ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ «ШКОЛА НА ЯУЗЕ»
(ГБОУ «Школа на Яузе»)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
«Книжный клуб»
на 2016\2017 учебный год
Классы: 1 класс «К»
Учитель: Гусева Е.А.
Количество часов на год: 33 урока
В неделю: 1 урок
Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе авторской программы Л. А. Ефросининой (Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы/ под ред. Н.Ф. Виноградовой. – М.: Вентана-Граф, 2011. – 192с.)
Личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности
Предметные умения, соответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования:
— осознавать значимость чтения для личного развития;
— формировать потребность в систематическом чтении;
— использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);
— уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;
— пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
Регулятивные умения:
— уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;
— уметь самостоятельно работать с новым произведением;
уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;
уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.
Познавательные учебные умения:
прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;
отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;
— ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом);
составлять краткие аннотации к прочитанным книгам; пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.
Коммуникативные учебные умения:
-участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
-оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;
- высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;
Личностные качества:
– оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
– эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
– понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
– высказывать своё отношение к героям прочитанных и прослушанных произведений, к их поступкам.
Учащиеся 1 класса должны уметь:
- Узнавать и различать такие жанры литературных произведений, как сказка и рассказ, стихотворение, и произведений фольклора: загадка, пословица, небылица, считалка, прибаутка.
- Сочинять собственные загадки, считалки. Коллективно придумывать различные концовки к известным сказкам.
Отвечать на вопросы по содержанию текста
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Курс «Книжный клуб» способствует расширению читательского пространства, реализации дифференцируемого обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого ребёнка, воспитанию ученика- читателя.
Занятия курса помогут решать задачи эмоционального, творческого, литературного, интеллектуального развития ребёнка, а также проблемы нравственно- эстетического воспитания, так как чтение для ребёнка – и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание..
Преемственность курса с основным курсом литературного чтения позволяет от класса к классу проводить системную работу по интеллектуальному развитию и обогащению читательского опыта младшего школьника. Программа способствует овладению детьми универсальными учебными действиями (познавательными, коммуникативными, регулятивными, личностными) и читательскими умениями. Формы организации курса могут быть различными: литературные игры, конкурсы-кроссворды, библиотечные уроки, путешествия по страницам книг, проекты, встречи с писателями своего края, уроки-спектакли и т. д.
Содержание курса создаёт условия для углубления знаний, полученных на уроках литературного чтения, и применения их в самостоятельной читательской деятельности. На занятиях курса предполагается практическая работа с разными типами книг, детскими периодическими и электронными изданиями.
Формы работы с книгой разнообразны. Для формирования интереса к чтению предлагаю следующиеформы организации занятий:
- Викторина
- Библиотечный урок
- КВН
- Путешествие по страницам книг
- Проект
- Литературная игра
- Инсценирование
- Конкурс –кроссворд
- Игра-драматизация
- Читательская конференция
- Занятие-диспут
- Урок-спектакль
- Интегрированное занятие
- Занятие-праздник
- Литературный ринг
- Беседа-дискуссия с элементами инсценировки
- Занятие-интервью
- Устный журнал
- Литературная гостиная
Формой учёта знаний являются проекты учащихся, читательская конференция, литературный ринг, инсценирование.
1 класс
Здравствуй, книга (3 ч). Вводное занятие. Правила работы с книгой. Экскурсия в школьную библиотеку. Правила поведения в библиотеке. Элементы книги. Книга-произведение и книга-сборник. Рассматривание книги, выделение понятий: автор, обложка, страница, иллюстрация, заглавие.
Игры с буквами. (2 часа). Игровые занятия.Игровые упражнения с помощью пальчиков.
Игра-инсценировка с помощью пальчиков.
Малые фольклорные жанры (3часа): народные песенки, потешки, весёлые скороговорки, загадки, считалки. Творческая работа «Сочини загадку».
Стихи о детях и для детей (3 часа). Понятия «стихотворение», «рассказ». Понятие о рифме. Чтение и слушание произведений А.Барто, С.Михалкова, С.Маршака. Рассматривание книг.
«Поляна сказок» (7 часов) Сказки народные и авторские.
Чтение сказок учителем. Слушание (аудиозапись).
Инсценировка сказки «Репка». Игры на основе сказок. Игра «Театральная разминка».
Творческая игра «Что это за сказка?»
О защитниках Родины(3 часа). Книга А. Гайдара «Сказка о Военной тайне, о Мальчише-Кибальчише и его твёрдомслове».
«Поговорим о наших мамах» (3часа). Чтение стихов о маме.
«Книги о Родине и родной природе» (5 ч). Чтение стихов и рассказов о Родине и родной природе. Проектные работы.
Книги о животных (3 ч).
Чтение и слушание рассказов о животных.
Рисование обложки для любимой книжки; рассказывание о произведении по обложке.
Игры «Угадай героя», «Угадай рассказ». Загадки о животных.
Пантомима «Кто это»? (покажи животное)
Конкурсная программа «Путешествие в мир книг» (1 час)
Календарно-тематическое планирование
Дата |
Название раздела |
Всего часов |
Теория |
Практика |
|
Здравствуй, книга! |
3 |
1 |
2 |
|
Игры с буквами. (2 часа). |
2 |
|
2 |
|
Малые фольклорные жанры |
4 |
1 |
3 |
|
Стихи о детях и для детей (3 часа). |
4 |
1 |
3 |
|
Поляна сказок |
7 |
1 |
6 |
|
О защитниках Родины |
3 |
1 |
2 |
|
Поговорим о наших мамах |
3 |
|
3 |
|
Книги о Родине и родной природе |
5 |
1 |
4 |
|
Конкурсная программа «Путешествие в мир книг» Итоговое занятие. |
2 |
|
2 |