез, сравнение.

Самостоятельность и личная ответственность за поступки, развитие гео-метрической наблюда-тельности как путь к целостному ориентиро-ванному взгляду на мир.

 

128-134

Повторение. Умножение и деление чисел 2-9. Решение задач.

7

Совершенствовать и закреплять навыки решения задач.

Закреплять ранее изученныепонятия

Уметь выполнять арифметические дей-ствия.

Регулятивные:

осуществляет текущий конт-роль своих действий по заданным критериям.

Коммуникативные:

ведение диалога, взаимный контроль, формулировка.

Познавательные:

анализ, синтез, сравнение.

Самостоятельность и личная ответственность за поступки, развитие гео-метрической наблюда-тельности как путь к целостному ориентиро-ванному взгляду на мир.

 

135

Итоговая контрольная работа.

1

Проверить знания  и умения по темам курса математики 2 класса.

Все понятия изученной темы.

Уметь применять полученные знания и навыки на практике.

Регулятивные:

осуществляет текущий конт-роль своих действий по заданным критериям.

Коммуникативные:

ведение диалога, взаимный контроль, формулировка.

Познавательные:

анализ, синтез, сравнение.

Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, принятие образа «хорошего учени-ка».

 

136

Итоговый урок.

1

Провести анализ выпол-ненной контрольной работы; совершенство-вать вычислительные навыки.

Отрабатывать раннее изучен-ные понятия.

Уметь выполнять анализ работы и работать над исправ-лением ошибок.

Коммуникативные: развернуто обосновывать суж-дения, давать определения, приводить доказательства.

Регулятивные:

коррекция, применение уста-новленного правила.

Познавательные:

поиск и выделение необхо-димой информации, исполь-зовать знаково-символические средства.

Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, принятие образа «хорошего учени-ка».