Рабочая программа по обучению грамоте

1 класс. УМК «Начальная школа 21 века»

 

 

Пояснительная записка

 

      Интегрированный курс «Обучение грамоте» является начальным этапом в единой системе изучения русского языка и литературного чтения в начальной школе. Его продолжительность (приблизительно) 18 учебных недель, по 8 часов в неделю (объединяются часы учебного плана по русскому языку и литературному чтению), что определяется темпом обучаемости, индивидуальными особенностями учащихся и спецификой используемых учебных средств. Обучение письму едёт параллельно с обучением чтению с учётом требований координации устной и письменной речи.

      Интегрированный курс «Обучение грамоте и письму» рассчитан на 144 часа, из них: 80 часов – предмет «Письмо», 64 часа – предмет «Литературное чтение», а также первые две недели эти уроки интегрируют курс «Введение в школьную жизнь» (примерно 27 уроков).

      Содержание курса обучения грамоте включает следующие содержательные линии: предложение и слово, звуковой анализ; чтение, письмо, развитие речи.

      Обучение письму идёт параллельно с обучением чтению с учётом принципа координации устной и письменной речи. Дети овладевают начертанием новой буквы, учатся соединять её с ранее изучаемыми буквами, упражняются в письме буквосочетаний, в слогах, словах, предложениях.

      Наряду с формированием основ элементарного графического навыка и навыка чтения расширяется кругозор детей, развиваются речевые умения, обогащается и активируется словарь, совершенствуется фонематический слух, осуществляется грамматико-орфографическая пропедевтика.

      Цель курса – обучение первоначальному чтению и письму на основе ознакомления учащихся с наиболее общими закономерностями устройства и функционирования графической системы русского языка, оптимальное развитие каждого ребёнка на основе педагогической поддержки его индивидуальности в условиях специально организованной учебной деятельности.

     Теоретической основой обучения грамоте (чтению и письму) является звуковой аналитико-синтетический принцип в его современной интерпретации.

     Задачи курса:

- овладение умениями воспроизводить вслух звуковую форму слова на основе условных моделей разного уровня абстракции, перекодировать фонетическую запись речи в соответствующие буквы, воссоздать звуковую форму слова по его буквенной модели;

- овладение графическим действием как основой обще учебных умений в период усвоения грамоты;

- формирование первоначальных представлений об основных единицах системы русского языка (звук, слово, словосочетание, предложение, текст);

- развитие фонетического слуха, культуры звукопроизношения, обогащение словарного запаса детей;

- развитие коммуникативных умений ориентироваться в книге, участвовать в диалоге, строить монологические высказывания;

- воспитание интереса к чтению и книге, обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле, развитие нравственных чувств.

      Процесс обучения грамоте начинается с формирования общих представлений о слове и предложении: дети работают над их различением, выделяют слово из предложения, осознают, что слово имеет значение.

     Важнейшей линией курса является формирование у первоклассников действий звукового анализа, то есть умения назвать звуки слова в той последовательности, в которой они в нём находятся, дать качественную характеристику каждому звуку (гласный, твёрдый, мягкий согласный). Звуковой анализ закладывает основы лингвистического образования и будущего грамотного письма, предупреждая возможности пропусков букв, их перестановки и т.д. звуковой анализ помогает также осознать первоклассникам основные принципы русской графики, что способствует формированию навыка слогового чтения.

      Работа по формированию навыка чтения строится не только на отработке механизма чтения, но и прежде всего на осмысление текста с учётом речевого опыта ребёнка как носителя языка. Отбор текстов и произведений для чтения учитывает в первую очередь интересы современного ребёнка, что облегчает понимание основного содержания художественного текста.

     Требование к скорости чтения детям не предъявляется, что связано с достаточно большими индивидуальными различиями первоклассников в темпе их работы. Однако учитель должен иметь в виду, что начинающий читатель одинаково затрудняется в осмыслении читаемого текста при  скорости чтения как менее 20-25 слов в минуту, так и более 70-80 слов в минуту. Поэтому при работе над индивидуальном продвижении в скорости чтения каждого ребёнка основное внимание следует уделять формированию осознанности чтения.

    Важное место на первом году обучения чтению отводится развитию восприятия художественного произведения, для чего проводятся специальные уроки литературного слушания.

    Обучение письму идёт параллельно с обучением чтению с учётом принципа координации устной и письменной речи. Развитие мелкой моторики и свободы движения руки, отработка правильного написания букв, рационального соединения, достижение ритмичности, плавности письма – всё это задачи становления графического навыка при обязательном соблюдении гигиенических требований к данному виду учебной работы.

     Ещё одна содержательная линия – развитие речи. Первоклассники в процессе практической деятельности осваивают умения участвовать в учебном диалоге, учатся составлять рассказы разного вида (описание, повествование), работать с текстом.

    Одним из важнейших методов обучения на уроках обучения грамоте является специально разработанные для этого курса дидактические игры, в которых учебная задача по нахождению, выделению, характеристике языковых единиц (предложений, слов, звуков, слогов, букв) точно совпадает с игровой задачей. Такая организация курса способствует плавному переходу от игровой деятельности дошкольника к ведущей для младшего школьника учебной деятельности.

      Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.

Основным ценностным ориентиром при построении курса обучения грамоте является его направленность на формирование у первоклассников умения учиться. Учитывая переходный этап от дошкольного к школьному возрасту в период обучения грамоте у первоклассников должны быть сформированы: достаточно высокий уровень произвольности, умение планировать и контролировать собственные действия, умение сосредоточиться на поставленной педагогом задаче, высокий уровень активности и инициативности, проявление самостоятельности в работе, умение оценить правильность выполнения собственной работы, позитивное отношение к школе и к учебной работе.

Еще одним ценностным ориентиром при построении курса является направленность обучения на понимание первоклассниками того, что язык представляет собой основное средство человеческого общения. Обучение грамоте как первая ступень изучения русского языка направлено на формирование коммуникативной компетенции учащихся — развитие устной и письменной речи,монологической и диалогической речи, а такжепервоначальных навыков грамотного письма.

В процессе обучения грамоте большое внимание уделяется формированию наглядно-образного и логического мышления учащихся. Это происходит благодаря тому месту, которое занимает в курсе моделирование звукового состава слова, моделирование состава предложения. Все предметные знания дети получают не в виде готовых формулировок или уже представленных в учебнике моделей, а в процессе обучения самостоятельному построению моделей. При этом первоклассники учатся новому способу мышления, постепенно переходя от наглядно-действенного и наглядно-образного мышления к логическому. В то же время самостоятельное построение моделей дает возможность формировать у первоклассников важнейший компонент учебной деятельности — контроль и самоконтроль за правильностью выполнения каждого задания, а вслед за этим и умение самостоятельно оценивать правильность или неправильность каждого выполненного действия. В процессе обучения грамоте первоклассники прежде всего учатся думать, анализировать, сравнивать, искать сходство и различие, осознавать, как это делается, доказывать свою точку зрения, т.е. дети овладевают метапредметными учебными действиями и при этом осваивают все необходимые знания в области русского языка.

            Все знания, которые первоклассники получают при обучении грамоте, закрепляются в специально разработанных для этого курса играх, являющихся обязательным и важнейшим компонентом каждого урока. Это делает процесс обучения интересным и увлекательным для детей, обеспечивая в том числе и мягкую адаптацию к школьному обучению.

            Важнейшим ценностным ориентиром курса обучения грамоте является его личностно-ориентированная направленность. Это достигается тем, что каждая учебная задача представлена на разных уровнях сложности: часть первоклассников овладевает решением новой учебной задачи, работая вместе с учителем, часть учеников это же задание выполняет самостоятельно, а учащиеся, наиболее успешно усваивающие материал, решают эту же учебную задачу на более сложном материале. Содержание включает в себя материал для первоклассников, которые пришли в школу, совершенно не умея читать; для учащихся, читающих по слогам и для хорошо читающих учеников. Такое построение курса и процесса обучения приводит к формированию личностного смысла учения и развитию учебной мотивации, что также является одним из важнейших требований Федерального государственного образовательного стандарта.

Важной особенностью построения курса и еще одной его целевой установкой является направленность работы не только на отработку технической стороны чтения, но и на осознанность чтения, что позволяет заложить основы будущей читательской компетентности.

 

       Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса «Обучение грамоте»

В процессе обучения грамоте закладываются основы формирования таких важнейших сторон личности младшего школьника, как

  • любознательность, активность и заинтересованность в познании мира;
  • способность к организации собственной деятельности;
  • доброжелательность, умение слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение.

Направленность обучения грамоте на формирование умения учиться позволяет заложить основу работы над достижением таких личностных результатов, как:

  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;
  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

                 В процессе обучения чтению текстов учащимся задаются вопросы, которые не имеют однозначного ответа, они предполагают серьезное обдумывание, размышление, умение четко сформулировать свою точку зрения и отстоять ее, приводя доказательства из текста. Таким образом, реализуются такие требования Федерального Государственного образовательного стандарта к личностным результатам, как

  • формирование уважительного отношения к иному мнению;
  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Содержание и построение курса обучения грамоте дает возможность углубленно заниматься формированием таких метапредметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, как:

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
  • формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
  • освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
  •  использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов;
  • использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
  • готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

Важно отметить, что обучение грамоте — только первый этап работы над достижением данных метапредметных результатов. В полном объеме они могут быть достигнуты только к окончанию начальной школы совместными усилиями всех учебных предметов.

Более детально метапредметные результаты представлены в содержании программы в разделе «Универсальные учебные действия» и конкретизированы в тематическом планировании в столбце 3 «Характеристика деятельности учащегося (универсальные учебные действия).

Предметные результаты обучения отражены в содержании программы (раздел «Содержание курса»).

Планируемые результаты основной образовательной программы обеспечивают связь между требованиями стандарта, образовательным процессом и системой оценки результатов освоения ООП и представлены в разделе «Содержание обучения».

 

Содержание курса

Слово и предложение

Выделение предложений из речевого потока. Слово как объект изучения, материал для анализа. Значение слова. Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка, распространение и сокращение предложения.

      Универсальные учебные действия:

         - моделировать состав предложения;

         - корректировать предложения, содержащие смысловые ошибки;

         - выделять существенные признаки, синтезировать их: различать слово и предложение; определять, находить задуманное слово по его       лексическому значению;

         - контролировать этапы своей работы, оценивать процесс и результат выполнения задания.

 

Фонетика

Единство звукового состава слова и его значения. Интонационное выделение звуков в слове. Звуковой анализ. Последовательность звуков в слове. Изолированный звук (выделение, называние, фиксация фишкой). Сопоставление слов, различающихся одним звуком (макрак). Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твердых и мягких, звонких и глухих.

Построение моделей звукового состава, отражающих качественные характеристики звуков (гласные и согласные звуки, твердые и мягкие согласные звуки). Подбор слов, соответствующих заданной модели.

Ударение. Самостоятельная постановка ударения в слове; выделение ударного гласного звука.

Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Слоговой анализ слов: установление количества слогов в слове. Соотнесение произносимого слова со слогоударной схемой.

Универсальные учебные действия:

         - моделировать звуковой состав слова, отражая в модели качественные характеристики звуков;

         - сравнивать, сопоставлять слова, различающиеся одним или несколькими звуками;

         - классифицировать: звуки по заданному основанию (твёрдые и мягкие согласные звуки; гласные — согласные и т. д.); слова по количеству слогов и месту ударения;

         - анализировать предложенную модель звукового состава слова, подбирать слова, соответствующие заданной модели;

         - обосновывать выполняемые и выполненные действия;

         - осуществлять развернутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную модель с образцом;

         - контролировать этапы своей работы, оценивать процесс и результат выполнения задания;

         - находить и исправлять ошибки, допущенные при проведении звукового анализа, ошибки, допущенные при делении слов на слоги, в определении ударного звука;

         - объяснять причину допущенной ошибки.

 

Графика

Различение звука и буквы: буква как знак звука. Позиционный способ обозначения звуков буквами. Буквы гласных как показатель твердости — мягкости предшествующих согласных звуков. Функции букв е, ё, ю, я. Обозначение буквами звука [й’] в разных позициях. Сравнительный анализ буквенных записей слов с разными позициями согласных звуков.

Русский алфавит как последовательность букв. Функции небуквенных графических средств: пробел между словами, знак переноса, абзац. Знаки препинания в конце предложения (ознакомление).

Универсальные учебные действия:

       - соотносить звук и соответствующую ему букву;

       - обозначать гласные звуки буквами, объясняя выбор буквы гласного звука в зависимости от твердости или мягкости предшествующего согласного;

       - соотносить звукобуквенную модель (модель звукового состава слова с проставленными в ней гласными буквами) со словами — названиями картинок;

       - дифференцировать буквы, обозначающие близкие по акустико-артикуляционным признакам согласные звуки; буквы, имеющие оптическое и кинетическое сходство;

       - классифицировать слова в зависимости от способа обозначения звука [й’];

       - структурировать последовательность слов в алфавитном порядке;

       - находить и исправлять ошибки, допущенные при обозначения звука буквой;

       - объяснять причину допущенной ошибки.

 

Чтение

Соотношение между звуковой и буквенной формой слова. Позиционный способ обозначения звуков буквами и обусловленный им способ чтения: чтение слога с ориентацией на букву, обозначающую гласный звук. Чтение слов, словосочетаний, коротких предложений и текстов. Понимание предложений, небольших рассказов и стихотворений при самостоятельном чтении вслух и при прослушивании.

Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами как результат совершенствования механизма чтения. Обучение орфоэпическому чтению при переходе к чтению целыми словами. Скорость чтения в соответствии с индивидуальным темпом ребенка. Чтение с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений. Выборочное чтение с целью поиска ответа на поставленный вопрос по данному тексту. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Чтение по ролям.

Использование орфографического чтения как средства самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.

Универсальные учебные действия:

         - применять знание позиционного принципа чтения при чтении прямых слогов;

         - сравнивать слова, получающиеся при изменении одной гласной буквы;

         - осознавать смысл прочитанного;

         - находить содержащуюся в тексте информацию;

         - определять основную мысль прочитанного произведения;

         - обсуждать прочитанный текст с одноклассниками;

         - аргументировать свое мнение при обсуждении содержания текста;

         - формулировать простые выводы на основе информации, содержащейся в тексте;

         - интерпретировать информацию, представленную в тексте в явном и неявном виде;

         - использовать два вида чтения: орфографическое и орфоэпическое в зависимости от целей.

 

Восприятие художественного произведения[1] (литературное слушание).

Восприятие художественного произведения, читаемого взрослым или одноклассником.

Понимание текста: тема, главная мысль, герой, основная сюжетная линия. Работа с воображаемыми ситуациями («что бы ты сделал на месте героя, как бы ты себя вёл»).

Первоначальное знакомство с литературными жанрами — стихи, рассказы, сказки (народные и авторские), загадки, пословицы и др.

Универсальные учебные действия:

   - осознавать смысл текста при его прослушивании;

   - понимать информацию, содержащуюся в воспринимаемом на слух тексте;

   - определять основную мысль текста;

   - различать стихотворения, рассказы, сказки на основании отличительных особенностей данных жанров.

 

Письмо

Практическое освоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться в пространстве. Поэлементный анализ букв. Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Различение букв, имеющих оптическое и кинетическое сходство.

Письмо слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением. Овладение разборчивым аккуратным письмом.

Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса.

Списывание слов, предложений, небольших текстов. Приемы и последовательность действий при списывании.

Универсальные учебные действия:

         - анализировать систему ориентиров на страницах прописей (точка начала движения, стрелка, указывающая направление движения) и следовать данным ориентирам;

         - составлять алгоритм предстоящих действий;

         - объяснять последовательность своих действий;

         - моделировать буквы из набора элементов;

         - анализировать деформированные буквы, определять недостающие элементы, реконструировать буквы;

         - группировать буквы по разным основаниям: по наличию в них определенных элементов; по сходству обозначаемых ими звуков;

         - осознавать смысл написанного;

         - контролировать собственное написание, сравнивая его с предложенным образцом;

         - контролировать этапы своей работы при списывании;

         - принимать участие в обсуждении критериев для оценивания написанного;

         - оценивать собственное написание с учетом выработанных критериев (разборчивое аккуратное начертание букв).

 

Орфография и пунктуация

Знакомствос правилами правописания и их применение:

  • раздельное написание слов;
  • обозначения гласных после шипящих (ча – ща, чу – щу, жи – ши);
  • прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных;
  • перенос слов по слогам без стечения согласных;
  • знаки препинания в конце предложений.

Универсальные учебные действия:

         - группировать слова, которые пишутся с заглавной или со строчной буквы. Объяснять свои действия;

         - применять изученные правила при списывании слов и предложений, при письме под диктовку;

         - осознавать алгоритм списывания;

         - контролировать и уметь объяснить собственное написание, соответствующее изученным правилам;

         - использовать орфографическое чтение как средство контроля за правильностью написанного;

         - исправлять допущенные на изученные правила ошибки и объяснять свои действия.

 

Развитие речи

Слово. Предложение. Речь. Восприятие речи учителя и одноклассников.

Практическое овладение учебным диалогом: «присвоение» (отнесение к себе) вопроса, заданного всему классу; осознание смысла вопроса; умение задавать вопрос в целях получения необходимой информации.

Культура речи: соблюдение норм русского литературного языка в условиях бытового и учебного общения.

Составление небольших рассказов описательного и повествовательного характера (на материале чувственного опыта, игр, занятий, наблюдений). Составление рассказов по серии сюжетных картинок.

Универсальные учебные действия:

         - строить устное речевое высказывание;

         - составлять небольшой текст с опорой на серию сюжетных картинок; на сюжетную картинку;

         - составлять небольшие описательные и повествовательные рассказы;

         - участвовать в учебном диалоге;

         - осознавать недостаточность имеющейся информации, задавать учителю и одноклассникам вопросы;

         - включаться в совместную работу;

         - высказывать собственное мнение и обосновывать его.

 

Планируемые результаты освоения программы по обучению грамоте

 

Ученик научится:

различать, сравнивать:

  • звуки и буквы, гласные и согласные звуки, твердые и мягкие согласные звуки;
  • звук, слог, слово;
  • слово и предложение;

кратко характеризовать:

  • звуки русского языка (гласные ударные/безударные, согласные твердые/мягкие);
  • условия выбора и написания буквы гласного звука после мягких и твердых согласных;

решать учебные и практические задачи:

  • выделять предложение и слово из речевого потока;
  • проводить звуковой анализ и строить модели звукового состава слов, состоящих из четырех — пяти звуков;
  • плавно читать по слогам слова, предложения, небольшие тексты[2];
  • осознавать смысл прочитанного;
  • правильно писать сочетания ча – ща, чу – щу, жи – ши под ударением;
  • писать прописную букву в начале предложения и в именах собственных;
  • ставить точку в конце предложения;
  • грамотно записывать под диктовку учителя и самостоятельно отдельные слова и простые предложения (в случаях, где орфоэпия и орфография совпадают) объемом 10–20 слов;

 

Ученик получит возможность научиться:

  • различать и сравнивать звонкие и глухие согласные звуки;
  • читать целыми словами и предложениями;
  • самостоятельно читать небольшие по объему художественные произведения;
  • выделять в словах слоги в устной работе;
  • правильно называть буквы русского алфавита, знать их последовательность;
  • переносить слова (в случаях однозначного деления слова на слоги);
  • участвовать в диалоге, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • соблюдать орфоэпические нормы.

 

 

Календарно-тематическое планирование

 

п/п

Дата

Тема урока

Кол-во

часов

1-2

02.09

Составление рассказов по сюжетным картинкам.

Знакомство с предложением

Рисование длинных горизонтальных и вертикальных линий

Знакомство учеников друг с другом и режимом дня школьника, схемой класса.

 

(2ч)

                                              

3-4

03.09

Составление рассказа по картинкам.

Введение понятия «слово» Рисование длинных и коротких вертикальных линий

Ритуал –приветствие, форма ответа – «хор» и «я», оценка.

 

(2ч)

5-6

04.09

Развитие восприятия худ. Произведения. С.Дрожжин «Привет».

Отработка навыков рисования коротких горизонтальных линий.

Работа в парах, знаки «+», «-», самооценка.

 (2ч)

7-8

05.09

Составление рассказа по сюжетной картинке. Установление пространственных отношений между объектами.

Рисование коротких вертикальных линий.

Отработка введенных ранее понятий, диагностика и отработка разных критериев оценки.

 (2ч)

9

06.09

Отработка навыков

рисования длинных и коротких линий

Введение знака «вопрос», ситуация недоопределенного правила, оценка, общая работа как сумма индивидуальных.

 (1ч)

10-11

09.09

Сказка «Репка». Выделение первого звука в каждом слове.

Рисование коротких наклонных линий

Групповые задания с недоопределенными правилами, адресованность, понятность сообщения.

 (2ч)

12-13

10.09

Звуковой анализ слова «Ау».

Знакомство со схемой звукового состава слова.

Рисование коротких вертикальных и наклонных прямых линий

Адресованность действия при групповом взаимодействии, ситуация «ловушка», развитие линии оценки: противопоставление правильности и оригинальности.

 

(2ч)

14-15

11.09

Литературное слушание. С.Романовский «Москва».

Отработка навыков рисования коротких наклонных линий

Отработка навыков полученных ранее.

 (2ч)

16-17

12.09

Звуковой анализ слова «мак»

Подбор слов со звуком «м»

Рисование полуовалов

Критерии оценки, точка зрения оценивающего.

 (2ч)

18

13.09

Отработка навыков рисования коротких вертикальных линий

 (1ч)

19-20

 

Звуковой анализ слов «сыр», «нос»

Сравнение слов по основной структуре.

Рисование левосторонних и правосторонних полуовалов

 (2ч)

21-22

 

Звуковой анализ слов «кит», «кот»

Сравнение этих слов по звуковой структуре

Рисование овалов и длинных и коротких прямых линий.

 (2ч)

23-24

 

Литературное слушание. В. Белов «Родничок».

Рисование полуовалов

 (2ч)

 

 

25-26

 

Звуковой анализ слов «лук», «лес»

Сравнение этих слов по звуковой структуре

Рисование змейки

 (2ч)

27

 

Отработка рисования левосторонних и правосторонних полуовалов

 (1ч)

28-29

 

Введение понятия «гласный звук»

Обозначение гласного звука красной фишкой

Письмо прямых наклонных палочек,  наклонных палочек с закруглением внизу, овалов.

 

 (2ч)

30-31

 

Звуковой анализ слова «Нина» Введение понятия «согласный звук»

Рисование змейки

 (2ч)

32-33

 

Литературное слушание. М.Михайлов «Лесные хоромы».

Рисование овалов

 (2ч)

34-35

 

. Знакомство с буквой «А»

Письмо заглавной  буквы «А»

 

 (2ч)

36

 

Письмо строчной буквы «а»

 (1ч)

37-38

 

Знакомство с буквой «Я»

Буква «я» в начале слова.

Письмо заглавной и строчной буквы «Я»

 (2ч)

39-40

 

 Знакомство с буквой «О».

Написание

заглавной буквы «О»

 (2ч)

41-42

 

Литературное слушание. Муса Галли . «Земные краски».

Написание строчной буквы «о»

 (2ч)

43-44

 

 

Знакомство с буквой «Ё»

Буква «Ё» в начале слова.

Письмо заглавной буквы «Ё»

 (2ч)

45

 

Письмо строчной буквы «ё»

 (1ч)

46-47

 

Знакомство с буквой «У». написание заглавной  и строчной буквы  «У»

 (2ч)

48-49

 

Знакомство с буквой «Ю».

Буква «Ю» в начале слова

Письмо заглавной буквы «Ю»

 (2ч)

 

50-51

 

Литературное слушание. А.Барто «В школу».

Письмо строчной буквы «ю»

 (2ч)

52-53

 

Знакомство с буквой «Э»

Письмо заглавной буквы «Э»

 (2ч)

54

 

Письмо строчной буквы «э»

 (1ч)

55-56

 

Знакомство с буквой «Е»

Буква «Е» в начале слова.

Письмо заглавной и строчной  буквы «Е»

 (2ч)

57-58

 

Знакомство с буквой «ы».

Письмо буквы «ы»

 (2ч)

59-60

 

Литературное слушание. В. Железников. «История с азбукой».

Написание письменных букв с печатных.

 (2ч)

61-62

 

Знакомство с буквой «И»

Письмо заглавной буквы «И»

 (2ч)

63

 

Письмо строчной буквы «и»

 (1ч)

64-65

 

Повторение правила написания гласных букв после твёрдых и мягких согласных звуков.

Чтение слов, получающихся при замене гласной буквы

Письмо изученных букв

 (2ч)

66-67

 

Знакомство с буквой «М»

Письмо заглавной буквы «М»

 (2ч)

68-69

 

Литературное слушание. Л.Пантелеев. «Буква ТЫ».

Письмо строчной буквы «м». Написание слогов

 (2ч)

70-71

 

Знакомство с буквой «Н»

Письмо заглавной и строчной буквы «Н»

 (2ч)

72

 

Письмо слов и предложений с изученными буквами

 (1ч)

73-74

 

Знакомство с буквой «Р»

Письмо заглавной и строчной буквы «Р»

 (2ч)

75-76

 

Знакомство с буквой «Л»

Письмо заглавной и строчной буквы «Л»

 (2ч)

77-78

 

Литературное слушание. Я.Аким. «Мой верный чиж».

Письмо слов и предложений с изученными буквами

 (2ч)

79-80

 

Знакомство с буквой «Й»  Слог. Деление слов на слоги.

Письмо заглавной и строчной буквы «Й»

 

(2ч)

81

 

Слов и предложений с изученными буквами

 (1ч)

82-83

 

Знакомство с буквой «Г»

Письмо заглавной и строчной буквы «Г»

 (2ч)

84-85

 

Знакомство с буквой «К»

Сопоставление звуков «Г» и «К» по звонкости-глухости

Письмо заглавной и строчной буквы «К»

 

(2ч)

86-87

 

Литературное слушание.Е.Ильина. «Шум и Шумок».

Письмо слов с буквами «г» и «к»

 (2ч)

88-89

 

Знакомство с буквой «З»

Письмо заглавной и строчной буквы «З»

 (2ч)

90

 

Письмо слов и предложений с буквой «З»

 (1ч)

91-92

 

Знакомство с буквой «С»

Сопоставление звуков «з» и «с» по глухости-звонкости

Письмо заглавной и строчной буквы «С»

 (2ч)

93-94

 

Знакомство с буквой «Д»

Письмо заглавной и строчной буквы «Д»

 (2ч)

95-96

 

Литературное слушание. Е.Благинина. «Тюлюлюй».

Письмо слов и предложений с буквой «д»

 (2ч)

97-98

 

Знакомство с буквой «Т»

Чтение слов, полученных при замене звонкого согласного «д» его глухой парой

Письмо заглавной и строчной буквы «Т»

 (2ч)

99

 

Грамотное списывание

 (1ч)

100-101

 

Знакомство с буквой «Б» письмо заглавной и строчной буквы «Б»

 (2ч)

102-103

 

Знакомство с буквой «П»

Письмо заглавной и строчной буквы «П»

 (2ч)

104-105

 

Литературное слушание. РНС «Кот, петух и лиса».

Письмо слов со звонкими и глухими согласными

 (2ч)

106-107

 

Знакомство с буквой «В».

Письмо заглавной и строчной буквы «В»

 (2ч)

108

 

Сопоставление букв «Б» и «П» по звонкости-глухости

 (1ч)

109-110

 

Знакомство с буквой «Ф»

Письмо заглавной и строчной буквы «Ф»

 (2ч)

111-112

 

Знакомство с буквой «Ж»

Письмо заглавной и строчной буквы «Ж»

 (2ч)

113-114

 

Литературное слушание. В. Сутеев. «Дядя Миша».

Письмо слов и предложений с буквами «В», «Ф»

 

 (2ч)

115-116

 

Знакомство с буквой «Ш»

Письмо заглавной и строчной буквы «Ш»

 (2ч)

117

 

Письмо предложений с изученными буквами

 (1ч)

118-119

 

Знакомство с буквой «Ч»

Письмо заглавной и строчной буквы «Ч»

 

(2ч)

120-121

 

Знакомство с буквой «Щ»

Письмо заглавной и строчной буквы «Щ»

 (2ч)

122-123

 

Литературное слушание. С.Маршак. «Тихая сказка».

Письмо слов с орфограммами ЧА-ЧУ, ЩА-ЩУ

 (2ч)

124-125

 

Знакомство с буквой «Х»

Письмо заглавной и строчной буквы «Х»

 (2ч)

126

 

Запись предложений

 (1ч)

127-128

 

Знакомство с буквой «Ц».

Письмо заглавной и строчной буквы «Ц»

 (2ч)

129-130

 

Знакомство с буквой «ь»

Письмо строчной буквы «ь»

 (2ч)

131-132

 

Литературное слушание. Ш. Перро «Красная Шапочка».

Запись предложений

 (2ч)

133-134

 

Чтение рассказа «Трус». И.Бутман

Грамотное списывание

 (2ч)

135

 

Письмо слов и предложений с «ь»

 (1ч)

136-137

 

Знакомство с буквой «ъ»

Письмо строчной буквы «ъ»

 (2ч)

138-139

 

Чтение рассказа Г.Юдина «Как Мыша за сыром ездил»

Письмо слов и предложений.

 (2ч)

140-141

 

Литературное слушание. М.Пришвин. «Лисичкин хлеб».

Грамотное списывание

 (2ч)

142-143

 

Алфавит. Ты эти буквы заучи… С. Маршак. Контрольный диктант.

 (2ч)

144

 

Проверочная работа

 (1ч)

 

 

[1] Уроки проводятся один раз в неделю

[2] Требования к скорости чтения детям не предъявляются, что обусловлено достаточно большими индивидуальными различиями первоклассников в темпе их работы..