Рабочая программа по окружающему миру.

1 класс. УМК «Начальная школа 21 века»

Пояснительная записка

Рабочая программа разработана в соответствии с программой «Окружающий мир» – концепция «Начальная школа XXI века», руководитель проекта Н. Ф. Виноградова (автор Н. Ф. Виноградова. М.: Вентана-Граф, 2008), примерной программой начального общего образования по образовательной области «Окружающий мир», созданной на основе Концепции ФГОС НОО, примерной программы по окружающему миру  в рамках проекта .

Именно в 1 классе объёмно и предметно раскрывается структура понятий окружающего мира в единстве трёх его составляющих: природа, культура и человек как культуро-созидающий субъект.

Программа по окружающему миру основана на использовании УМК «Начальная школа XXI века» и  рассчитана  на 66 часов в год, 2 часа в неделю. », а также первые недели эти уроки интегрируют курс «Введение в школьную жизнь» .

В программе представлены следующие ведущие содержательные линии для 1 класса:

– Человек как биологическое существо: чем человек отличается от других живых существ, индивидуальность человека, здоровье человека и его образ жизни, для чего нужно знать себя, как узнать себя. Это содержание представлено темами: «Ты – первоклассник», «Твое здоровье».

– Человек и другие люди: может ли человек жить один, как нужно относиться к другим людям, почему нужно выполнять правила культурного поведения. Это содержание представлено темами: «Ты – первоклассник», «Мы и вещи».

– Человек и мир природы: что такое природа, может ли человек жить без природы, что дает человеку природа, почему человек должен изучать природу; почему природу нужно беречь и охранять. Это содержание представлено темой «Родная природа».

– Человек и общество: чем богата и знаменита родная страна; почему гражданин любит свою Родину, что значит любить свою родную страну, как трудятся, отдыхают, живут люди в родной стране, семья как ячейка общества. Это содержание представлено темой «Родная страна».

 

Изучение окружающего мира  в 1 классе направлено на достижение следующих целей:  

  • формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека;
  •  развитие у младшего школьника опыта общения с людьми, обществом, природой

 

  Содержание нового курса и методики обучения направлены на решение следующих  задач:

1)    личностное развитие – формирование идентичности гражданина России в  поликультурном многонациональном обществе;

2)    развитие познавательных мотивов, инициативы и интересов учащихся на основе связи содержания учебного предмета с жизненным опытом и системой ценностей ребёнка;

3)    формирование умения учиться, самостоятельно приобретать новые знания и умения, организуя процесс усвоения;

4)    развитие коммуникативной компетентности – умения организовывать и осуществлять совместную деятельность.

 

Результаты изучения курса.

Результатами освоения программы по окружающему миру  являются: 

Личностные результаты:

 – осознание себя членом общества и государства, чувство любви к родной стране,  выражающееся в интересе к её природе, культуре, истории, желании участвовать в её делах и событиях;                      

-- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;

-- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

-- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

Метапредметные результаты:

-- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

– способность регулировать собственную деятельность, направленную на познание окружающей действительности и внутреннего мира;

-- способность осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;

-- осознание правил и норм взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры.

Предметные результаты:

-- осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде.

 – усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностях объектов, процессов, явлений, характерных для природной и социальной  действительности.

-- освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение,  сравнение, классификация и др., с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве).

       Содержание курса охватывает широкий круг вопросов, при  этом природа, человек и общество рассматриваются в их неразрывном, органичном единстве. Это обеспечивает целостное восприятие окружающего мира, создает условия для присвоения новых знаний, формирования и  осознания правил, обязанностей и  норм взаимодействия человека и природы, человека и общества.  Важно отметить, что авторы создают систему восприятия окружающего мира.

     В результате изучения окружающего мира учащиеся:

овладеют знаниями:

— своего  домашнего адреса и адреса школы;

— правил безопасности при переходе улицы;

— правил  поведения при посещении музеев, библиотек, театров и других учреждений культуры; правил  поведения во время экскурсий по городу и за городом;

— основ взаимоотношений людей в семье, в классе, в школе.

научатся:

— различать объекты неживой и живой природы;

— различать и приводить примеры дикорастущих и культурных растений, диких и домашних животных, предметов старинного и современного обихода и природных материалов, из которых они изготовлены;

— различать и приводить примеры произведений рукотворной и нерукотворной культуры;

— приводить примеры из жизни своей семьи как хранительницы культуры определенного народа России (колыбельные песни, сказки, национальные блюда, семейные традиции и т. п.);

— рассказывать о красоте и достопримечательностях своего села, города; называть имена знаменитых земляков, вспомнив их профессии и роль в жизни людей;

— сравнивать суточный и годовой ритм в жизни природы с ритмом жизни человека (от детства до старости).

--- обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использо­вать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе;

получат возможность научиться:

--- осознавать ценность природы и необходимость нес­ти ответственность за её сохранение, соблюдать правила экологичного поведения в школе и в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и природ­ной среде;

--- пользоваться простыми навыками самоконтроля са­мочувствия для сохранения здоровья, осознанно соблюдать режим дня, правила рационального питания и личной ги­гиены;

--- выполнять правила безопасного поведения в доме, на улице, природной среде, оказывать первую помощь при не­сложных несчастных случаях;

--- проявлять уважение и готовность выполнять совме­стно установленные договорённости и правила, в том чи­сле правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке, участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной обра­зовательной среде;

--- определять общую цель в совместной деятельности и пути её достижения, договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять взаимный контроль в со­вместной деятельности, адекватно оценивать собствен­ное поведение и поведение окружающих.

 

Календарно-тематический план

№п/п

Дата

Тема

Кол-во часов

  1.  

 

Нас окружает удивительный мир

Знакомство учеников друг с другом.

1

  1.  

 

Давайте познакомимся

Знакомство учеников с режимом дня школьника, схемой класса.

1

  1.  

 

Мы – школьники

Ритуал –приветствие, форма ответа – «хор» и «я», оценка.

1

  1.  

 

Правила поведения в школе

Работа в парах, знаки «+», «-», самооценка.

1

  1.  

 

Сентябрь – первый месяц осени(урок-экскурсия в парк)

Отработка введенных ранее понятий, диагностика и отработка разных критериев оценки.

1

  1.  

 

Что нам осень подарила

Введение знака «вопрос», ситуация недоопределенного правила, оценка, общая работа как сумма индивидуальных.

1

  1.  

 

Грибная пора

Адресованность действия при групповом взаимодействии, ситуация «ловушка», развитие линии оценки: противопоставление правильности и оригинальности.

1

  1.  

 

Семья (проект «Моя семья»)

Критерии оценки, точка зрения оценивающего.

1

  1.  

 

Любимые занятия (посещение кукольного театра)

1

  1.  

 

Как из зерна получилась булка

1

  1.  

 

Человек и домашние животные

1

  1.  

 

Октябрь уж наступил (урок-экскурсия в парк)

1

  1.  

 

Птицы осенью

1

  1.  

 

Явления природы (проект «Краски осени»)

1

  1.  

 

Где ты живёшь?

1

  1.  

 

Правила дорожного движения

1

  1.  

 

Ты и вещи

1

  1.  

 

Кто работает ночью (проект «профессии»)

1

  1.  

 

Твои помощники – органы чувств

1

  1.  

 

Правила гигиены

1

  1.  

 

О режиме дня

1

  1.  

 

Урок в спортивном зале- игры-соревнования

(проект «Если хочешь быть здоров»)

1

  1.  

 

Ноябрь – зиме родной брат (урок-экскурсия в парк)

1

  1.  

 

Дикие животные

1

  1.  

 

Звери – млекопитающие

1

  1.  

 

Что мы знаем о птицах

1

  1.  

 

Город  - село

1

  1.  

 

Дом, в котором ты живёшь (проект «Рассказ о своем доме»)

1

  1.  

 

Зачем люди трудятся

1

  1.  

 

В декабре, в декабре все деревья в серебре (урок-экскурсия в парк)

1

  1.  

 

Какая бывает вода?

1

  1.  

 

О дружбе (проект «Письмо больному другу»)

1

  1.  

 

Идём в гости

1

  1.  

 

С Новым годом!

1

  1.  

 

Январь – году начало, зиме – середина

1

  1.  

 

Хвойные деревья

1

  1.  

 

Жизнь птиц зимой

1

  1.  

 

Наша страна – Россия. (экскурсия «Красная площадь. Кремль.»)

1

  1.  

 

Богата природа России

1

  1.  

 

Мы – россияне (проект «Моя Родина»)

1

  1.  

 

Народная сказка и народные игрушки

1

  1.  

 

Февраль – месяц метелей и вьюг

1

  1.  

 

Звери – млекопитающие

1

  1.  

 

Наш уголок природы. Животные уголка природы

1

  1.  

 

Растения уголка природы (проект «Удивительный мир природы»)

1

  1.  

 

Богата природа России

(экскурсия «Разнообразие природы (с демонстрацией дополнительных экспонатов)*

Экскурсия рассчитана на школьников 1-5 классов.
Экскурсия включает в себя обзор растительного и животного мира трех природных зон нашей страны – тундры, смешанного леса и пустыни. Рассказ о каждой из природных зон содержит сведения о климате, растениях, животных этого края, о признаках, помогающих существовать в данных условиях. Экскурсия проводится с элементами беседы, в ходе которой экскурсовод опирается на жизненный опыт и наблюдения детей. Широко используется природный материал – ветки, листья, плоды, шишки, муляжи грибов и др.» в Тимирязевский музей)

 

1

  1.  

 

Мы - граждане России. Правила поведения.

1

  1.  

 

23 февраля – День защитника Отечества.

1

  1.  

 

8 Марта – праздник всех женщин. (проект «Поздравление»)

1

  1.  

 

Март-капельник. (урок-экскурсия в парк)

1

  1.  

 

Птичьи разговоры.

1

  1.  

 

Если хочешь быть здоров, закаляйся!

1

  1.  

 

Здоровая пища. (проект «Полезные рецепты»)

1

  1.  

 

Какое бывает настроение.

1

  1.  

 

Апрель-водолей. (экскурсия на водоем)

1

  1.  

 

Жизнь насекомых весной.

1

  1.  

 

Весенние работы. (экскурсия в парк)

1

  1.  

 

Кто работает на транспорте.

1

  1.  

 

День космонавтики. (проект «Космос»)

1

  1.  

 

Май весну завершает. (экскурсия в парк)

1

  1.  

 

Жизнь земноводных весной.

1

  1.  

 

Животное – живое существо.

1

  1.  

 

Природе нужны все. (проект «Красная книга»)

1

  1.  

 

Ты – пешеход.

1

  1.  

 

Скоро лето!

1

  1.  

 

Викторина «Мир вокруг нас». (Повторение пройденного в 1 классе.)

1