Литературное чтение

Пояснительная записка

 

 

 Преподавание курса литературного чтения в 3 классе осуществляется в соответствии с:  

Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (Приказ МО РФ от 05.03.2004 №1089).

Программой основного общего образования по литературному чтению.

Федеральным базисным учебным планом начального общего образования (Приложение к приказу Минобразования России от 09.03.2004 № 1312).

Рабочая программа курса «Литературное чтение» разработана на основе авторской программы Л.А. Ефросининой (Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века» М.: Вентана-Граф 2012г.      

 

Литературное чтение – нужно для развития полноценного восприятия литературного произведения, для осознания школьниками специфики его содержания, форм и языка, для введения учащихся в мир литературы как искусства слова, формирования отдельных литературоведческих понятий и терминов.

Круг чтения. Произведения фольклора русского наро­да и народов других стран: пословица, скороговорка, загад­ка, потешка, закличка, песня, сказка, былина. Сравнение произведений фольклора разных народов. Произведения русских и зарубежных писателей-классиков, произведения современных детских писателей. Произведения о жизни детей разных народов и стран. Приключенческая детская книга. Научно-познавательные произведения: сказка, рассказ; справочная детская литература: книги-справочники, словари.

Примерная тематика. Произведения о Родине, о родной природе, об отношении человека к природе, к животным, к труду, друг к другу; о жизни детей, их дружбе и товариществе, об их отношениях к людям; произведения о добре и зле, правде и кривде.

Жанровое разнообразие. Сказки, рассказы, басни, стихотворения, загадки, пословицы, считалки, потешки, былины.

Ориентировка в литературоведческих понятиях. Литературное произведение, фольклор, произведения фолькло­ра народная сказка, стихотворение, рассказ, история, быль, былина, бытовая сказка, сказка о животных, волшебная сказка, присказка, зачин, небылица, потешка, шутка, скороговорка, герой произведения, события реальные и вымышленные, фамилия автора, заглавие (заголовок), название произведения (фамилия автора, заглавие), диалог, рифма, обращение, сравнение.

 Элементы книги: обложка, переплет, титульный лист, оглавление, иллюстрация. Детские газеты и журналы. Сведения об авторе, элементарные знания о времени написания произведения.

Восприятие литературного произведения. Создание условий  для развития полноценного восприятия произведения.

 Эмоциональная   реакция   и   понимание   авторской точки зрения. Выражение своего отношения к произведению, к героям, их поступкам. Сравнение персонажей одного произведения, а также различных произведе­ний (сказок разных народов, героев народных сказок, выяв­ление их сходств и различий). Оценка эмоционального со­стояния героев, их нравственных позиций. Понимание от­ношения автора к героям произведения, выражение свое­го отношения к произведению, автору, героям и их поступкам.

Творческая деятельность. Проявление интереса к сло­весному творчеству, участие в сочинительстве небольших сказок и историй. Пересказывание сказок от лица одного из персонажей сказки. Придумывание продолжения произведе­ния (сказки, рассказа), изменение начала и продолжения произведения, фольклора. Коллективная творческая работа на факультативах, в творческой мастерской. Создание ра­бот «Мир сказок», <<Сказочные герои», «Герои народных ска­зок», «Теремок для любимых героев» и т. д. Подготовка и про­ведение уроков-сказок, уроков-утренников, уроков-конкурсов, уроков-игр.

Навык чтения. Осознанное правильное плавное чтение с переходом на чтение целыми словами вслух небольших по объему (200-250 слов) текстов. Обучение чтению молча на небольших текстах или отрывках. Формирование умения са­моконтроля и самооценки навыка чтения.

Работа с текстом. Понимание слов и выражений, упо­требляемых в тексте. Различие простейших случаев много­значности и сравнений. Деление текста на части и составление простейшего плана под руководством учителя; определение основной мысли произведения с помощью учителя. Пересказ по готовому плану; самостоятельная работа по заданиям и вопросам к тексту произведения.

Читательские умения:

• самостоятельное чтение небольших произведений и детских книг (1-2 страницы);

  умение самостоятельно прочитать фамилию автора II заглавие и правильно называть произведение, книгу (фа­милия автора, заглавие);

определять тему чтения и жанр книги;

самостоятельно отбирать книгу на заданную тему из группы книг.

Межпредметные связи:

с уроками русского языка: запись отдельных выра­жений, предложений, абзацев из текстов изучаемых произ­ведений;

с уроками изобразительного искусства: иллюстриро­вание отдельных произведений, оформление творческих работ, участие в выставках рисунков по изученным произведениям;

с уроками музыки: слушание музыкальных произведений к темам изученных произведений (народные хоровод­ные и колыбельные песни, авторские колыбельные песни);

с уроками труда: изготовление книг-самоделок, ре­монт книг, практическое знакомство с элементами книги, уроки коллективного творчества (аппликация, лепка к изученным произведениям или разделам).

Основная цель уроков литературного чтения в начальных классах - помочь ребенку стать читателем: подвести к осознанию богатого мира отечественной и зарубежной детской литературы как искусства художественного слова; обогатить читательский опыт. Развитие читателя предполагает формирование такой деятельности, когда он способен воспринимать текст (слушать и слышать художественное слово, читать вслух и молча изучать текст или только знакомиться с ним); понимать читаемое не только на уровне фактов, но и смысла (иметь свои суждения, выражать эмоциональные отношения и т. д.): воссоздавать в своем воображении прочитанное (представлять мысленно героев, события) и. наконец, воспроизводить текст, т. е. уметь рассказывать его в разных вариантах - подробно, выборочно, сжато, творчески с изменением ситуации. Эти компоненты необходимы для осуществления правильной читательской деятельности.

Итак,   основными   образовательными   линиями   курса   «Литературное   чтение»   являются следующие:

      1. Обеспечение полноценного восприятия литературного произведения, глубины понимания учащимся текста и специфики его литературной формы. Выявление точки зрения писателя, формирование позиции читателя.

      2. Система работы над навыками чтения.

  1. Включение  учащихся  в  эмоционально-творческую деятельность в процесс  е чтения.

4.Формирование литературоведческих представлений, которые необходимы школьнику для освоения литературы как искусства слова.

5. Расширение круга чтения учащихся, создание «Литературного пространства», соответствующего возрастным особенностям и уровню подготовки учащихся.

Данный курс литературного чтения построен с учетом следующих концептуальных положений:

  • изучение   должно   обеспечивать  развитие   личности   ребенка,   формирование   его интеллекта и общей культуры;
  • в результате учения развивается читательская деятельность школьников, а также формируются компоненты учебной деятельности; 

  • содержание курса «Литературное чтение» обеспечивает дифференцированное обучение и учет индивидуальных возможностей каждого ребенка.

В 3 классе используются тематический и жанрово-тематический принципы с включением некоторых представлений о читаемых произведениях (детском фольклоре, сказке, стихотворной и прозаической речи), об их авторах.

               В 3 классе ученики уже умеют читать вслух целыми словами, правильно воспринимают содержание и форму читаемого произведения и книги, различают доступные им жанры, знают имена детских писателей, авторов книг и отдельных произведений.

             Во 2 - 4 классах проводятся уроки слушания и обучения            работе с книгой (учебной, художественной, справочной) в рамках  каждого изучаемого раздела.

Программа включает следующие основные рубрики:

круг чтения, примерная тематика, жанровое разнообразие произведений, ориентировка в литературоведческих терминах, навык чтения, восприятие литературного произведения, творческая деятельность.

Срок реализации данной программы – 1 год. Уровень подготовки учащихся позволяет изучать предлагаемый курс на базовом уровне.

Учебный план МОУ «СОШ № 34 с углубленным изучением художественно-эстетических предметов» отводит на изучение литературного чтения в 3 «Б» классепо 3 урока в неделю, что составляет 102 часа  в учебном году.

В данном классе ведущими  методами обучения являются: объяснительно-иллюстративный и репродуктивный  и частично-поисковый. На уроках используются элементы следующих технологий: здоровьесберегающие, личностно-ориентированное обучение, проектно-исследовательское обучение, ИКТ.

 Для развития интереса используются электронные образовательные  ресурсы.

Данное планирование определяет достаточный объем знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения  смежных дисциплин

Требования к уровню подготовки учащихся 3 класса.

К концу обучения  в 3  классе уч-ся должны уметь:

Правильно читать текст целыми словами

Читать молча небольшие тексты (темп - не менее 80 слов в минуту)

Пересказывать прочитанный текст по готовому плану

Определять тему и жанр прочитанного или прослушанного произведения

Читать наизусть 6-7 стихотворений и 3-4 отрывка из прозы

Самостоятельно знакомиться с произведение и книгой

Самостоятельно отбирать книги для чтения.    

  Учебно - тематическое планирование по литературному чтению

Класс:  3 «Г», 3 «В».

Учителя:  Пинягина И.Н., Гусева Е. А.

Количество часов:

всего  68 часа;  в неделю 2 часа.

 

Плановых контрольных уроков  2, тестов  2 ч.;

Административных контрольных срезов   1ч. 

Планирование составлено на основе  федерального компонента государственного Стандарта начального общего образования по литературному чтению

Учебник:

Ефросинина Л.А. Литературное чтение: учебник.- М.: Вентана – Граф, 2011г.,  в 2 частях

Рабочая тетрадь:

      3 класс (в двух частях).  Автор: Л.А.Ефросинина, М.: Вентана-Граф. 2015.      

Дополнительная литература: учебная хрестоматия. Автор: Л.А.Ефросинина, М.: Вентана-Граф. 2015. 

Список  литературы.

Литература  для учителя.

1.Л.А.Ефросинина . Литературное чтение.3 класс.- Комментарии к урокам.- М, : Вентана- Граф, 2012.-205с.

2.Контрольные работы, тесты, диагностические задания: в 2 ч. Ч.1.- М.: Вентана – Граф, 2015.

Литература для учащихся.

1.Литературное чтение. 3 класс (в двух частях).  Автор: Л.А.Ефросинина, М.: Вентана-Граф. 2011.

 Рабочая тетрадь. 3 класс (в двух частях).  Автор: Л.А.Ефросинина, М.: Вентана-Граф. 2015

2.Проверочные тестовые работы . 3 класс. Авторы: Журова Л. Е., Евдокимова А. О., Кочурова Е. Э., Кузнецова М. И. –М, : Вентана-Граф, 2015.

Интернет ресурсы.

http://www.uroki.net;

http://www.uic.samara.ru;

http://www.rusedu.ru/file_28

http://www.viki.rdf.ru

 http://www.nsportal.ru 

Литературное чтение тематическое планирование

п\п

Тема урока

Содержание тем учебного курса

Требования к уровню подготовленности учащихся

Учебно-методическое обеспечение

Дата проведения

 

 

 

 

 

 

 

Устное народное творчество (4 ч)

1

Малые формы фольклора. Загадки. Пословицы. Скороговорки.

 

 

 

Загадки, виды загадок. Пословица, темы пословиц, особенности построения. Общее понятие о скороговорке, особенности их построения и чтения. Сравнение пословиц, загадок и скороговорок. Упражнение в выразительном чтении

Знать:

– жанры произведений: малые фольклорные жанры, народная сказка, былина;

– особенности народной сказки (замедленность действий, повторы, наличие волшебных превращений; при-сказки, зачины и их варианты, идея победы добра над злом);

– различия жанров.

Уметь:

– называть произведения и выделять их особенности;

– определять тему и жанр произведения;

Выставка книг.Даль В.И «Пословицы русского народа», пословицы.

 

 

 

2

Загадка – сказка «Старик- годовик». В.Даль

 

 

 

3

Русские народные сказки. «Самое дорогое», «Про Ленивую и Радивую».

Самостоятельное чтение или слушание сказки. Сравнение сказок разных народов: главная мысль, герои, события и их последовательность.

Герои сказки: положительные и отрицательные. Поиск в тексте

слов и выражений для характеристики героев.

– называть и сравнивать героев

(положительных и отрицательных);

– определять главную мысль сказки;

– делить текст на части, озаглавливать части, составлять словесный или картинный план и пересказывать по плану произведение или отдельные эпизоды;

– сравнивать сказки (былины) разных народов;

– самостоятельно и по заданию находить в тексте с определенной целью отдельные отрывки, эпизоды, выражения, слова;

– характеризовать особенности речи сказителя;

– использовать при чтении средства выразительности:

темп, пауза, интонация;

– работать с

книгой: пользоваться выходными данными, оглавлением, аннотацией

Иллюстрации к сказке

 

 

 

 

 

 

 

Сказки с загадками. Русские народные сказки. «Дочь-семилетка», «Царевич Нехитёр - Немудёр». О присказках

Герои сказки: положительные и отрицательные. Поиск в тексте

слов и выражений для характеристики героев

 

 

 

 

4

Былины. «Добрыня и змей»

Повторение жанров фольклора. Самостоятельное чтение или слушание произведения. словарная работа. Определение времени и места событий, выделение описания портрета героя. Осознание последовательности и смысла событий. Пересказ текста

Диафильм «Добрыня и змей»

Презентация «В мире

русских былин»

 

 

 

 

 «Илья Муромец и Соловей-разбойник»

 

 

5

Былины. «Алеша Попович и Тугарин Змеевич».

 

 

 

 

 «Вольга и Микула»

 

 

 

 

Проверь - себя .

Обобщение по разделу.

 

 

 

 

Басни (2ч)

6

Эзоп. «Лисица и виноград». И. Крылов «Лиса и виноград»

Слушание басен. Словарная работа. Выделение главной мысли басни (мораль). Работа над жанром. Сравнение жанров: сказка, басня. Отличие басни от сказки. Сравнение басен Эзопа и Крылова: персонажи, форма(стихотворная или прозаическая). Работа с внутритекстовой иллюстрацией. Выразительное чтение

Знать:

– литературоведческие понятия: басня, мораль;

– о структуре басни;

– о художественных особенностях басни.

Уметь:

– правильно называть басни из круга детского чтения;

– различать сказку и басню;

– сравнивать героев басни;

– выделять особенности басен Эзопа и И.А. Крылова;

– выразительно читать басни с листа и наизусть;

– работать с

книгами басен:

 Портрет И. А. Крылова;

Электронное сопровождение

 

 

7

Эзоп «Ворон и лисица». И. Крылов «Ворона и лисица»

 

 

 

 

А.С. Пушкин (6 часов)

8

А. С. Пушкин «У Лукоморья дуб зеленый…»

Слушание. работа с текстом и текстовой иллюстрацией. Сравнение с народной сказкой. Выявление главной мысли и системы событий.

Знать:

– литературоведческие понятия: литературная сказка, стих, стихотворная строка, рифма, ритм

Уметь:

– находить сходство и различие литературной и народной сказки (герои, структура, язык

произведения);

– ставить задачу для выразительного чтения, использовать интонации, соответствующие смыслу текста;

– находить эпитеты, устойчивые эпитеты и олицетворения (без введения терминологии) в тексте и употреблять их в речи

Портрет А.С. Пушкина;

Электронное сопровождение. Иллюстрации

русских художников

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Презентация «А.С.Пушкин»

 

 

9-10

А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…»

 

А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»

 

 

11

А. С. Пушкин. Стихи

Самостоятельное чтение или слушание стихотворений.

Сравнение стихотворений: автор, жанр, тема, заглавие. Упражнение в выразительном чтении

 

 

12

А. С. Пушкин «Бой Руслана с головой» (отрывок из поэмы «Руслан и Людмила»)

Слушание. Связь произведений литературы с музыкой. Работа с текстом: чтение и

деление на части, составление словесного плана. Словарная работа. Работа с текстовой иллюстрацией. Упражнение в выразительном чтении. Описание героев, их поведения, чувств

 

 

13

Сказки Пушкина

К.Г. Паустовский

Самостоятельное чтение произведения

 

 

 

Произведения

А. С. Пушкина

Обобщение по разделу. Литературная игра «Сказки Пушкина»

 

 

Стихи русских поэтов. Ф. И. Тютчев,А. Н. Майков, А. А. Фет (3 ч)

14

Ф. И. Тютчев «Есть в осени первоначальной…», «Чародейкою Зимою…»

Слушание стихотворения. Словарная работа. Определение темы чтения, содержание стихотворения.

Уметь:

– находить слова, выражающие чувства и мысли поэта;

– понимать содержание стихотворения (мысли и чувства поэта);

– самостоятельно готовить стихотворение для выразительного чтения

(ставить задачу чтения, определять интонационный рисунок, подчеркивать голосом языковые средства художественной выразительности);

– выразительно читать стихотворение;

– давать оценку своему чтению

Портреты авторов,

Выставка книг. Иллюстрации русских художников

 

 

15

А. Майков  «Осень». И. Бунин «Листопад»

 

 

 

А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка…», «Кот поет, глаза прищуря…»

 

 

16

Проверь – себя

Тест

Обобщение по разделу.

 

 

Произведения Л. Н. Толстого (4 ч)

17

Л. Н. Толстой. Сказка «Два брата»

 Самостоятельная работа со сказкой: чтение, определение жанра, деление текста на части, составление плана, выбор пословицы, выражающей главную мысль сказки. Слушание басни. Сравнение жанров, выделение их особенностей. Особенности басни в прозаической форме, выделение морали. Чтение по ролям

Знать:

– произведения
Л. Н. Толстого разных жанров (в рамках программы).

Уметь:

– различать художественные рассказы (повествование и описание) и научно-познавательные рассказы;

– работать с научно-познавательным текстом (выделять факты и их описания);

– называть героев произведения, понимать их эмоционально-нравственные переживания;

– понимать содержания литературного произведения, выделять события или систему событий, составляющих основу художественного произведения, определять главную мысль;

– делить текст на композиционные части;

– участвовать в диалоге при обсуждении произведения, выражать свое мнение;

– рассказывать и пересказывать по готовому плану;

– уметь представлять прочитанную книгу;

– работать с книгами-справочниками (словарями, энциклопедиями)

Портрет автора,

Выставка книг. Иллюстрации русских художников.

Книги - справочники (словари, энциклопедии)

 

 

 

Л. Н. Толстой. Басня «Белка и волк»

 

 

18

Л. Н. Толстой. Рассказ «Лебеди»

Работа с текстом: выявление сходства и различия. Научно-познавательные и художественные рассказы (сравнение жанров).

 

 

 

Л. Н. Толстой. Рассказ «Зайцы».

 

 

19

Л. Н. Толстой «Прыжок»

Обсуждение произведения: понимание переживаний героев, формулирование личной оценки героя, аргументация своего мнения. Определение главной мысли. Деление текста на части, составление плана. Выразительное чтение по частям

 

 

20

Былина «Как боролся русский богатырь»

. Определение времени и места событий, выделение описания портрета героя. Осознание последовательности и смысла событий. Пересказ текста

 

 

 

Произведения Н. Некрасова (4 ч)

21

Н. Некрасов «Крестьянские дети»

К. И. Чуковский «Мужичок с ноготок»

Словарная работа. Определение темы чтения. Введение понятия  лирический герой, поиск слов, выражений, показывающих отношение

автора к герою (выборочное чтение).

– произведения Н. А. Некрасова (в рамках программы);

– понятие лирический герой сказочный и реальный.

Уметь:

– находить справку о поэте в книгах-справочниках;

– использовать языковые средства художественной выразительности для понимания содержания стихотворения;

– самостоятельно готовить стихотворение для выразительного чтения;

– читать выразительно подготовленные тексты стихов, выбирая соответствующую содержанию и смыслу текста интонацию;

– выражать свое отношение к прочитанному;

Портрет автора,

Выставка книг. Иллюстрации русских художников.

Книги - справочники (словари, энциклопедии)

 

Презентация «Н.Некрасов»

 

 

22

Н. Некрасов «Славная осень», «Зеленый шум»

К. И. Чуковский «Зеленый шум»

Самостоятельное чтение, работа над стихотворением «Славная осень». Слушание стихотворения «Зеленый шум» и статьи К. И. Чуковского. Работа над содержанием

 

 

23

Н. Некрасов «Мороз воевода»

Слушание. Словарная работа. Создание словесного образа Мороза-воеводы. Упражнение в выразительном чтении песни Мороза

 

 

24

Произведения

Н. Некрасова.

К. И. Чуковский «О стихах

Н. А. Некрасова

Обобщение по разделу. Работа с книгами Н. Некрасова. Составление справки об авторе

 

 

 

 

 

Произведения А. П. Чехова (4 ч)

25

А. П. Чехов «Степь»

Определение жанра рассказа, выборочное чтение (выбор описания в тексте), деление текста на части, составление плана.

 

Определение жанра. Словарная работа. Перечитывание и выделение главной мысли, композиционных частей, комментирование заголовка. Выборочное чтение: поиск описания героя, отношения автора к герою произведения.

Портрет автора,

Выставка книг. Иллюстрации русских художников.

Книги - справочники (словари, энциклопедии)

 

 

 

 

Фильм «Ванька»

 

 

 

26

А. П. Чехов «Белолобый»

Слушание, выявление главной мысли, комментирование заглавия. Определение жанра рассказа. Аналитическое чтение по частям: образы героев, отношение автора к героям. Подготовка собственных высказываний по заданным темам

 

 

27

А. П. Чехов «Ванька»

Определение жанра. Словарная работа. Перечитывание и выделение главной мысли, композиционных частей, комментирование заголовка. 13.12Выборочное чтение: поис16.12к описания героя, отношения автора к герою произведения

 

 

28

Рассказы А. П. Чехова. Н. Шер «О рассказах А. Чехова

Обобщение по разделу

 

 

Сказки зарубежных писателей (3 ч)

29

Ш. Перро «Подарки Феи»

выявление сходства сказок народов мира, отечественных и зарубежных писателей. Выделение главной мысли, комментирование заглавия.

Знать:

– имена зарубежных писателей-сказочников и названия произведений (в рамках программы).

Уметь:

– различать сказки народные и литературные;

– определять героев положительных и отрицательных, определять отношение автора

к героям и выражать свое отношение к ним;

– передавать сюжет сказки, находить его части;

– сравнивать сказки народов мира (видеть их сходство и различие), а также сказки отечественных и зарубежных писателей

Портреты  авторов,

Выставка книг. Иллюстрации художников.

Книги - справочники (словари, энциклопедии

Выставка книг

Электронное сопровождение

 

 

30

И. Топелиус «Солнечный луч в ноябре», «Зимняя сказка»

Самостоятельное чтение сказки. Выявление особенностей

сказки. Выборочное чтение: описание земли, трав, волн, Солнечного луча. Выразительное чтение по ролям отрывка. Деление текста на части по готовому плану

 

 

31

«В мире сказок».

Сказки Г. Х. Андерсена и Бр. Гримм.

Обобщение по разделу

Обобщение по разделу. Выставка книг, работа с книгой. Литературная игра.

Проверь себя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Стихи русских поэтов(3 ч)

32

И. Никитин «Русь»

Словарная работа. Определение темы и содержания стихотворения

Знать:

– имена русских поэтов и их произведения – понятия: тон, темп, ритм стихотворения.

Уметь:

– выделять языковые средства художественной выразительности;

– понимать содержание стихотворения (мысли и чувства автора);

– самостоятельно готовить стихотворения для выразительного чтения;

– передавать содержание стихотворения, свои чувства через выразительное чтение (с листа и наизусть)

Портреты  авторов,

Выставка книг. Иллюстрации художников.

Книги - справочники (словари, энциклопедии

Выставка книг

Электронное сопровождение

 

 

 

«Утро»

Чтение и работа со справочной статьей об авторе. Слушание. Словарная работа, выявление главной мысли и содержания стихотворения. Выразительное чтение стихотворения

 

 

33

И. Суриков «Детство»

Чтение и работа со справочной статьей об авторе. Слушание.

Словарная работа, выявление главной мысли и содержания стихотворения.

 

 

34

С. Дрожжин «Привет», «Зимний день».

Обобщение по разделу

Чтение. Объяснение заглавия стихотворения. Сравнение тем стихотворений и их интонационных рисунков. Подготовка к выразительному чтению. Справка об авторе.

Работа с книгами стихов русских поэтов.

 

 

 

 

 

 

 

Произведения Д. Н. Мамина-Сибиряка (4 ч)

35-37

Д. Мамин-Сибиряк «Приемыш»

Выявление читательского опыта детей. Справка об авторе. Слушание. Словарная работа. Определение жанра. Обсуждение прослушанного, высказывание собственного мнения. Выделение главной мысли, авторской позиции, построение сюжета. Озаглавливание частей

Знать:

– фамилию, имя, отчество, литературный псевдоним автора;

– произведения

Д. Н. Мамина-Сибиряка разных жанров.

Уметь:

– работать с сюжетом и планом;

– пересказывать по плану подробно и кратко;

– рассказывать отдельные эпизоды с сохранением художественных особенностей текста;

– определять авторскую позицию (находить в тексте слова, подтверждающие позицию автора), выделять главную мысль;

– читать вслух и про себя быстро и правильно (не менее

Портрет автора,

Выставка книг. Иллюстрации русских художников.

Книги - справочники (словари, энциклопедии)

Детские иллюстрации

 

 

 

 

 

 

38

Д. Мамин-Сибиряк «Умнее всех».

Обобщение по разделу.

Слушание. Выявление авторской позиции, формулирование личной оценки. Повторное чтение по частям и озаглавливание. Работа над образами героев. Сравнение жанров: сказка, басня, рассказ.

Обобщение по разделу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Произведение А. Куприна (4 ч.)

39-40

А. Куприн «Барбос и Жулька»

Выделение главной авторской мысли, отношение автора к героям Высказывание собственного мнения о произведении. работа над сюжетом. Деление на части, озаглавливание. Работа над образами героев.

Обобщение по разделу.

Знать:

– произведения

А. И. Куприна разных жанров (в рамках программы).

Уметь:

– различать основные жанры произведений А. И. Куприна и их темы;

– делить текст на смысловые части и составлять план, пересказывать подробно и кратко по плану;

– выделять в тексте описания, использовать их в собственных творческих работах и устной речи;

Портрет автора,

Выставка книг. Иллюстрации русских художников.

Книги - справочники (словари, энциклопедии)

Детские иллюстрации

 

 

41-42

А. Куприн «Синяя Звезда».

Обобщение по разделу.

 

 

 

 

 

 

 

 

Стихи С. Есенина (3 ч)

43

Есенин. Стихи о Родине

Обобщение читательского опыта. Слушание. Работа над содержанием стихотворения (мысли и чувства поэта). Упражнение в выразительном чтении

Знать:

– стихотворения С. Есенина, вошедшие в круг детского чтения;

– наизусть 2–3 стихотворения С. Есенина

Уметь:

– определять тему и содержание стихотворения (мысли и чувства автора);

– находить языковые средства художественной выразительности;

– передавать содержание стихотворения, свои чувства через выразительное чтения

Портрет автора,

Выставка книг. Иллюстрации русских художников.

Детские иллюстрации

Электронный материал. Тесты.

 

 

44

С. Есенин. Стихи о природе

Чтение. Работа над содержанием стихотворения (мысли и чувства поэта). Сравнение стихов: темы, заглавия, содержания. выразительное чтение, работа над интонацией

 

 

45

С. Есенин. «Бабушкины сказки».

Стихи С. Есенина.

Слушание. Работа над содержанием стихотворения (мысли и чувства поэта).

Обобщение по разделу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Произведения  К. Г. Паустовского (5 ч)

46-47

К. Паустовский «Стальное колечко»

Слушание. Работа с произведением: чтение,

выявление главной мысли, деление на смысловые части, со-ставление плана. Работа над образом Вари, отношение автора к девочке (поисковое чтение). Подготовка выразительного чтения диалога Вари и бойца. Работа над жанром

Знать:

– произведения

К. Г. Паустовского

разных жанров (в рамках программы).

Уметь:

– читать правильно не менее 60 слов в минуту вслух и не менее 80 слов в минуту про себя;

– различать художественные и научно-познавательные рассказы;

– различать рас-сказ-повествование          

 

Портрет автора,

Выставка книг. Иллюстрации русских художников.

Детские иллюстрации

 

 

 

 

48

К. Паустовский «Заячьи лапы»

Слушание. Обсуждение, ответы на вопросы по содержанию текста. Комментирование заголовка. Деление текста на части, аналитическое чтение: выявление позиции автора, структура текста. Выделение описания летнего дня, грозы, переживаний Вани. Составление отзыва о прочитанном произведении

 

 

49

К. Паустовский. «Кот-ворюга»

Самостоятельное чтение рас-сказа. Беседа по содержанию, объяснение заголовка. Определение главной мысли. Работа над жанром: юмористический рассказ. Самостоятельная работа над образом кота: внешний вид, поведение, отношение к людям.

 

 

50

Рассказы К. Паустовского

Обобщение по разделу

Тест

рассказ-описание,

юмористический рассказ;

– работать с научно-познавательным рассказом (выделять факты и их описания);

– самостоятельно работать с текстом: прочитать, разделить на смысловые части, составить план;

– пересказывать по

плану (подробно и кратко);

– понимать главную мысль (идею) и содержание (мысли и чувства автора) произведения;

– выражать свою точку зрения о произведении, о героях и поступках;

 

Электронный материал. Тесты

 

 

Произведения С. Маршака (1 ч)

51

С. Маршак. «Урок родного языка»

Слушание. Словарная работа. Работа над содержанием стихотворения. Упражнение в выразительном чтении

Знать:

– и называть произведения С. Я. Маршака.

Уметь:

– понимать содержание стихотворения (мысли и чувства поэта);

– самостоятельно

готовить стихотворение для выразительного чтения (ставить задачу чтения, определять интонационный рисунок, подчеркивать голосом языковые средства художественной выразительности);

– выразительно читать стихотворение (передавать при помощи интонации свое отношение к персонажам);

– давать оценку своему чтению

Презентация «С.Я.Маршак»

 

 

 

С. Маршак. «Ландыш».

В. Субботин.

«С Маршаком»

Портрет автора,

Выставка книг. Иллюстрации русских художников.

Детские иллюстрации

 

 

 

Рассказы Л. Пантелеева (4 ч)

52

Л. Пантелеев «Честное слово»

Обобщение читательского опыта детей. Слушание. Определение главной мысли произведения. Работа над образом героя. Деление текста на части, составление плана. Чтение по частям. Упражнение в выразительном чтении диалого

Знать:

– рассказы Л. Пантелеева (в рамках программы);

– понятия: автор-рассказчик, автор-герой произведения, фантастический рассказ, исторический рассказ.

Уметь:

– различать исторические и фантастические рассказы;

– выделять смысловые части рассказа, составлять план, рассказывать по плану подробно и кратко;

– рассказывать о герое, его поступках и отношении к другим героям произведения;

– определять главную мысль рассказа, авторскую позицию и выражать свою точку зрения;

– читать вслух и про себя доступный текст бегло и правильно;

– составлять отзыв о прочитанном.

Портрет автора,

Выставка книг. Иллюстрации русских художников.

Детские иллюстрации

 

 

53

 

 

54

Л. Пантелеев «Камилл и учитель».

Рассказы Л. Пантелеева.

Слушание. Беседа по выявлению первичного

восприятия, словарная работа. Знакомство с жанром: исторический рассказ. Работа с сюжетным треугольником. Чтение по частям.

Обобщение по разделу.

 

 

55

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Произведения  Гайдара (4 ч)

56

С. Михалков «Аркадий Гайдар».

А. Гайдар «Горячий камень»

Чтение. Справка об авторе. Работа с сюжетом рассказа по сюжетно-композиционному треугольнику: деление на части, чтение по частям, составление плана. Работа над образом Ивашки: выборочное чтение слов, показывающих отношение автора и высказывание своего отношения к герою. Сравнение героев рас-сказа

– произведения

А. П. Гайдара, вошедшие в круг детского чтения.

Уметь:

– работать с сюжетом и планом;

– определять авторскую точку зрения и выражать свое отношение к произведению и его героям;

– рассказывать эпизоды с сохранением художественных особенностей произведения;

– читать выразительно подготовленный текст

Портрет автора,

Выставка книг. Иллюстрации русских художников.

Детские иллюстрации

 

Фильм «Тимур и его команда» (эпизоды)

 

 

57

 

 

58-59

К. Паустовский «Об аркадии Петровиче Гайдаре».

А. Гайдар «Тимур и его команда» (отрывок)

Представление книги. Чтение отрывка. знакомство с персонажами. Выразительное чтение диалогов. Знакомство с жанром: повесть

 

 

Произведения М. Пришвина (4 ч)

60

М. Пришвин «Моя Родина»

Упражнение в выразительном чтении

 

 

 

 

61

М. Пришвин «Двойной след»

Слушание. Работа над жанром: художественный рассказ. Выделение главной мысли, комментирование заглавия.

Наблюдение за развитием сюжета. Описание героя

Знать:

– произведения

М. Пришвина разных жанров.

Уметь:

– различать художественные и научно-познавательные рассказы;

– находить в тексте описания картин природы, внешнего вида героя, их переживаний;

– определять главную мысль, комментировать значение заглавия произведения;

– уметь представить книгу (правильно назвать, опираясь на данные титульного листа, фамилию автора, художника, жанр, год издания, кратко передать суть прочитанного)

Портрет автора,

Выставка книг. Иллюстрации русских художников.

Детские иллюстрации

 

 

62

М. Пришвин «Выскочка»

Самостоятельное ознакомительное чтение. Ответы на вопросы по содержанию. Аналитическое чтение по частям, составление плана.

 

 

63

М. Пришвин «Жаркий час».

В. Чалмаев «Воспоминания о

М. М. Пришвине»

Слушание. Жанр: рассказ-описание. Выделение описания картин природы, поведение зайца в тексте. Отработка навыка выразительного чтения

 

Презентация «М.М.Пришвин»

 

 

 

Книги писателей-натуралистов

Обобщение по разделу. Выставка книг писателей-натуралистов: представление самостоятельно прочитанной книги.

 

 

 

 

Произведения зарубежных писателей (4 ч)

64

Дж. Лондон «Волк»

Ознакомительное чтение. Беседа по прочитанному. Работа над сюжетом, образом волка. Аналитическое чтение (поиск и чтение описаний). Сравнение (схожесть главной мысли, сюжета. Темы) произведений Дж. Лондона. А. Чехова, А. Куприна

Знать:

– произведения зарубежных писателей (Дж. Лондона,

Э. Сетона-Томпсона, Дж. Чиарди).

Уметь:

– называть произведения зарубежных писателей из круга детского чтения;

– сравнивать (находить схожесть главных мыслей, сюжетов, тем) произведения зарубежных и отечественных писателей;

– работать с текстом произведения (делить на смысловые части. Выделять эпизоды описаний героев и их поступков, составлять план);

 

 

 

65

Э. Сетон-Томпсон «Чинк»

Слушание. Чтение по частям и озаглавливание. Выделение описания Чинка (внешний вид, его повадки, характер)

 

 

 

66

Произведения зарубежных писателей

Сравнение стихотворений Дж.. Чиарди с басней Крылова «Стрекоза и Муравей». Обобщение по разделу. Работа с книгами зарубежных писателей

– правильно, бегло и осознанно читать текст;

– самостоятельно выбирать книгу по заданной теме;

– уметь представить книгу (правильно назвать, опираясь на данные титульного листа, фамилию автора, художника, жанр, год издания, кратко передать суть прочитанного);

– писать отзыв о прочитанной книге

Диск с басней Крылова

 

 

67

Итоговая проверка уровня начитанности и читательских умений

 

 

 

 

 

68

Административный контрольный срез.