Рабочая программа по окружающему миру.
1 класс. УМК «Начальная школа 21 века»
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана в соответствии с программой «Окружающий мир» – концепция «Начальная школа XXI века», руководитель проекта Н. Ф. Виноградова (автор Н. Ф. Виноградова. М.: Вентана-Граф, 2008), примерной программой начального общего образования по образовательной области «Окружающий мир», созданной на основе Концепции ФГОС НОО, примерной программы по окружающему миру в рамках проекта .
Именно в 1 классе объёмно и предметно раскрывается структура понятий окружающего мира в единстве трёх его составляющих: природа, культура и человек как культуро-созидающий субъект.
Программа по окружающему миру основана на использовании УМК «Начальная школа XXI века» и рассчитана на 66 часов в год, 2 часа в неделю. », а также первые недели эти уроки интегрируют курс «Введение в школьную жизнь» .
В программе представлены следующие ведущие содержательные линии для 1 класса:
– Человек как биологическое существо: чем человек отличается от других живых существ, индивидуальность человека, здоровье человека и его образ жизни, для чего нужно знать себя, как узнать себя. Это содержание представлено темами: «Ты – первоклассник», «Твое здоровье».
– Человек и другие люди: может ли человек жить один, как нужно относиться к другим людям, почему нужно выполнять правила культурного поведения. Это содержание представлено темами: «Ты – первоклассник», «Мы и вещи».
– Человек и мир природы: что такое природа, может ли человек жить без природы, что дает человеку природа, почему человек должен изучать природу; почему природу нужно беречь и охранять. Это содержание представлено темой «Родная природа».
– Человек и общество: чем богата и знаменита родная страна; почему гражданин любит свою Родину, что значит любить свою родную страну, как трудятся, отдыхают, живут люди в родной стране, семья как ячейка общества. Это содержание представлено темой «Родная страна».
Изучение окружающего мира в 1 классе направлено на достижение следующих целей:
- формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека;
- развитие у младшего школьника опыта общения с людьми, обществом, природой
Содержание нового курса и методики обучения направлены на решение следующих задач:
1) личностное развитие – формирование идентичности гражданина России в поликультурном многонациональном обществе;
2) развитие познавательных мотивов, инициативы и интересов учащихся на основе связи содержания учебного предмета с жизненным опытом и системой ценностей ребёнка;
3) формирование умения учиться, самостоятельно приобретать новые знания и умения, организуя процесс усвоения;
4) развитие коммуникативной компетентности – умения организовывать и осуществлять совместную деятельность.
Результаты изучения курса.
Результатами освоения программы по окружающему миру являются:
Личностные результаты:
– осознание себя членом общества и государства, чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к её природе, культуре, истории, желании участвовать в её делах и событиях;
-- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
-- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
-- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
Метапредметные результаты:
-- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
– способность регулировать собственную деятельность, направленную на познание окружающей действительности и внутреннего мира;
-- способность осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;
-- осознание правил и норм взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры.
Предметные результаты:
-- осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде.
– усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностях объектов, процессов, явлений, характерных для природной и социальной действительности.
-- освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, сравнение, классификация и др., с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве).
Содержание курса охватывает широкий круг вопросов, при этом природа, человек и общество рассматриваются в их неразрывном, органичном единстве. Это обеспечивает целостное восприятие окружающего мира, создает условия для присвоения новых знаний, формирования и осознания правил, обязанностей и норм взаимодействия человека и природы, человека и общества. Важно отметить, что авторы создают систему восприятия окружающего мира.
В результате изучения окружающего мира учащиеся:
овладеют знаниями:
— своего домашнего адреса и адреса школы;
— правил безопасности при переходе улицы;
— правил поведения при посещении музеев, библиотек, театров и других учреждений культуры; правил поведения во время экскурсий по городу и за городом;
— основ взаимоотношений людей в семье, в классе, в школе.
научатся:
— различать объекты неживой и живой природы;
— различать и приводить примеры дикорастущих и культурных растений, диких и домашних животных, предметов старинного и современного обихода и природных материалов, из которых они изготовлены;
— различать и приводить примеры произведений рукотворной и нерукотворной культуры;
— приводить примеры из жизни своей семьи как хранительницы культуры определенного народа России (колыбельные песни, сказки, национальные блюда, семейные традиции и т. п.);
— рассказывать о красоте и достопримечательностях своего села, города; называть имена знаменитых земляков, вспомнив их профессии и роль в жизни людей;
— сравнивать суточный и годовой ритм в жизни природы с ритмом жизни человека (от детства до старости).
--- обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе;
получат возможность научиться:
--- осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение, соблюдать правила экологичного поведения в школе и в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и природной среде;
--- пользоваться простыми навыками самоконтроля самочувствия для сохранения здоровья, осознанно соблюдать режим дня, правила рационального питания и личной гигиены;
--- выполнять правила безопасного поведения в доме, на улице, природной среде, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях;
--- проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договорённости и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке, участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде;
--- определять общую цель в совместной деятельности и пути её достижения, договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Календарно-тематический план
№п/п |
Дата |
Тема |
Кол-во часов |
|
Нас окружает удивительный мир Знакомство учеников друг с другом. |
1 |
|
|
Давайте познакомимся Знакомство учеников с режимом дня школьника, схемой класса. |
1 |
|
|
Мы – школьники Ритуал –приветствие, форма ответа – «хор» и «я», оценка. |
1 |
|
|
Правила поведения в школе Работа в парах, знаки «+», «-», самооценка. |
1 |
|
|
Сентябрь – первый месяц осени(урок-экскурсия в парк) Отработка введенных ранее понятий, диагностика и отработка разных критериев оценки. |
1 |
|
|
Что нам осень подарила Введение знака «вопрос», ситуация недоопределенного правила, оценка, общая работа как сумма индивидуальных. |
1 |
|
|
Грибная пора Адресованность действия при групповом взаимодействии, ситуация «ловушка», развитие линии оценки: противопоставление правильности и оригинальности. |
1 |
|
|
Семья (проект «Моя семья») Критерии оценки, точка зрения оценивающего. |
1 |
|
|
Любимые занятия (посещение кукольного театра) |
1 |
|
|
Как из зерна получилась булка |
1 |
|
|
Человек и домашние животные |
1 |
|
|
Октябрь уж наступил (урок-экскурсия в парк) |
1 |
|
|
Птицы осенью |
1 |
|
|
Явления природы (проект «Краски осени») |
1 |
|
|
Где ты живёшь? |
1 |
|
|
Правила дорожного движения |
1 |
|
|
Ты и вещи |
1 |
|
|
Кто работает ночью (проект «профессии») |
1 |
|
|
Твои помощники – органы чувств |
1 |
|
|
Правила гигиены |
1 |
|
|
О режиме дня |
1 |
|
|
Урок в спортивном зале- игры-соревнования (проект «Если хочешь быть здоров») |
1 |
|
|
Ноябрь – зиме родной брат (урок-экскурсия в парк) |
1 |
|
|
Дикие животные |
1 |
|
|
Звери – млекопитающие |
1 |
|
|
Что мы знаем о птицах |
1 |
|
|
Город - село |
1 |
|
|
Дом, в котором ты живёшь (проект «Рассказ о своем доме») |
1 |
|
|
Зачем люди трудятся |
1 |
|
|
В декабре, в декабре все деревья в серебре (урок-экскурсия в парк) |
1 |
|
|
Какая бывает вода? |
1 |
|
|
О дружбе (проект «Письмо больному другу») |
1 |
|
|
Идём в гости |
1 |
|
|
С Новым годом! |
1 |
|
|
Январь – году начало, зиме – середина |
1 |
|
|
Хвойные деревья |
1 |
|
|
Жизнь птиц зимой |
1 |
|
|
Наша страна – Россия. (экскурсия «Красная площадь. Кремль.») |
1 |
|
|
Богата природа России |
1 |
|
|
Мы – россияне (проект «Моя Родина») |
1 |
|
|
Народная сказка и народные игрушки |
1 |
|
|
Февраль – месяц метелей и вьюг |
1 |
|
|
Звери – млекопитающие |
1 |
|
|
Наш уголок природы. Животные уголка природы |
1 |
|
|
Растения уголка природы (проект «Удивительный мир природы») |
1 |
|
|
Богата природа России (экскурсия «Разнообразие природы (с демонстрацией дополнительных экспонатов)* Экскурсия рассчитана на школьников 1-5 классов.
|
1 |
|
|
Мы - граждане России. Правила поведения. |
1 |
|
|
23 февраля – День защитника Отечества. |
1 |
|
|
8 Марта – праздник всех женщин. (проект «Поздравление») |
1 |
|
|
Март-капельник. (урок-экскурсия в парк) |
1 |
|
|
Птичьи разговоры. |
1 |
|
|
Если хочешь быть здоров, закаляйся! |
1 |
|
|
Здоровая пища. (проект «Полезные рецепты») |
1 |
|
|
Какое бывает настроение. |
1 |
|
|
Апрель-водолей. (экскурсия на водоем) |
1 |
|
|
Жизнь насекомых весной. |
1 |
|
|
Весенние работы. (экскурсия в парк) |
1 |
|
|
Кто работает на транспорте. |
1 |
|
|
День космонавтики. (проект «Космос») |
1 |
|
|
Май весну завершает. (экскурсия в парк) |
1 |
|
|
Жизнь земноводных весной. |
1 |
|
|
Животное – живое существо. |
1 |
|
|
Природе нужны все. (проект «Красная книга») |
1 |
|
|
Ты – пешеход. |
1 |
|
|
Скоро лето! |
1 |
|
|
Викторина «Мир вокруг нас». (Повторение пройденного в 1 классе.) |
1 |