ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ «ШКОЛА НА ЯУЗЕ»
(ГБОУ «Школа на Яузе»)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
«Наглядная геометрия»
на 2016\2017 учебный год
Классы: 1 класс «К»
Учитель: Гусева Е.А.
Количество часов на год: 33 урока
В неделю: 1 урок
Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ № 373 от 06.10.2009, Составлена на основе авторской программы для общеобразовательных учреждений Н.Б. Истоминой.
Учебно-методический комплект включает: Истомина Н.Б., Редько З. Б. «Наглядная геометрия». Издательство «Линка- Пресс», 2016
Пояснительнаязаписка
Программа разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, планируемыми результатами начального образования.
Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь представление о геометрических фигурах, взаимном расположении предметов на плоскости и в пространстве, уметь конструировать геометрические тела.
Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами геометрии на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение геометрических задач закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.
Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у учащихся умения самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу.
Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию.
Содержание занятий кружка представляет собой введение в мир элементарной геометрии.
Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы кружка, основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять. Данная практика поможет успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах.
Для эффективности работы кружка желательно, чтобы работа проводилась в малых группах с опорой на индивидуальную деятельность, с последующим общим обсуждением полученных результатов.
Целипрограммы: формирование у младших школьников универсальных интеллектуальных умений (приёмов умственной деятельности: анализа и синтеза, сравнения, классификации, аналогии, обобщения) в процессе усвоения математического содержания
Задачи:
- расширить представления учащихся о форме предметов, их взаимном расположении на плоскости и в пространстве;
- познакомить с геометрическими телами и ихразвертками;
- сформировать конструктивные умения и навыки, а также способность читать графическую информацию и комментировать ее на доступном для младшего школьникаязыке.
Общая характеристикакурса «Наглядная геометрия»
Курс «Наглядная геометрия» представляет собой дополнение к учебникам математики для 1 – 4-х классов (автор проф. Н.Б. Истомина), в которых реализована концепция целенаправленного развития мышления всех учащихся в процессе усвоения программного содержания.
Термином «пространственное мышление» обозначается довольно сложное явление, включающее как логические операции, так и непосредственное отражение действительности органами чувств, без которого мыслительный процесс в форме образов протекать не может. По мнению доктора психологических наук, профессора И.С. Якиманской, пространственное мышление формируется в результате общего психического развития ребёнка, его взаимодействия с окружающим миром, а также под влиянием обучения, в ходе которого ученик познаёт пространственные свойства и пространственные отношения объектов в их взаимосвязи и взаимозависимостях. К пространственным характеристикам объекта относятся форма, размер, расположение на плоскости и в пространстве относительно данной точки отсчёта. Ориентируясь в пространстве, человек определяет объект как совокупность определенных точек, линий, поверхностей. Системой отсчёта, изначально доступной ребенку, является «схема своего тела». Иными словами, приступая к определению положения в пространстве данного объекта (чего-нибудь или кого-нибудь), ребёнок исходит из своего реального места в пространстве, принимая себя за точку отсчета. Фиксирование точки отсчета (или ориентировка по «схеме своего тела») для восприятия пространства является основной особенностью младшего школьника. Для общего понимания пространства и развития пространственного мышления необходимо создать ребенку дидактические условия, соответствующие его возрасту. Решая задачу развития пространственного мышления учащихся, авторы Тетрадей «Наглядная геометрия» ориентировались на общекультурные цели обучения геометрии и стремились развить у учащихся интуицию, образное (пространственное) и логическое мышление, сформировать у них конструктивно-геометрические умения и навыки, а также способность читать графическую информацию и комментировать её на языке, доступном младшим школьникам.
Формы проведения занятий:
- практическиезанятия;
- самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе в тетради «Нагляднаягеометрия».
Основные методы и технологии:
- технология разноуровневогообучения;
- развивающееобучение;
- технология обучения всотрудничестве;
- коммуникативнаятехнология.
Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника.
Предполагаемые результаты:
Занятия в кружке должны помочь учащимся:
- усвоить основные базовые знания по геометрии, её ключевые понятия;
- помочь учащимся овладеть способами исследовательской деятельности;
- формировать творческоемышление;
- способствовать успешному выступлению на олимпиадах, играх, конкурсах.
Планируемые результаты освоениякурса «Наглядная геометрия».
- К концу 1 класса учащиеся должны знать термины: точка, прямая, отрезок, угол, ломаная, треугольник, прямоугольник, квадрат, длина, луч, четырехугольник, диагональ, сантиметр, а также название и назначение инструментов и приспособлений (линейка,треугольник).
- Иметь представление и узнавать в фигурах и предметах окружающей среды простейшие геометрические фигуры: отрезок, угол, ломаную линию, прямоугольник, квадрат,треугольник.
- Учащиеся должны уметь: измерить длину отрезка, определить, какой угол на глаз, различать фигуры, строить различные фигуры по заданию учителя.
- К концу 2 класса учащиеся должны владеть терминами, изученными в первом классе. Также усвоить новые понятия такие как параллельные и пересекающиеся прямые. Различать виды треугольников, четырёхугольников.
- Уметь обозначать латинскими буквами точки, отрезки, лучи, вершины углов.
- К концу 3 класса учащиеся должны владеть терминами, изученными в втором классе. Также учащиеся должны усвоить новые понятия такие как периметр, круг, окружность, овал, многоугольник, циркуль, транспортир, «центр», «радиус»,«диаметр».
- Иметь представление и узнавать в окружающих предметах фигуры, которые изучают в этомкурсе.
- Учащиеся должны уметь с помощью циркуля построить окружность, а также начертить радиус, провести диаметр, делить отрезок на несколько равных частей с помощью циркуля, делить угол пополам с помощью циркуля, знать и применять формулы периметра различных фигур, строить углы заданной величины с помощью транспортира и измерять данные, находить сумму углов треугольника, делить круг на (2, 4, 8), (3, 6, 12) равных частей с помощьюциркуля.
- К концу 4 класса учащиеся должны владеть терминами: высота, медиана, биссектриса, основание, прямоугольный треугольник, катет, гипотенуза, параллелограмм, ромб, трапеция, куб, пирамида, параллелепипед, палетка, площадь, цилиндр. Учащиеся должныуметь: строить высоту, медиану, биссектрису треугольника, различные виды треугольников, параллелограмм, трапецию, а также проводить диагонали.
- Строить ромб, находить центр. Иметь различие в периметре и площади, находить площадь с помощью палетки иформул.
- Различать и находить сходство: (квадрат, куб, строить куб), (треугольник, параллелепипед, строить параллелепипед),(круг, прямоугольник и цилиндр, строитьцилиндр).
- развитие любознательности, сообразительности привыполнении;
- разнообразных заданий проблемного и эвристическогохарактера;
- развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности,умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любогочеловека;
- воспитание чувства справедливости,ответственности;
- развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
- Ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх»,«вниз».
- Ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки 1→ 1↓ и др., указывающие направлениедвижения.
- Проводить линии по заданному маршруту(алгоритму).
- Выделять фигуру заданной формы на сложномчертеже.
- Анализировать расположение деталей (танов, треугольников, уголков, спичек) в исходнойконструкции.
- Составлять фигуры из частей. Определять место заданной детали в конструкции.
- Выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуромконструкции.
- Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результатс заданнымусловием.
- Объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действияпри заданномусловии.
- Анализировать предложенные возможные варианты верногорешения.
- Моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и изразвёрток.
- Осуществлять развернутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную конструкцию собразцом.
- Пространственные представления. Понятия «влево»,«вправо», «вверх», «вниз». Маршрут передвижения. Точка начала движения; число, стрелка 1→ 1↓, указывающие направление движения.
Личностными результаты
Метапредметные результаты
Предметные результаты
Проведение линии по заданному маршруту (алгоритму): путешествие точки (на листе в клетку). Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание.
- Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия.Фигуры, имеющие одну и несколько осейсимметрии.
- Расположение деталей фигуры в исходной конструкции(треугольники, таны, уголки, спички). Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции.
- Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным контуром конструкции. Поиск нескольких возможных вариантов решения. Составление и зарисовка фигур по собственномузамыслу.
- Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площадичасти.
- Поиск заданных фигур в фигурах сложнойконфигурации.
- Решение задач, формирующих геометрическуюнаблюдательность.
- Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте.Составление (вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственномузамыслу).
- Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Моделирование из проволоки. Создание объёмных фигур изразверток: цилиндр, призма шестиугольная, призма треугольная, куб, конус, четырёхугольная пирамида, октаэдр, параллелепипед, усеченный конус, усеченная пирамида, пятиугольная пирамида,икосаэдр.
- Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретногозадания.
- Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.
- Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовымиголоволомками.
- Анализировать правила игры. Действовать в соответствии с заданнымиправилами.
- Включаться в групповую работу. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументироватьего.
- Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробномдействии.
- Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения,
- использовать критерии для обоснования своегосуждения.
- Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результатс заданнымусловием.
- Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
Универсальные учебные действия
Календарно-тематическое планирование
(33 ч. – 1 час в неделю)
№ |
Тема |
Цель занятия |
Задания |
1 |
|
|
|
2 |
Пространственные отношения «справа — слева», «между». |
Уточнить представления обучающихся о пространственных отношениях «справа — слева», «между». |
1—3 |
3 |
Ориентирование по «схеме тела» |
Учить младших школьников ориентировать- ся по «схеме тела» и относительно произ- вольной точки отсчёта. |
4—7 |
4-5 |
Ориентирование по «схеме тела» и относительно произвольной точки отсчёта. |
Продолжить формировать у обучающихся умение ориентироваться по «схеме тела» и относительно произвольной точкиотсчёта. |
8—17 |
6-7 |
Пространственные отношения «за — перед», «над — под», «ближе — дальше» |
Продолжить формировать у учащихся пред- ставления об отношениях «слева —справа»; уточнить их представления оботношениях «за — перед», «над — под», «ближе — даль- ше» и об изображении видимых и невидимых частей фигур на рисунке. |
18—20; 26—28 |
8-9 |
Квадрат, прямоугольник, треугольник. |
Уточнить представления детей о квадрате, прямоугольнике, треугольнике. Обучать конструированию этих фигур из палочек. Продолжить формировать представления об изображении видимых и невидимых частей фигур на рисунке. |
21—25; 29, 30 |
10- 11 |
Закрепление пройденного материала по теме «Взаимное расположение предметов» |
Проверить усвоение учащимися отношений «слева – справа», «на – под», «между», их представления о круге, квадрате, треуголь- нике, умение выделять на рисунке предметы одинаковой и разной формы. |
31—37 |
12 |
Ориентирование на плоскости и в пространстве |
Проверить умение детей ориентироваться на плоскости и в пространстве, распознавать предметы одинаковой и различной формы . |
38—41 |
13 |
Целое и части. Конструирование прямоугольника из двух фигур |
Проверить представления детей о форме, размере. Формировать умение конструиро- вать прямоугольник из двух фигур. |
42, 45, 48 |
14 |
Конструирование геометрической фигуры из ее частей |
Продолжить работу, направленную на при- обретение учащимися опыта конструирова- ния геометрической фигуры из её частей. |
43, 47 |
15 |
Конструирование треугольника из двух данных фигур |
Формировать у обучающихся умение конструировать треугольники из двух дан- ных фигур. |
44, 52 |
16- 17 |
Конструирование прямоугольника из данных фигур |
Обучать конструированию прямоугольника из данных фигур. |
46, 49, 50, 51, 53 |
18- 19 |
Составление фигуры (целого) из других фигур (ее частей) |
Проверить умения учащихся конструировать фигуру из палочек и составлять фигуру (це- лое) из других фигур (её частей). |
54—56 |
20 |
Поверхности. Линии. Точки. Плоские и кривые поверхности |
Формировать у обучающихся представления о плоской и кривой поверхностях. |
57—61 |
21 |
Плоские и кривые поверхности |
Продолжить формирование представлений о |
62—65 |
№ |
Тема |
Цель занятия |
Задания |
|
|
плоской и кривой поверхностях и умение распознавать их на изображениях геометрических тел. |
|
22- 23 |
Замкнутая, незамкнутая, ломаная линии. Взаимное положение плоских поверхностей в пространстве |
Уточнить понятия «незамкнутая линия», «замкнутая линия», «ломаная линия»; рас- ширить представления обучающихся о поверхностях; учить их определять взаимное положение плоских поверхностей в про- странстве. |
66—73 |
24- 25 |
Невидимые линии. Плоские и кривые поверхности |
Познакомить детей с изображением на ри- сунке невидимых линий; продолжить фор- мировать умение распознавать плоские и кривые поверхности. |
74—82 |
26- 27 |
Область, граница области. |
Познакомить школьников с понятиями «об- ласть», «граница области». Учить проводить линии внутри области при определённых условиях. |
83—86 |
28- 29 |
Деление области на части с помощью линий |
Учить выполнять деление области на части с помощью линий. |
91-94 |
29- 30 |
Область с «дыркой» |
Формировать представление об области с «дыркой» |
95-96 |
31 |
Закрепление пройденного материала по теме «Поверхности. Линии. Точки. |
Проверить усвоение учащимися понятий «незамкнутая линия», «замкнутая линия», «ломаная линия»; «область», «граница области». |
|
32 |
Повторение. Составление фигуры (целого) из других фигур (ее частей). |
Повторить умения учащихся конструировать фигуру из палочек и составлять фигуру (це- лое) из других фигур (её частей). |
|
33 |
Самостоятельная работа |
Проверить умения учащихся по изученным темам курса «Наглядная геометрия» |
|