Рабочая программа по предмету

окружающий мир

для 4-х классов

на 2014 – 2015 учебный год

Разработала учитель начальных классов

Гусева Елена Анатольевна

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К ТЕМАТИЧЕСКОМУ ПЛАНИРОВАНИЮ ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ

Рабочая программа учителя по курсу окружающий мир для учащихся 4-го класса  рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю, 34 учебные недели) и разработана в соответствии:

  • с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее Стандарта);
  • рекомендациями Примерной основной образовательной программой образовательного учреждения. Начальная школа. Составитель Е.С. Савинов. – М.: Просвещение, 2012 г. рекомендованной МО и Науки РФ (далее Примерной Программой);
  • с положениями Основной образовательной программой начального общего образования ГБОУ СОШ №2105  (далее Образовательной программой);
  • с возможностями учебно-методического комплекта, разработанного на основе авторской издательской программы курса «Окружающий мир» автора Н. Ф. Виноградовой (Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века». – 5-е изд., дораб. и доп. – М.: Вентана-Граф, 2011), с образовательными потребностями и запросами обучающихся  и их родителей.
  • Предлагаемая программа отражает один из возможных ва­риантов раскрытия государственных стандартов начального образования по образовательной области «Окружающий мир».

 

Содержание программы:

  1. Введение (1ч.)
  2. Человек – живое существо (организм) (30ч.)
  3. Человек и общество, в котором он живёт (37ч.)
  4. Практические работы.

Форма итоговой аттестации обучающихся – тестовые задания.

В авторскую программу изменения не внесены.

 

Основная цель предмета – формирование социального опыта школьника, осознания элементарного взаимодействия в системе «человек – природа – общество», воспитание правильного отношения к среде обитания и правил поведения в ней, понимание своей индивидуальности, способностей и возможностей.

«Окружающий мир» - предмет интегрированный. При его изучении младший школьник:

-устанавливает более тесные связи между познанием природы и социальной жизни; понимает взаимозависимости в системе «человек – природа – общество»;

-осознаёт необходимость выполнения правил поведения, сущность нравственно-этических установок; получает начальные навыки экологической культуры;

-подходит к пониманию себя как индивидуальности, своих способностей и возможностей, осознаёт возможность изменять себя, понимает важность здорового образа жизни;

-подготавливается к изучению базовых предметов в основной школе.

 

Принципы, положенные в основу построения курса:

1.Принцип интеграции – соотношение между естественнонаучными знаниями и знаниями, отражающими различные виды человеческой деятельности и систему общественных отношений.

  1. Педоцентрический принцип определяет отбор наиболее актуальных для ребёнка этого возраста знаний, необходимых для его индивидуального психического и личностного развития, а также последующего успешного обучения;
  2. Культурологический принцип понимается как обеспечение широкого эрудиционного фона обучения, что даёт возможность развивать общую культуру школьника, его возрастную эрудицию.

      4.Принцип экологизации предмета определяется социальной значимостью решения задачи экологического образования младшего школьника при ознакомлении его с окружающим миром.

      5.Принцип поступательности обеспечивает постепенность, последовательность и перспективность обучения, возможность успешного изучения соответствующих естественнонаучных и гуманитарных предметов в среднем звене школы.

  1. Краеведческий принцип обязывает учителя использовать местное окружение, проводить экскурсии на природу, в краеведческий, исторический музеи и т. д.

 

Требования к уровню подготовки

оканчивающих начальную школу

В результате изучения окружающего мира ученик должен

знать/понимать:

-название нашей планеты, родной страны и ее столицы; региона, где живут учащиеся; родного города (села);

-государственную символику России;

-государственные праздники;

- основные (легко определяемые) свойства воздуха, воды;

-общие условия, необходимые для жизни живых организмов;

-правила сохранения и укрепления здоровья;

-основныеправила поведения в окружающей среде (на дорогах, водоемах, в школе);

уметь:

-определять признаки различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры);

-различать объекты природы и изделия; объекты неживой и живой природы;

-различать части растения, отображать их на рисунке (схеме);

-приводить примеры представителей разных групп растенийи животных (2-3представителя из изученных); раскрывать особенностиих внешнего вида и жизни;

-показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря, реки (без указания названий); границы России, некоторые города России (родной город, столицу, еще 1-2 города);

-описывать отдельные(изученные) события из истории Отечества;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

-для обогащения жизненного опыта, решения практических задач с помощью наблюдения, измерения, сравнения;

-ориентирования на местности с помощью компаса;

-определения температуры воздуха, воды, тела человека с помощью термометра;

-установления связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе;

-ухода за растениями (животными);

-выполнения изученных правил охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения;

-оценки воздействия человека на природу, выполнения правил поведения в природе и участия в ее охране;

-удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, родной стране, нашей планете.

Средства обучения:

1. Учебник:

  «Окружающий мир». 4 класс. Автор Н.Ф.Виноградова, Москва, Издательский центр «Вентана-Граф»,  2010 г.

2. Рабочие тетради:     

   «Окружающий мир»4 класс №1, №2. Автор Н.Ф.Виноградова, Москва, Издательский центр «Вентана-Граф»,  2013 г.

  1. Книги для учителя:

   «Окружающий мир. 1 – 4 классы». Методические рекомендации к урокам.Автор Н.Ф.Виноградова, Москва, Издательский центр «Вентана-Граф»,  2012 г.

Интернет-ресурсы

http://school-collection.edu.ru/

http://festival @ 1september.ru/

http://www.openclass.ru/

http://www.4stupeni.ru/ 

http://viki.rdf.ru/         

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

Тематическое планирование

№п./п.

Дата

Тема урока

Кол-во часов

Тип

урока

Элементы обязательного минимума образования

Требования к уровню
подготовленности

учащихся

Формы

контроля

Практическая работа

Домашнее

задание

Человек – живое существо (организм).

1

 

Введение. Человек – часть природы. Общее строение организма человека.

1

Вводный

Повторение общих признаков живых существ (человека, животных, растений). Закрепление понятия организм. Зависимость жизни и благополучия человека от природы.

Знать общее представление о строении организма человека, основные органы и системы органов человека, их функции.

Уметь называть признаки живого организма.

Раскрывать значение нервной, опорно-двигательной, пищеварительной, кровеносной систем, органов человека.

Объяснять значение понятий «человек – живой организм», «здоровый образ жизни», «вредные привычки».

Знать правила сохранения и укрепления здоровья.

Уметь выполнять упражнения, вырабатывающие правильную осанку человека. Использовать знания для укрепления здоровья, безопасного поведения.

Составлять связный рассказ на темы раздела.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тематический

 

Природа – источник существования человека.

Основные органы человека (работа с таблицей).

Учебник

 с.3-6

2

 

Нервная система. Головной и спинной мозг.Роль нервной системы в организме.

1

Изучение нового материала

Знакомство со строением нервной системы, ее ролью в организме. Головной и спинной мозг.

Тематическийфронтальный, индивидуальный

Условные и безусловные рефлексы

Учебник

с.7-9

3

 

Опорно-двигательная система. Скелет и  мышцы, их значение в организме.

1

Изучение нового материала

Скелет и мышцы. Значение опорно-двигательной системы. Осанка. Предупреждение искривления позвоночника.

Тематическийфронтальный, индивидуальный

Предупреждение искривления позвоночника, защита спинного и головного мозга.

Учебник с.10-15

Сообщения учащихся «Кости и мышцы необходимо укреплять»

4

 

Пищеварительная система. Ее органы. Значение пищеварительной системы.

1

Комбинированный

Знакомство со строением пищеварительной системы, ее органами.

Значение пищеварительной системы. Зубы. Правила ухода за ними. Правильное питание, как условие здоровья.

Тематическийфронтальный, индивидуальный

Составление памятки «Уход за зубами и полостью рта»

Учебник с.16-18

5

 

Дыхательная система. Ее органы. Значение  дыхательной системы. Защита органов дыхания.

1

Изучение нового материала.

Презентация «Дыхание человека и его органы»

Знакомство с системой органов дыхания. Значение дыхательной системы. Защита органов дыхания.

тематический фронтальный, индивидуальныйПроверочная работа – тест

Составление памятки «Охрана органов дыхания»

Первая помощь при простудных заболеваниях.

Учебник с.19-21.

Нарисовать плакаты о том, как беречь свои дыхательные органы

6

 

Кровеносная система. Кровь и ее значение.

1

Комбинированный

Органы кровеносной системы. Кровь, ее функции.

Тематическийфронтальный, индивидуальный

Состав крови.

Учебник с.22-23

7

 

Сердце – главный орган кровеносной системы.

1

Комбинированный

Сердце. Предупреждение заболеваний сердца и кровеносных сосудов.

Тематическийфронтальный, индивидуальный

Транспортная система.

Практическая работа: «Подсчёт пульса»

Учебник с.24-25

8

 

Как организм удаляет ненужные ему жидкие вещества.

1

Изучение нового материала

Органы выделения, их роль в организме. Почки – главный орган выделения

Тематическийфронтальный, индивидуальный

Выделительная система.

Учебник с.25-26

9

 

Кожа, ее значение. Строение кожи.

1

Комбинированный

Кожа, ее роль в организме. Защита кожи и правила ухода за ней.

Закаливание.

Тематическийфронтальный, индивидуальный

Составление памятки «Охрана кожи»

Первая помощь при легких травмах.

Учебник с.27-29

10

 

Как человек воспринимает окружающий мир. Зрение. Гигиена зрения.

1

Изучение нового материала

Органы чувств, их значение в жизни человека. Охрана органов чувств.

Тематическийфронтальный, индивидуальный

Практическая работа – игровые упражнения «Правила охраны зрения»

Учебник с.30-32

11

 

 Обоняние, вкус, осязание, их роль в жизни человека.

Слух. Гигиена слуха.

1

Комбинированный

 Органы обоняния, вкуса, осязания. Их значение в жизни человека. Охрана органов.

Строение органа слуха, значение в жизни человека. Охрана органов слуха.

Тематическийфронтальный, индивидуальный

Дегустация. Рецепторы.Составление памятки «Охрана органов обоняния и вкуса» Составление памятки «Гигиена слуха»

Учебник с.33-35

Учебник с.35-40

12

 

Обобщающий урок.

Проверочная работа по теме «Организм человека»

1

Контрольный

Ключевые вопросы темы.

Тематический Проверочная работа

Сообщения учащихся «Наши органы чувств», «Органы чувств животных»

 

 

13

 

Эмоции и чувства человека.

1

Комбинированный

Эмоции: радость, смех, боль, плач, гнев. Умение управлять своими чувствами. Настроение человека.

Различать эмоциональные состояния и чувства окружающих.

 

Тематическийфронтальный, индивидуальный

Управление эмоциями «Учитесь властвовать собой» – правила

Учебник с.41-44

14

 

Внимание, его роль в жизни человека.

1

Изучение нового

Внимание. Условия его  развития.

Объяснять значение понятий внимание, память. Их виды и развитие.

 

Тематическийфронтальный, индивидуальный

Упражнение «Развиваем внимание»

Учебник с.45-46

15

 

Память, ее значение в жизни человека.

1

Изучение нового

Память, речь, мышление.Условия   их развития.

Тематическийфронтальный, индивидуальный

Упражнение «Развиваем память: 5 шагов»

Учебник с.47-48

Ты и твое здоровье.

16

 

Здоровье человека. Режим дня школьника. Здоровый сон. 

1

Комбинированный

Знание своего организма – условие здоровья  и эмоционального благополучия.

Составлять связный рассказ

«Что нужно делать для того, чтобы сохранить здоровье?

Соблюдать режим буднего и выходного дня.

 

Сообщения учащихся «Здоровый образ жизни»

Практическая работа. «Составление режима дня школьника для будней и выходных»

Учебник с.50-53

17

 

Правильное  питание.

1

Комбинированный

Рациональное питание.

Правила  рационального питания.

Знать,  зачем человек питается, какую функцию выполняют белки, жиры, углеводы?

фронтальный, индивидуальный

Практическая работа «Составление меню школьника»

Учебник с.53-56

18

 

Закаливание организма.

Снятие усталости.

 

1

Изучение нового

Необходимость закаливания, снятия усталости.

Знать основные правила поведения, сохраняющие здоровье. Составлять связный рассказ на темы раздела.

фронтальный, индивидуальный

Работа в группах

Учебник с.56-62

19

 

Вредные привычки (курение, спиртное, наркотические вещества).

1

Изучение нового

Какой вред приносит организму курение, употребление спиртного и наркотических веществ.

Различать (соотносить)полезные и вредные привычки.

Объяснять значение понятия «здоровый образ жизни».

 

фронтальный, индивидуальный

Работа в группах

Учебник с.63-65пословицы о вреде курения

20

 

Проверочная работа по теме: «Как устроен и работает организм человека».

 

1

Контрольный

Ключевые вопросы темы

Уметь ответить на ключевые вопросы темы.

Тематический Проверочная работа (тест)

 

 

21

 

Когда дом становится опасным.

1

Комбинированный

Огонь – друг и враг. Пожар, задымленность.Острые предметы -  это опасно! Работа с компьютером

Знать причины возникновения пожара, уметь правильно себя вести.

фронтальный, индивидуальный

Работа в группах

Учебник с.66-71

22

 

Какие опасности подстерегают детей на дороге.

1

Комбинированный

ПДД, знаки для пешеходов и водителей

Знать ПДД и их соблюдать.

фронтальный, индивидуальный

Экскурссия на улицу.

Учебник с.72-77

23

 

Какие опасности подстерегают детей  в природе.

1

Закрепление знаний

Поведение во время грозы, при встрече с опасными животными. Ядовитые растения и грибы.

Знать отличие ядовитых растений.

фронтальный, индивидуальный

Проект "Растение прекрасно, но опасно"

Учебник с.77-82

24

 

Что нужно знать о болезнях.Домашняя  аптечка.

1

Изучение нового материала

Детские  болезни  (грипп, аллергия и др.) Помощь при головных болях, болях в животе,  носовых кровотечениях.

Составлять связный рассказ на темы раздела

«Что бывает причиной возникновения болезней?»

 Уметь себе оказать первую помощь при носовом кровотечении.

фронтальный, индивидуальный

Практическая работа. «Оказание первой помощи при несчастных случаях» (обработка ран, наложение повязок, компрессов)

Учебник с.83-88

25

 

Обобщающий урок.

1

Закрепление знаний

Ключевые вопросы темы.

Уметь ответить на ключевые вопросы темы

Тематический Самостоятельная работа

 

 

Человек – часть природы.

26

 

Чем человек отличается от животных.

   1

Закрепление знаний

Отличие  человека  от животных (прямохождение,  речь, сознание, деятельность, творчество).

Знать признаки, характерные для человека (в отличие от животных).

Составлять связный рассказ на темы раздела.

фронтальный, индивидуальный

Передача отношения человека к природе в верованиях, искусстве,литературе.

Учебник

с.90-93

27

 

От рождения до старости.

Почему пожилым нужна твоя помощь.

 

   1

Комбинированный

Развитие человека от рождения до старости.

Детство. Отрочество.

Взрослость. Старость.

Условия роста и развития ребенка.

Охрана детства.
Права ребенка

Применять в повседневной жизни правила нравственного поведения с пожилыми людьми.

фронтальный, индивидуальный

Работа с учебником, документами.

Учебник

 с.93-100

Человек среди людей.

28

 

Поговорим о доброте. 

Что такое справедливость.

    1

Комбинированный Нетрадиционная форма проведения урока

Нравственные качества.

Развивать нравственные качества.

фронтальный, индивидуальный

Анализ произведений, воспитывающих добрые качества.

Учебник с.101-112

29

 

Умеешь ли ты общаться. Избегай общения с незнакомыми людьми.

   1

Изучение нового материала Комбинированный

Развитие навыков устной и письменной речи.

Умеем ли мы вести беседу. Я пишу письмо.

Знать и применять в повседневной жизни применять правила здорового образа жизни, правила нравственного поведения (в отношении к детям, взрослым, знакомым и незнакомым).

 

фронтальный, индивидуальный

Правила поведения с незнакомыми людьми.

Учебник с.113-116

с.117-121

30

 

Урок обобщения «Здоровый образ жизни».

        

1

Контрольный

Ключевые вопросы темы

Уметь ответить на ключевые вопросы темы.

Тематический Проверочная работа

 

 

Родная страна: от края до края.

31

 

Природные зоны России. Арктика (растительный и животный мир, труд и быт людей)

1

Изучение нового материала

 

Отличительные особенности зоны,

растительного и животного мира

Работа с картой и текстом.

Сообщения по теме.

 

Знать отличительные особенности зоны,

растительного и животного мира.

Знать ее флору и фауну, приводить примеры представителей.

Уметь находить на карте данную зону,

выполнять задания на контурной карте, представленные в рабочей тетради, с гербарием.

Составлять связный рассказ на темы раздела.

 

фронтальный, индивидуальный

Работа с картой. Презентация «Зона арктических пустынь»

Учебник 2 ч. с.6-9

Сообщения по теме

32

 

Тундра (растительный и животный мир, труд и быт людей)

1

Изучение нового материала

 

фронтальный, индивидуальный

Презентация «Путешествуем по тундре» Работа с гербарием и картой.

Учебник

с.9-14

Сообщения по теме

33

 

Тайга  (растительный и животный мир, труд и быт людей)

1

Изучение нового материала

фронтальный, индивидуальный

Работа с гербарием и картой.

 

Учебник с.14-20

Сообщения по теме

34

 

Смешанные леса (растительный и животный мир, труд и быт людей)

 

1

Изучение нового материала

фронтальный, индивидуальный

Учебник

с.21-23

Сообщения по теме

35

 

Степь (растительный и животный мир, труд и быт людей)

 

.

1

Изучение нового материала.

Деловая игра.

 

фронтальный, индивидуальный

Работа с гербарием и картой.

Презентация

«Растения и животные степей».

Учебник с.23-25

 

Сообщения по теме

36

 

Пустыня. Влажные субтропики (растительный и животный мир, труд и быт людей)

 

 

1

Комбинированный

фронтальный, индивидуальный

Работа с гербарием и картой.

 

Учебник

с.25-28

Сообщения по теме

37

 

Почвы России.

1

Изучение нового материала

Почва – среда обитания растений и животных. Плодородие почв. Охрана почв.

Работа с картой и текстом.

Знать особенности почв России, их классификацию и роль в земледелии.

фронтальный, индивидуальный

Практическая работа «Свойства почвы»

 

Учебник с.29-32

Сообщения учащихся «Образование почвы, охрана почв»

38

 

Рельеф России.

1

Изучение нового материала

Работа с картой и текстом.

Восточно – Европейская равнина, Западно – Сибирская равнина, Урал (особенности, положение на карте)

Знать особенности рельефа России.

фронтальный, индивидуальный

Практическая работа с картой

Учебник с.32-37

39

 

Обобщающий урок.

1

 

Ключевые вопросы темы

Уметь ответить на ключевые вопросы тем приводить примеры.

 

 

 

40

 

Как возникали и строились города.

1

Изучение нового материала

Особенности расположения Древних городов. «Кремлёвские» города. Улицы. История и происхождение названий.

 

Знатьисторию своего города,  происхождение названия, герб, флаг, гимн.

фронтальный, индивидуальный

Экскурсия в краеведческиймузей города.

Учебник с.38-45

41

 

Россия и ее соседи.

Япония, Китай.

1

Комбинированный

Особенности географического положения, природы, труда и культуры народа. Исторические взаимоотношения России с ее соседями.

Знать особенности географического положения, природы, труда и культуры народа.

Уметь находить государства на карте.

фронтальный, индивидуальный

Работа с картой и текстом.

Учебник с.46-50

Сообщения по теме

42

 

Финляндия, Королевство Дания.

1

Комбинированный

Особенности географического положения, природы, труда и культуры народа.

Знать особенности географического положения, природы, труда и культуры народа.

Уметь находить государства  на карте

фронтальный, индивидуальный

Работа с картой и текстом.

с.50-54

Сообщения по теме

 

43

 

Обобщающий урок.

1

Повторительно-обобщающий

Ключевые вопросы темы

Уметь ответить на ключевые вопросы темы

Тематический

Проверочная работа

 

 

Человек – творец культурных ценностей.

44

 

Что такое культура.

Как возникла письменность.

1

Комбинированный

Человек и культура.Беседа «Памятники культуры нашего города».  О чём рассказывают летописи.

Называть основных правителей российского государства (князь, первый царь, первый и последний императоры).

Текущий.

Знакомство с понятием «грамота», «летопись», «очевидец». Расширение знаний об истории создания летописей и творчестве летописцев.

Учебник с.56-61

45

 

Образование – часть культуры общества.

1

Комбинированный

Школы, книги, библиотеки в разные времена (исторические эпохи). «Поучение» Владимира Мономаха. Первая азбука. Первые   печатные книги. 

Знать историю появления первых школ.

Текущий.

 Первые школы на Руси. Первые печатные книги. Иван Федоров.

Учебник с.62-66 

Сообщения по теме

«Первопечатник Иван Фёдоров»

46

 

Реформы Петра 1.

Как развивалось образование после Петра 1.

1

Изучение нового материала

Просвещение в России при Петре I и во второй половине XVIII века. Знакомство с реформами в образовании.

Различать события, персоналии и их принадлежность конкретной исторической эпохе.

Текущий.

 

Учебник с.67-69

Сообщения по теме

 

47

 

Первые университеты в России.

Школа в 19 веке.

1

Изучение нового материала

М.В.Ломоносов
Знакомство с реформами в образовании.

Узнавать по тексту, к какому времени относится описываемое событие.

Составлять связный рассказ на темы раздела.

Текущий.

 

Учебник с.70-75

48

 

Русское искусство до 18 века

1

Комбинированный

Знакомство с особенностями архитектуры Древней Руси, с русской иконописью. Памятники архитектуры (зодчества) Древней Руси.

Уметь работать с дополнительной литературой.

Текущий.

Понятие архитектура (зодчество, фрески, мозаика) Иконопись. Андрей Рублев

Учебник с.75-78

49

 

Художественные ремесла Древней Руси

1

Изучение нового материала

Знакомство с фольклорным творчеством русского народа. Русская народная песня и ее разновидности. Духовная музыка.

Уметь работать с дополнительной литературой.

Текущий.

Обрядовые праздники.

Скоморохи-потешники;

потешные хоромы.

Учебник с.79-84

50

 

Искусство России 18 века. Архитектура.

Живопись.

 

1

Комбинированный

Архитектура. Живопись.

Уметь работать с картинами великих русских художников.

Текущий.

Возможна экскурсия в музей

Учебник с.85-89

51

 

Искусство России 18 века.

Государственный публичный театр.

1

Урок фантазирования

Знакомство с народными артистами, театральным творчеством русского народа.

Уметь работать с дополнительной литературой.

Текущий.

Возможна экскурсия в театр

Учебник с.90-91

52

 

Обобщающий урок

1

Повторительно-обобщающий

Ключевые вопросы темы.

Уметь самостоятельно ответить на предложенные вопросы, выполнить задания.

Тематический

Закрепление знаний по темам четверти

 

53

 

Золотой век русской культуры 19 века А.С.Пушкин -  «солнце русской поэзии» – (страницы жизни  и творчества)

1

Интегрированный урок  (окружающий мир – литературное чтение)

Школа и образование в XIX веке, в Советской России. Возникновение и развитие библиотечного дела.

Уметь работать с дополнительной литературой.

Текущий.

Творческие задания по группам.

Учебник с.92-95

54

 

 Н.А.Некрасов,

Л.Н.Толстой.

1

Интегрированный урок (окружающий мир – литературное чтение)

Расширение знаний о жизни и творчестве А. С. Пушкина. Творчество отечественных писателей и поэтов: В. А. Жуковский, В. И. Даль,
Н. А. Некрасов,
Л. Н. Толстой,

А. П. Чехов.

Текущий.

Учебник с.96-101

55

 

Композиторы 19 века. М.И. Глинка, П.И. Чайковский

1

Интегрированный урок (окружающий мир – музыкальное искусство)

Знакомство с понятием опера. Музыка, музыканты и композиторы XIX века. Великие композиторы М. И. Глинка и П. И. Чайковский.

Текущий.

 Слушание оперной музыки. (П. И. Чайковский, М. И. Глинка)

Учебник с.102-106

56

 

Художники 19 века.

В. А. Тропинин.

«Товарищество передвижных выставок»

1

Комбинированный интегрированный урок (окружающий мир – изобразительное искусство)

Знакомство с творчеством В.А Тропинина.  И. Е.Репина,

И. И. Левитана.

История изобразительного искусства XIX века.

Текущий.

Возможна экскурсия в художественный музей

Учебник с.106-109

57

 

И. Е.Репин,

И. И. Левитан.

1

Комбинированный

Текущий.

Учебник с.110-114

58

 

Искусство России 20 века

1

Изучение нового материала

Архитектура и изобразительное искусство ХХ века. Архитектурные памятники нашего города.

 

Текущий.

Учебник с.115-120

Человек – защитник своего отечества.

59

 

Героические страницы истории России.Борьба славян с половцами.

1

Изучение нового материала

Человек – воин. Почему люди воюют. Борьба славян с половцами. Представление о кочевниках, половцах. Монгольское иго и борьба русских людей за независимость родины.

Уметь: раскрыть причины отдельных событий в жизни страны и даты основных войн в истории России;

 узнавать по тексту, к какому времени относится это событие.

Уметь:

 составлять связный рассказ на темы

раздела;

 работать с географической и исторической картами;

выполнять задания на контурной карте, представленные в рабочей тетради.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Текущий.

Практическая работа с историческими картами.

Чтение дополнительной литературы.

Учебник с.122-123

60

 

Александр Невский и победа над шведскими и немецкими рыцарями.

 

1

 

Александр Невский и победа над шведскими и немецкими рыцарями. Боги войны.

Текущий.

Учебник с.124-125

61

 

Монгольское иго и борьба русских людей за независимость родины. Куликовская битва. Дмитрий Донской.

 

1

Изучение нового материала

Куликовская битва. Дмитрий Донской.

Текущий.

Учебник с.126-127

62

 

 Отечественная война 1812 года.

1

Изучение нового материала

Отечественная война 1812 года, победа русских войск на Бородинском поле. Знакомство с литературными произведениями, посвященными этому событию. М. И. Кутузов.

Партизанская война 1812 года.

Текущий.

Учебник с.128-129

63

 

Великая Отечественная война 1941-1945 года. Битва под Москвой.

   1

Изучение нового материала

Великая Отечественная война, борьба русского народа с фашистскими захватчиками. Главные сражения советской армии с фашистами. Памятники Славы в нашем городе. Ордена и медали ВОВ.

Текущий.

Важные сведения из истории родного края.

Учебник с.130-133

64

 

Великая Отечественная война 1941-1945 года. Сталинградская битва.

Помощь тыла фронту.

    1

Изучение нового материала

Текущий.

Учебник с.134-136

65-66

 

Великая Отечественная война  1941-1945г.

Наступление и победа советского народа.

 

    1

Повторительно-обобщающий

Ключевые вопросы темы

Уметь самостоятельно ответить на предложенные вопросы, выполнить задания.

Тематический Проверочная работа.

 

Учебник с.137-138

Гражданин и государство

67

 

Гражданин и государство.

    1

Изучение нового материала

Гражданин и государство. Права и обязанности граждан

России.

Уметь:

– называть права и обязанности гражданина России. Знать  государственную символику.

Текущий.

Проектная деятельность «История создания гербов и флагов»

Учебник с.140-143

68

 

Символы государства. Обобщающий урок.

    1

Изучение нового материала Повторительно-обобщающий

 Государственная символика – герб, флаг, гимн родной страны.

Текущий.

Учебник с.143-145