Рабочая программа по русскому языку.
1 класс. УМК Начальная школа 21 века.
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Русский язык» для I класса начальной школы общеобразовательных учреждений составлена в соответствии с программой «Русский язык», под редакцией Н. Ф. Виноградовой, примерной программой начального общего образования по русскому языку, созданной на основе ФГОС (2009 г.) начальной школы.
Общая характеристика учебного предмета.
Язык играет в жизни общества и каждого человека уникальную роль:
- он является основным средством общения между людьми;
- с его помощью сохраняется информация, накопленная человечеством в различных областях науки и культуры;
- язык является основным средством познания окружающего мира;
- владение родным и государственным языком — это один из критериев самоидентификации человека как представителя национальности, народности, государства;
- использование языка в различных ситуациях общения свидетельствует о культурном уровне человека.
Русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения. То, что знает гражданин Российской Федерации о русском языке, как умеет им пользоваться, в какой степени проявляет интерес к истории и развитию русского языка, его функционированию в современном мире — во многом определяет его интеллектуальный уровень и социальный статус как члена общества.
Учебный предмет «Русский язык» реализует основную цель обучения: сформировать у учащихся начальной школы познавательную мотивацию к изучению русского языка, которая выражается в осознанном стремлении научиться использовать языковые средства для успешного решения коммуникативных задач и познакомиться с основами научного описания родного языка.
Формирование познавательной мотивации осуществляется в процессе достижения предметных целей изучения русского языка — социокультурной и научно-исследовательской.
Социокультурная цель изучения русского языка достигается решением задач развития устной и письменной речи учащихся и формирования у них основ грамотного, безошибочного письма.
Грамотное письмо и правильная речь являются обязательным элементом общей культуры человека. Формируя навыки безошибочного письма, развивая письменную и устную речь учащихся, мы стремимся к тому, чтобы ученик стал культурным человеком.
Для реализации этой цели необходимо учитывать следующее:
- грамотное, безошибочное письмо должно формироваться с учетом индивидуальных особенностей ученика: развитой зрительной или моторной памяти, логического мышления или репродуктивного воспроизведения полученных знаний;
- навык грамотного письма формируется только при регулярном выполнении заданий и упражнений, предусмотренных методическим аппаратом средств обучения;
- разнообразные виды деятельности при обучении грамотному письму должны опираться не только на контроль со стороны учителя, но и на самоконтроль ученика;
- научить правильной речи — это научить правильному отбору языковых средств исходя из условий речевой ситуации.
Научно-исследовательская цель реализуется в процессе ознакомления учащихся с основными положениями науки о языке.
Знакомя учащихся с тем, как устроен язык, на котором они говорят, мы формируем у них научное представление о системе и структуре родного языка, развиваем логическое и абстрактное мышление младших школьников, представляем родной (русский) язык как часть окружающего мира. Основные задачи организации учебной деятельности для реализации этой цели — нахождение, вычленение и характеристика языковой единицы изучаемого уровня — звук, часть слова (морфема), слово, предложение, а также их классификация и сравнение. При этом важнейшим условием успешного решения поставленных задач является следование закономерностям науки о языке, что обеспечивает не только сохранение лингвистической логики, но и поступательное развитие языкового мышления ученика.
Успешная реализация заявленных целей возможна только при условии осознанной деятельности учащихся на уроке: ученики должны понимать, зачем они знакомятся с основными положениями науки о языке, учатся писать без ошибок и правильно составлять собственные тексты.
Такое осознание возможно только в том случае, если на каждом уроке, при выполнении любого задания или упражнения у учащихся сформулированы следующие целевые установки:
- «Я хочу научиться писать без ошибок, правильно говорить и составлять письменные тексты, так как хочу быть культурным человеком»;
- «Я хочу узнать, как устроен язык, на котором я говорю, потому что этот язык — часть окружающего меня мира, а научное знание об устройстве мира характеризует меня как современного, образованного человека. Кроме того, русский язык — это государственный язык страны, в которой я живу, родной язык русского народа».
Структура курса.Изучение русского языка в начальной школе представляет собой первый этап системы лингвистического образования и речевого развития учащихся. Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи со всеми учебными предметами, особенно с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единую образовательную область, в которой изучение русского языка сочетается с обучением чтению и первоначальным литературным образованием.
Начальным этапом изучения русского языка в первом классе является курс «Обучение грамоте». Его продолжительность (приблизительно 23 учебных недели, 9 часов в неделю) определяется темпом обучаемости учеников, их индивидуальными особенностями и спецификой используемых учебных средств. Обучение письму идет параллельно с обучением чтению с учетом принципа координации устной и письменной речи. Дети овладевают начертанием букв русского алфавита, учатся соединять их друг с другом, упражняются в письме буквосочетаний в слогах, словах, предложениях.
Наряду с формированием основ элементарного графического навыка и навыка чтения развиваются речевые умения учащихся, обогащается и активизируется словарь, совершенствуется фонематический слух, осуществляется грамматико-орфографическая пропедевтика.
Задачи обучения грамоте решаются как на уроках русского языка, так и на уроках литературного чтения. Чтобы подчеркнуть интегрированный характер периода обучения грамоте, его содержание с учетом специфики этих учебных предметов представлено в программах Русский язык и Литературное чтение. После курса «Обучение грамоте» начинается раздельное изучение русского языка и литературного чтения.
Систематический курс русского языка представлен в начальной школе как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой, и имеет познавательно — коммуникативную направленность. Это предполагает развитие коммуникативной мотивации, пристальное внимание к значению и функциям всех языковых единиц.
После периода обучения грамоте решаются задачи совершенствования графического навыка при соблюдении гигиенических требований к данному виду учебной работы.
Орфографические и пунктуационные правила рассматриваются параллельно с изучением фонетики, морфологии, морфемики, синтаксиса. Предусматривается знакомство учащихся с различными принципами русского правописания (без введения терминологии).
В программе курса «Русский язык» выделяются три блока, каждый из которых соответствует целям обучения русскому языку: «Как устроен наш язык», «Правописание» и «Развитие речи».
Блоковая подача материала реализуется в учебниках «Русский язык» 2, 3 и 4 классы.
Под блоком понимается объединение уроков, реализующих одну цель обучения.
Уроки блока «Как устроен наш язык» реализуют цель ознакомления учеников с основами лингвистических знаний: фонетика, графика и орфоэпия, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис) русского языка.
Уроки блока «Правописание» формируют навыки грамотного, безошибочного письма.
Уроки блока «Развитие речи» призваны совершенствовать коммуникативные умения учащихся в условиях устного и письменного общения.
Такое структурирование курса позволяет успешно реализовать не только цели развития логического и абстрактного мышления, но и решить практические задачи по формированию навыка грамотного, безошибочного письма и развитию речи учащихся, сделать ученика субъектом обучения, когда на каждом уроке ученик четко осознает, что и с какой целью он выполняет, избавить учеников от психологической утомляемости, возникающей из-за немотивированного смешения различных видов работы.
Место предмета в учебном плане. В 1-ом классе на изучение курса «Русский язык» отводится 60 ч (4 ч в неделю).
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета «Русский язык». Ведущее место предмета «Русский язык» в системе общего образования обусловлено тем, что русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения. Изучение русского языка способствует формированию у учащихся представлений о языке как основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и основе национального самосознания.
В процессе изучения русского языка у учащихся начальной школы формируется позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, понимание того, что правильная устная и письменная речь являются показателем общей культуры человека. На уроках русского языка ученики получают начальное представление о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, выборе адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативной задачи.
Русский язык является для учащихся основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. Успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения по другим школьным предметам.
Результаты изучения учебного предмета «Русский язык»
Личностными результатами изучения русского языка в начальной школе являются: осознание языка как основного средства человеческого общения; восприятие русского языка как явления национальной культуры; понимание того, что правильная устная и письменная речь есть показатели индивидуальной культуры человека; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами изучения русского языка в начальной школе являются: умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач; способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения; умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учетом особенностей разных видов речи и ситуаций общения; понимание необходимости ориентироваться на позицию партнера, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге; стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции; умение задавать вопросы.
Предметными результатами изучения русского языка в начальной школе являются: овладение начальными представлениями о нормах русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объеме изученного) при записи собственных и предложенных текстов; умение проверять написанное; умение (в объеме изученного) находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение; способность контролировать свои действия, проверять написанное.
Календарно-тематический план
№ п/п |
Дата |
Тема урока |
Кол-во часов |
.02 |
Язык как средство общения. Порядок действий при списывании |
1 |
|
|
Устная и письменная речь. |
1 |
|
|
Знаки препинания в конце предложения. |
1 |
|
|
Речевой этикет: слова приветствия, прощания, извинения. Интонация предложений; восклицательный знак в конце предложений. Отработка порядка действий при списывании. |
1 |
|
|
Речевой этикет: слова просьбы и извинения. Слова, отвечающие на вопросы что? |
1 |
|
|
Речевой этикет: слова просьбы и извинения. Слова, отвечающие на вопросы кто? |
1 |
|
|
Речевой этикет: ситуация знакомства. Собственные имена, правописание собственных имён. |
1 |
|
|
Речевой этикет: использование слов ты, вы при общении. Правописание собственных имён. |
1 |
|
|
Правила речевого поведения: речевые ситуации, учитывающие возраст собеседников. |
1 |
|
|
Правила речевого поведения: речевые ситуации, учитывающие возраст собеседников. |
1 |
|
|
Описание внешности. Повторение слогоударных схем. |
1 |
|
|
Описание внешности. Слова, отвечающие на вопросы кто? что? какой?какая? какое? какие? |
1 |
|
|
Речевые ситуации, в которых необходимо указывать свой адрес. Повторение слогоударных схем. |
1 |
|
|
Письменная речь: оформление адреса на конверте или открытке. Правила переноса слов. |
1 |
|
|
Письменная речь: оформление адреса на конверте или открытке. Правила переноса слов |
1 |
|
|
Устная речь: рассказ о месте, в котором живёшь. Знакомство с образованием слов в русском языке. |
1 |
|
|
Речевая ситуация: приглашение на экскурсию. Отработка умения задавать вопросы к словам. |
1 |
|
|
Речевая ситуация: обсуждение профессий родителей. Слова, отвечающие на вопросы что делать? что сделать? |
1 |
|
|
Речевая ситуация: обсуждение выбора будущей профессии. Слова, отвечающие на вопросы что делать? что сделать? |
1 |
|
|
Речевая ситуация: обсуждение поступков. Повторение правила написания сочетаний жи – ши. |
1 |
|
|
Речевая ситуация: использование речи для убеждения. Повторение правила правописания сочетаний ча — ща, чу — щу. |
1 |
|
|
Речевая ситуация: описание своего характера и своих поступков. Слова, отвечающие на вопросы кто? что? что делать? что сделать? |
1 |
|
|
Речевая ситуация: обсуждение интересов. Слова, отвечающие на вопросы кто? что? |
1 |
|
|
Речевая ситуация: несовпадение интересов и преодоление конфликта. Знакомство с родственными словами. |
1 |
|
|
Речевая ситуация: обсуждение интересов. Слова, отвечающие на вопросы кто? что? что делать? что сделать? |
1 |
|
|
Письменная речь: объявление. Повторение постановки знаков препинания в конце предложения и правила правописания сочетаний жи — ши. |
1 |
|
|
Проверочная работа. |
1 |
|
|
Устная речь: вымышленные истории. Знакомство с устойчивыми сочетаниями слов. |
1 |
|
|
Устная речь: вымышленные истории. Знакомство с устойчивыми сочетаниями слов. |
1 |
|
|
Речевой этикет: выражение просьбы и вежливого отказа в различных ситуациях общения. Повторение правила переноса слов. |
1 |
|
|
Письменная речь: объявление. Повторение слов, отвечающих на вопросы какая? какие? и правила написания собственных имён |
1 |
|
|
Описание внешности животного. Повторение правила написания сочетания жи — ши и работы со звуковыми моделями |
1 |
|
|
Речевой этикет: выражение просьбы в различных ситуациях общения. Отработка порядка действий при списывании и звуковом анализе |
1 |
|
|
Описание внешности и повадок животного. Отработка умения задавать вопросы к словам |
1 |
|
|
Описание внешности и повадок животного. Отработка умения задавать вопросы к словам, порядка действий при списывании; повторение правил правописания сочетаний жи — ши, ча — ща |
1 |
|
|
Речевой этикет: слова приветствия. Отработка порядка действий при списывании |
1 |
|
|
Речевая ситуация: выражение лица и жесты при общении. Отработка умения задавать вопросы к словам и порядка действий при списывании |
1 |
|
|
Речевая ситуация: обсуждение интересов. Отработка умения задавать вопросы к словам, повторение правил правописания сочетаний ча — ща, чу — щу |
1 |
|
|
Речевая ситуация: обсуждение проблемного вопроса. Отработка порядка действий при списывании |
1 |
|
|
Речевой этикет: слова извинения в различных ситуациях общения. Знакомство с правилом правописания безударного проверяемого гласного в корне слова |
1 |
|
.04 |
Итоговая административная проверочная работа. |
1 |
|
|
Речевая ситуация: выбор адекватных языковых средств при общении с людьми разного возраста. Повторение функций |
1 |
|
|
Речевая ситуация: поздравление и вручение подарка. Повторение функций ь и порядка действий при списывании |
1 |
|
|
Точность и правильность речи. Повторение звукового анализа и правила переноса слов |
1 |
|
|
Речевая ситуация: уточнение значения незнакомых слов. Знакомство с правилом правописания сочетаний чк, чн |
1 |
|
|
Речевая ситуация: использование интонации при общении. Знакомство со словами, близкими по значению |
1 |
|
|
Речевая ситуация: составление краткого рассказа об увиденном. Повторение звукового анализа, отработка умения задавать вопросы к словам и порядка действий при списывании |
1 |
|
|
Речевая ситуация: составление краткого рассказа об увиденном. Знакомство с нормами произношения и ударения |
1 |
|
|
Научная и разговорная речь. Наблюдение за образованием слов и местом возможной ошибки в написании слова |
1 |
|
|
Научная и разговорная речь. Повторение звукового анализа, порядка действий при списывании |
1 |
|
|
Письменная речь: написание писем. Знакомство с изменяемыми и неизменяемыми словами |
1 |
|
|
Речевой этикет: слова и выражения, обозначающие запрет. Повторение звукового анализа, отработка умения задавать вопросы к словам |
1 |
|
|
Речевая ситуация: составление краткого рассказа об увиденном. Отработка умения задавать вопросы к словам, повторение правила переноса слов |
1 |
|
|
Проверочная работа. |
1 |
|
|
Речевая ситуация: составление краткого рассказа о летнем отдыхе. Комплексное повторение пройденного |
1 |
|
|
Диктант. |
1 |
|
|
Речевая ситуация: составление объявления. Комплексное повторение пройденного |
1 |
|
|
Анализ проверочных работ. |
1 |
|
|
Комплексное повторение пройденного |
1 |
|
.05 |
Обобщение. |
1 |