24.11.2016
24.11.2016

 

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  ГОРОДА МОСКВЫ «ШКОЛА НА ЯУЗЕ»

(ГБОУ «Школа на Яузе»)

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности

Проектная деятельность

"Исследуем, доказываем, проектируем, создаем"

на 2016\2017 учебный год

 

 

 

Классы:  1  класс «К»

Учитель: Гусева Е.А.

Количество часов на год: 33 урока

В неделю: 1 урок

 

Рабочая программа Рабочая программа внеурочной деятельности (общеинтеллектуальное направление) «Учусь создавать проект» для 1 класса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к организации внеурочной деятельности, на основе авторской программы обучающего и развивающего курса для младших школьников Р.И. Сизовой и Р.Ф. Селимовой «Учусь создавать проект». Развитие познавательных способностей /Наша новая школа. Юным умникам и умницам. Исследуем, доказываем, проектируем, создаём/.

 

Пояснительная записка

Рабочая программа ориентирована на использование следующего УМК:

  1. Р. И. Сизова, Р. Ф. Селимова Учусь создавать проект: Рабочая тетрадь для 1 класса / Р. И. Сизова,Р. Ф. Селимова. - М.: Издательство РОСТ, 2012 (Учусь создавать проект).

Курс «Учусь создавать проект» – это дополнительное образование, связанное, прежде всего, с удовлетворением индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей каждого школьника.

Приоритетной целью образования в современной школе становится развитие личности, готовой к правильному взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию.

Цель: обеспечить условия для формирования ключевых компетенций воспитанников через проектную деятельность.

Задачи:

  • ознакомить младших школьников с проектной деятельностью через разработку коллективных и индивидуальных проектов;
  • формировать умения предъявлять результаты своей работы, использовать полученные знания в жизни;
  • овладеть практическими умениями исследовательской работы;
  • формировать коммуникативную компетентность в сотрудничестве;
  • формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество;
  • формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения;
  • формировать умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование).

Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности.

Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д.

Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы.

Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:

  • непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;
  • развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
  • системность организации учебно-воспитательного процесса;
  • раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.

Отличительными особенностями рабочей программы являются:

1. Определение видов организации деятельности учащихся, направленных на достижениеличностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса.

2. В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты.

3. Ценностные ориентиры организации деятельности предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов.

4. В основу оценки личностных, метапредметных и предметных результатов освоения с программы факультатива, воспитательного результата положены методики, предложенные Р.И. Сизовой и Р.Ф. Селимовой.

На изучение курса «Учусь создавать проект» в 1 классе отводится 33 часа, по 1 занятию в неделю.

 

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса

В результате изучения данного курса у обучающихся должны быть сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.

Личностные результаты

  • учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
  • ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
  • способность к самооценке на основе критериев успешности во внеучебной деятельности;
  • основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
  • чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

 

Метапредметные результаты

Познавательные УУД:

Обучающийся научится:

  • осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
  • использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов;
  • высказываться в устной и письменной формах;
  • ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач;
  • владеть основами смыслового чтения текста;
  • анализировать объекты, выделять главное;
  • осуществлять синтез (целое из частей);
  • проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить рассуждения об объекте;
  • обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);
  • подводить под понятие, устанавливать аналогии;
  • оперировать такими понятиями, как проблема, гипотеза, наблюдение, эксперимент, умозаключение, вывод и т.п.;
  • видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи и т.п.
    Обучающийся получит возможность научиться:
  • осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской и проектной задачами с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
  • фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;
  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
  • оперировать такими понятиями, как явление, причина, следствие, событие, обусловленность, зависимость, различие, сходство, общность, совместимость, несовместимость, возможность, невозможность и др.;
  • использованию исследовательских методов обучения  в основном учебном процессе и повседневной практике взаимодействия с миром.

Регулятивные УУД:

Обучающийся научится:

  • принимать и сохранять учебную задачу;
  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия;
  • планировать свои действия;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
  • адекватно воспринимать оценку своей работы;
  • различать способ и результат действия;
  • вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
  • выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.
    Обучающийся получит возможность научиться:
  • проявлять познавательную инициативу;
  • самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;
  • преобразовывать практическую задачу в познавательную;
  • самостоятельно находить варианты решения познавательной задачи.

Коммуникативные УУД:

Обучающийся научится:

  • допускать существование различных точек зрения;
  • учитывать разные мнения, стремиться к координации;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • договариваться, приходить к общему решению;
  • соблюдать корректность в высказываниях;
  • задавать вопросы по существу;
  • использовать речь для регуляции своего действия;
  • контролировать действия партнера;
  • владеть монологической и диалогической формами речи.
    Обучающийся получит возможность научиться:
  • учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
  • аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров при выработке общего решения  в совместной деятельности;
  • с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
  • допускать возможность существования у людей разных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и учитывать позицию партнера в общении и взаимодействии;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
  • адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

Результативность реализации программы отслеживается через защиту проектов, проводимую в различных формах:

- выступление для определённого круга лиц;

- выставки достижений;

- концерт;

- спектакль;

- буклет.

Содержание программы

Для развития интеллектуального и творческого потенциала каждого ребёнка нужно использовать новые образовательные педагогические и информационные технологии, тем самым вовлекая каждого ученика в активный познавательный процесс. К таким технологиям относится проектная технология.

Специфической особенностью проектной деятельности является направленность на обучение детей элементарным приёмам совместной деятельности в ходе разработки проектов. Следует учитывать возрастные особенности детей. В связи с этим занятия строятся с учётом постепенного возрастания степени самостоятельности детей, повышения их творческой активности. Большинство видов работы, особенно на первых занятиях, представляют собой новую интерпретацию уже знакомых детям заданий. В дальнейшем они всё больше приобретают черты собственно проектной деятельности.

Метод проекта – это одна из личностно-ориентированных технологий, в основе которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

         Проектная деятельность может быть эффективно использована, начиная с начальной школы, при этом, не заменяя традиционную систему, а органично дополняя, расширяя ее. Учебная программа, которая последовательно применяет этот метод, строится как серия взаимосвязанных проектов, вытекающих из тех или иных жизненных задач. От ребенка требуется умение координировать свои усилия с усилиями других. Чтобы добиться успеха, ему приходится добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу. Идеальным считается тот проект, для исполнения которого необходимы различные знания, позволяющие разрешить целый комплекс проблем.

Название раздела, темы

 

Содержание программы

Кто я? Моя семья.Анкетирование учащихся.

Работа с информацией. Классификация объектов, ситуаций, явлений по различным основаниям под руководством учителя.

Чем я люблю заниматься. Хобби.

Просмотр видеофрагмента об увлечениях.Работа в командах.

О чем я больше всего хочу рассказать.

Выбор темы проекта.

 

Работа над текстом, определение главной мысли. Получение первоначальных навыков сотрудничества, работа над общим делом; проявление творчества.

Классификация объектов, ситуаций, явлений по различным основаниям под руководством учителя.

Как собирать материал.

Коллективное планирование, работа в команде. Получение первоначальных навыков сотрудничества, работа над общим делом; проявление творчества.

Повторение.

Давай вспомним.

Осмысливание задач. Умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?

Проблема.

Решение проблемы.

Формулирование проблемы и придумывание способа решения данной проблемы. Получение первоначальных навыков сотрудничества, работа над общим делом; проявление творчества.

Гипотеза. Предположение.

Коллективная работа. Высказывание предположений о неизвестном. Открытие в знакомом предмете новое.

Гипотеза.

Играем в предположения.

Высказывание предположений о неизвестном, предположение способа проверки своих гипотез, умение инсценировать поиск и пробу известных и неизвестных способов действий.

Цель проекта.

Осмысливание задач. Умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?

Задача проекта.

Осмысливание задач. Умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?

Выбор нужной информации.

Интерпретация и обобщение информации, выбор способов получения информации. Структурирование информации, выделение главного.

Интересные люди – твои помощники.

Интервью. Участие в дискуссии, развитие коммуникативной компетенции.

Продукт проекта.

Выделение из предоставленной информации ту, которая необходима для решения поставленной задачи.

Виды продукта. Макет.

Овладение средствами и способами воплощения собственных замыслов. Получение первоначальных навыков сотрудничества, работа над общим делом.

Визитка. Как правильно составить визитку к проекту. Практическое занятие.

Создание творческих замыслов, воплощение их в творческом продукте. Составление визитки.

Мини-сообщение. Семиминутное выступление.

Использование изученных проектных понятий в процессе самостоятельной работы.

Выступление перед знакомой аудиторией.

Презентация своих достижений (превращать результат своей работы в продукт, предназначенный для других).

Играем в ученых. Окрашивание цветка в разные цвета. Это интересно.

Обучение дружной работе, взаимной поддержке, участию в команде, приобретение опыта совместной деятельности.Открытие в знакомом предмете нового.

Подготовка ответов на предполагаемые вопросы «из зала» по теме проекта.

Взаимодействие с участниками проекта. Получение первоначальных навыков ролевого взаимодействия.Выставка детских работ.

Пробные выступления перед незнакомой аудиторией.

Выступление перед аудиторией («держать» в поле зрения) Артистизм. Ответы на незапланированные вопросы.Получение первоначальных навыков сотрудничества, ролевого взаимодействия со сверстниками, взрослыми в учебно-трудовой деятельности.

Пробные выступления перед незнакомой аудиторией.

Публичное выступление, представление результатов работы.

Подготовка ответов на предполагаемые вопросы «зала» по теме проекта.

Ответы на предполагаемые вопросы «зала» по теме проекта.Обучение рефлексии.

Повторение. Давай вспомним.

Ответы на предполагаемые вопросы «зала» по теме проекта.Обучение рефлексии.

Играем в ученых. «Мобильные телефоны». Это интересно.

Обучение дружной работе, взаимной поддержке, участию в команде, приобретение опыта совместной деятельности.Открытие в знакомом предмете нового.

Играем в учёных. Получение электричества с помощью волос. Это интересно.

Обучение дружной работе, взаимной поддержке, участию в команде, приобретение опыта совместной деятельности.

Играем в ученых. Поилка для цветов. Этоинтересно.

Обучение дружной работе, взаимной поддержке, участию в команде, приобретение опыта совместной деятельности.

Тест «Чему я научился?»

Контроль и оценка деятельности, продвижение в её разных видах (рефлексия).

Памятка для учащегося проектанта.

Приобретение опыта коллективной деятельности, работы в группах.Получение первоначальных навыков сотрудничества, работа над общим делом. Проявление творчества.

Твои впечатления от работы над проектом.

Оценка своей работы по выработанным критериям. Составление памяток.

Пожелание будущим проектантам. Твои советы им.

Высказывание слов благодарности членам команды, своим помощникам.

Советы на лето от Мудрого Дельфина.

Участие в диалоге: высказывание своих суждений по обсуждаемой теме, анализ высказываний собеседников.

 

Учебно-тематический план

 

п/п

Тема

Кол-во часов

Теория

(час)

Прак тика

(час)

  1.  

Кто я? Моя семья. Анкетирование учащихся.

1

0,2

0,8

  1.  

Чем я люблю заниматься. Хобби.

1

0,2

0,8

  1.  

О чем я больше всего хочу рассказать. Выбор темы проекта.

1

0,2

0,8

  1.  

Как собирать материал.

1

0,3

0,7

  1.  

Повторение. Давай вспомним.

1

0,3

0,7

  1.  

Проблема. Решение проблемы.

1

0,2

0,8

  1.  

Гипотеза. Предположение.

1

0,3

0,7

  1.  

Гипотеза. Играем в предположения.

1

0,2

0,8

  1.  

Цель проекта.

1

0,3

0,7

  1.  

Задача проекта.

1

0,3

0,7

  1.  

Выбор нужной информации.

1

0,2

0,8

  1.  

Интересные люди – твои помощники.

1

0,2

0,8

  1.  

Продукт проекта.

1

0,2

0,8

  1.  

Виды продукта. Макет.

1

0,2

0,8

1516

Визитка. Как правильно составить визитку к проекту. Практическое занятие.

 

2

1

1

17

18

Мини-сообщение. Семиминутное выступление.

2

-

2

19

Выступление перед знакомой аудиторией.

1

0,2

0,8

20

Играем в ученых. Окрашивание цветка в разные цвета. Это интересно.

1

0,2

0,8

21

Подготовка ответов на предполагаемые вопросы «из зала» по теме проекта.

1

0,2

0,8

22

Пробные выступления перед незнакомой аудиторией.

1

0,2

0,8

23

Пробные выступления перед незнакомой аудиторией.

1

0,2

0,8

24

Подготовка ответов на предполагаемые вопросы «зала» по теме проекта.

1

0,2

0,8

25

Повторение. Давай вспомним.

1

0,2

0,8

26

Играем в ученых. «Мобильные телефоны». Это интересно.

1

0,2

0,8

27

Играем в учёных. Получение электричества с помощью волос. Это интересно. Это интересно.

1

0,2

0,8

28

Играем в ученых. Поилка для цветов. Это интересно.

1

0,2

0,8

29

Тест «Чему я научился?»

1

-

1

30

Памятка для учащегося проектанта.

1

0,3

0,7

31

Твои впечатления от работы над проектом.

1

-

1

32

Пожелание будущим проектантам. Твои советы им.

1

-

1

33

Советы на лето от Мудрого Дельфина.

1

-

1

 

Итого

33

-

-

 

Материально-техническое обеспечение программы

I.Дополнительная литература:

  1. Р. И. Сизова, Р. Ф. Селимова Учусь создавать проект: Методическое пособие для 1 класса / Р. И. Сизова,Р. Ф. Селимова. - М.: Издательство РОСТ, 2012. – 64 с. (Юным умникам и умницам.Учусь создавать проект).
  2. Григорьев Д. В., Степанов П. В.. Стандарты второго поколения: Внеурочная деятельность школьников [Текст]: Методический конструктор. Москва: «Просвещение», 2010. – 321с.
  3. Зиновьева Е.Е. Проектная деятельность в начальной школе [Текст]: /Зиновьева Е.Е., 2010, - 5с.
  4. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников [Текст]: / Савенков А.И – Самара: Учебная литература, 2008 – 119с.         
  5. Криволапова Н.А. Учимся учиться [Текст]: программа развития познавательных способностей учащихся младших классов / Н.А. Криволапова, И.Ю. Цибаева. – Курган: Ин-т повыш. квалифи переподготовки раб-ов образования2011. – 34 с. – (Серия «Умники и умницы»).
  6. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников [Текст]: методический конструктор: пособие для учителя / Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – М.: Просвещение, 2010. – 223 с. – (Стандарты второго поколения).
  7. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе [Текст]: система заданий. В 2-х ч. Ч.1. / М.Ю. Демидова [ и др.]; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 215 с. – (Стандарты второго поколения).
  8. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе [Текст]: от действия к мысли : пособие для учителя / А.Г. Асмолов [ и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. -2 –е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 152 с. – (Стандарты второго поколения).

II. Специфическое оборудование:

    • Конструкторы
    • Настольные игры

III. Электронно-программное обеспечение:

  • выход в Интернет (выход в открытое информационное пространство сети Интернет только для учителя начальной школы, для учащихся – на уровне ознакомления).
  • мультимедийные презентации.

Интернет-ресурсы:

      1. Педагогический интернет-портал «О детстве»

http://www.o-detstve.ru/competition/9181.html

      1. Конкурс проектно-исследовательских работ «Открытие»

http://nachalka949.edusite.ru/p66aa1.html

      1. Юность. Наука. Культура. http://future4you.ru/index.php?Itemid=27
      2. Всероссийский заочный конкурс проектных работ "Созидание и Творчество"

  http://future4you.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=1615&Itemid=992

      1. Исследовательская деятельность: исследовательские работы учащихся. http://metodisty.ru/m/groups/files/nachalnaya_shkola?cat=149

IV. Технические средства обучения:

  • интерактивная доска;
  • мультимедийный проектор, DVD-плееры, МРЗ-плеер;
  • компьютер с учебным программным обеспечением;
  • нетбуки для учащихся;
  • музыкальный центр;
  • демонстрационный экран;
  • магнитная доска;
  • сканер, принтер.

 

Приложение 1

Виды и формы контроля планируемых результатов

Видыконт-

роля

Времяпроведения

Цельпроведения

Формыконтроля

Входной

В начале учебного года

Определения уровня развития детей, их творческих способностей.

Беседа, опрос, тестирование, анкетирование.

 

Текущий

В течение всего учебного года

Определение степени усвоения учащимися учебного материала. Определение готовности детей к восприятию нового материала. Повышение ответственности и заинтересованности воспитанников в обучении. Выявление детей, отстающих и опережающих обучение. Подбор наиболее эффективных методов и средство бучения.

Педагогическое наблюдение, опрос, самостоятельная работа, защита проектов, презентация творческих работ, демонстрация моделей, выставка, конкурс работ.

Промежуточный

По окончании изучения темы или раздела. В конце месяца, четверти, полугодия.

Определение степени усвоения учащимися учебного материала. Определение результатов обучения.

Выставка, конкурс, концерт, фестиваль, творческая работа, самостоятельная работа, защита рефератов, презентация творческих работ, демонстрация моделей.

Итоговый

В конце учебного года или курса обучения

 

Определение изменения уровня развития детей, их творческих способностей. Определение результатов обучения. Ориентирование учащихся на дальнейшее (в том числе самостоятельное) обучение. Получение сведений для совершенствования образовательной программы и методов обучения

Выставка, конкурс, соревнование, творческая работа, презентация творческих работ, демонстрация моделей, опрос, итоговые занятия, анкетирование.

 

Приложение 2

Этапы работы над проектом

Работа над проектом предваряется необходимым этапом - работой над темой, в процессе которой детям предлагается собирать самую разную информацию по общей теме. При этом учащиеся сами выбирают, что именно они хотели бы узнать в рамках данной темы. При дальнейшей работе над проектами составленная общая энциклопедия или картотека может служить одним из основных источников информации по теме.

Предлагаемый порядок действий:

1. Знакомство класса с темой.

2. Выбор подтем (областей знания).

3. Сбор информации.

4. Выбор проектов.

5. Работа над проектами.

6. Презентация проектов.

Учитель выбирает общую тему или организует ее выбор учениками. Критерием выбора темы может быть желание реализовать какой-либо проект, связанный по сюжету с какой-либо темой.

При выборе подтемы учитель не только предлагает большое число подтем, но и подсказывает ученикам, как они могут сами их сформулировать.

 

Приложение 3

Виды проектов

Во внеурочной деятельности используются различные проекты по доминирующей деятельности учащихся:

  • Практико-ориентированный проект - нацелен на решение социальных задач, отражающих интересы участников проекта или внешнего заказчика.

Проекты направлены на сбор информации о каком-либо объекте, явлении, на ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов.

  • Исследовательский проект - по структуре напоминает научное исследование.

Имеет чёткую структуру, которая практически совпадает со структурой реального научного исследования: актуальность темы; проблема, предмет и объект исследования, обсуждение результатов, выводы и рекомендации. Исследовательские проекты – одна из наиболее распространенных форм данного вида деятельности.

  • Информационный проект - направлен на сбор информации о каком либо объекте или явлении с целью анализа, обобщения и представления информации для аудитории.

Направлены на сбор информации о каком-либо объекте, явлении, на ознакомление участников проекта с этой информацией, её анализ и обобщение фактов.

  • Творческий проект - предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к его выполнению и презентации результатов.

Данные проекты не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности учащихся – она только намечается и далее развивается в соответствии с требованиями к форме и жанру конечного результата. Это может быть стенная газета, сценарий праздника, видеофильм, школьный печатный альманах и т.д.

  • Приключенческо-игровые проекты. (Ролевой проект).

Требуют большой подготовительной работы. Принятие решения осуществляется в игровой ситуации. Участники выбирают себе определенные роли. Результаты таких проектов чаще вырисовываются только к моменту завершения действия.

 

Приложение 4

Структура занятия

Каждое занятие подчинено определенной структуре, в которой имеются следующие рубрики:

1. Рубрика «Минутка знакомства» позволяет начинающим проектантам узнать о сверстнике, который уже создавал свой проект ранее. Эти минутки поучительны и интересны. Чаще всего именно эти «минутки» вдохновляют ребёнка на начало своего исследования.

2. Практические занятия «Играем в учёных» переносят детей в мир опытов и знакомят с первыми шагами в науке. Начиная работать над каким-либо опытом или занятием, дети пытаются внести в него свои размышления, а часто и дополнительные решения.

3. Рубрика «Добрый совет Дельфина» помогает в решении сложившихся проблем у ребёнка на данном этапе и является ненавязчивой подсказкой.

4. Тесты и самоанализ помогут будущему проектанту овладеть элементами рефлексии, которые будут способствовать формированию самоуважения и позитивной самооценки автора проекта.

5. Рубрика «Переменка» помогает развивать внимание и логику, творческое мышление и любознательность, память и способность к восприятию.

 

Приложение 5

Контроль и оценка планируемых результатов

Динамика развития учащихся фиксируется учителем совместно со школьным психологом (внутренняя система оценки) на основе диагностик по Асмолову А.Г. (методики «Незавершённая сказка», «Оцени поступок», «Моральная дилемма», «Кто я?», уровни описания оценки познавательного интереса сформированности целеполагания, развития контроля, оценки)

В 1 классе возможно достижение результатов первого уровня и частично второго.

Для отслеживания результатов предусматриваются в следующие формы контроля:

  • текущий:

- прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;

- пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;

- рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;

- контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.

  • итоговый контроль в формах:

- тестирование;

- практические работы;

- творческие работы учащихся;

- контрольные задания.

Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания -незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности.

Содержательный контроль и оценка результатов учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми.

Результаты проверки фиксируются в зачётном листе учителя. В рамках накопительной системы, создание портфолио.

 

Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:

  • степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий: чем помощь учителя меньше, тем выше самостоятельность учеников и, следовательно, выше развивающий эффект занятий;
  • поведение учащихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность школьников обеспечивают положительные результаты занятий;
  • косвенным показателем эффективности данных занятий может быть повышение успеваемости по разным школьным дисциплинам, а также наблюдения учителей за работой учащихся на других уроках (повышение активности, работоспособности, внимательности, улучшение мыслительной деятельности).

Также показателем эффективности занятий по курсу РПС являются данные, которые учитель на протяжении года занятий заносил в таблицы в начале и конце года, прослеживая динамику развития познавательных способностей детей.

 

Критерии успеха работы над проектом:

  • Достигнут конечный результат.
  • Создана активная команда участников проекта, способная продолжить работу в будущем.
  • Результат проекта может быть использован другими коллективами.
  • Информация о проекте широко распространена.
  • Затронуты все аспекты: природный, социальный, экономический.
  • Получено удовольствие от своей деятельности.

Результат работы над проектом зависит от состава и организации работы. Особое внимание следует обратить на следующие моменты:

  • баланс ролей;
  • чёткость целей;
  • согласованность задач, поставленных каждым членом;
  • выработка единой системы ценностей;
  • формирование умения выходить из конфликтных ситуаций;
  • воспитание поддержки и взаимного доверия;
  • разработка подходящей методики работы;
  • обеспечение успешного руководства со стороны учителя;
  • регулярный отчет о проделанной работе;
  • ориентация на индивидуальное развитие каждого ребёнка;
  • развитие навыков общения

Проект - это "пять П":

  • проблема;
  • проектирование (планирование);
  • поиск информации;
  • продукт;
  • презентация.

Шестое "П" проекта - это его портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы, в том числе черновики, дневные планы, отчеты и др.