24.11.2016
24.11.2016

 

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  ГОРОДА МОСКВЫ «ШКОЛА НА ЯУЗЕ»

(ГБОУ «Школа на Яузе»)

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности

«Наглядная геометрия»

на 2016\2017 учебный год

 

Классы:  1 класс «К»

Учитель: Гусева Е.А.

Количество часов на год: 33 урока

В неделю: 1 урок

 

Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ № 373 от 06.10.2009, Составлена на основе авторской программы для общеобразовательных учреждений  Н.Б. Истоминой.

Учебно-методический комплект включает: Истомина Н.Б., Редько З. Б. «Наглядная геометрия». Издательство «Линка- Пресс», 2016

 

Пояснительнаязаписка

Программа разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, планируемыми результатами начального образования.

Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь представление о геометрических фигурах, взаимном расположении предметов на плоскости и в пространстве, уметь конструировать геометрические тела.

Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами геометрии на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение геометрических задач закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.

Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у учащихся умения самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу.

Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию.

Содержание занятий кружка представляет собой введение в мир элементарной геометрии.

Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы кружка, основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять. Данная практика поможет успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах.

Для эффективности работы кружка желательно, чтобы работа проводилась в малых группах с опорой на индивидуальную деятельность, с последующим общим обсуждением полученных результатов.

 

 Целипрограммы: формирование у младших школьников универсальных интеллектуальных умений (приёмов умственной деятельности: анализа и синтеза, сравнения, классификации, аналогии, обобщения) в процессе усвоения математического содержания

 Задачи:

- расширить представления учащихся о форме предметов, их взаимном расположении на плоскости и в пространстве;

-      познакомить с геометрическими телами и ихразвертками;

-      сформировать конструктивные умения и навыки, а также способность читать графическую информацию и комментировать ее на доступном для младшего школьникаязыке.

 

Общая характеристикакурса «Наглядная геометрия»

Курс «Наглядная геометрия» представляет собой дополнение к учебникам математики для 1 – 4-х классов (автор проф. Н.Б. Истомина), в которых реализована концепция целенаправленного развития мышления всех учащихся в процессе усвоения программного содержания.

Термином «пространственное мышление» обозначается довольно сложное явление, включающее как логические операции, так и непосредственное отражение действительности органами чувств, без которого мыслительный процесс в форме образов протекать не может. По мнению доктора психологических наук, профессора И.С. Якиманской, пространственное мышление формируется в результате общего психического развития ребёнка, его взаимодействия с окружающим миром, а также под влиянием обучения, в ходе которого ученик познаёт пространственные свойства и пространственные отношения объектов в их взаимосвязи и взаимозависимостях. К пространственным характеристикам объекта относятся форма, размер, расположение на плоскости и в пространстве относительно данной точки отсчёта. Ориентируясь в пространстве, человек определяет объект как совокупность определенных точек, линий, поверхностей. Системой отсчёта, изначально доступной ребенку, является «схема своего тела». Иными словами, приступая к определению положения в пространстве данного объекта (чего-нибудь или кого-нибудь), ребёнок исходит из своего реального места в пространстве, принимая себя за точку отсчета. Фиксирование точки отсчета (или ориентировка по «схеме своего тела») для восприятия пространства является основной особенностью младшего школьника. Для общего понимания пространства и развития пространственного мышления необходимо создать ребенку дидактические условия, соответствующие его возрасту. Решая задачу развития пространственного мышления учащихся, авторы Тетрадей «Наглядная геометрия» ориентировались на общекультурные цели обучения геометрии и стремились развить у учащихся интуицию, образное (пространственное) и логическое мышление, сформировать у них конструктивно-геометрические умения и навыки, а также способность читать графическую информацию и комментировать её на языке, доступном младшим школьникам.

Формы проведения занятий:

  • практическиезанятия;
  • самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе в тетради «Нагляднаягеометрия».

Основные методы и технологии:

  • технология разноуровневогообучения;
  •  развивающееобучение;
  •  технология обучения всотрудничестве;
  •  коммуникативнаятехнология.

Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника.

Предполагаемые результаты:

Занятия в  кружке должны помочь учащимся:

  • усвоить основные базовые знания по геометрии, её ключевые понятия;
  • помочь учащимся овладеть способами исследовательской деятельности;
  • формировать творческоемышление;
  • способствовать успешному выступлению на олимпиадах, играх, конкурсах.

 

Планируемые результаты освоениякурса «Наглядная геометрия».

  •  К концу 1 класса учащиеся должны знать термины: точка, прямая, отрезок, угол, ломаная, треугольник, прямоугольник, квадрат, длина, луч, четырехугольник, диагональ, сантиметр, а также название и назначение инструментов и приспособлений (линейка,треугольник).
  • Иметь представление и узнавать в фигурах и предметах окружающей среды простейшие геометрические фигуры: отрезок, угол, ломаную линию, прямоугольник, квадрат,треугольник.
  • Учащиеся должны уметь: измерить длину отрезка, определить, какой угол на глаз, различать фигуры, строить различные фигуры по заданию учителя.
  • К концу 2 класса учащиеся должны владеть терминами, изученными в первом классе. Также усвоить новые понятия такие как параллельные и пересекающиеся прямые. Различать виды треугольников, четырёхугольников.
  • Уметь обозначать латинскими буквами точки, отрезки, лучи, вершины углов.
  •  К концу 3 класса учащиеся должны владеть терминами, изученными в втором классе. Также учащиеся должны усвоить новые понятия такие как периметр, круг, окружность, овал, многоугольник, циркуль, транспортир, «центр», «радиус»,«диаметр».
  • Иметь представление и узнавать в окружающих предметах фигуры, которые изучают в этомкурсе.
  • Учащиеся должны уметь с помощью циркуля построить окружность, а также начертить радиус, провести диаметр, делить отрезок на несколько равных частей с помощью циркуля, делить угол пополам с помощью циркуля, знать и применять формулы периметра различных фигур, строить углы заданной величины с помощью транспортира и измерять данные, находить сумму углов треугольника, делить круг на (2, 4, 8), (3, 6, 12) равных частей с помощьюциркуля.
  • К концу 4 класса учащиеся должны владеть терминами: высота, медиана, биссектриса, основание, прямоугольный треугольник, катет, гипотенуза, параллелограмм, ромб, трапеция, куб, пирамида, параллелепипед, палетка, площадь, цилиндр. Учащиеся должныуметь: строить высоту, медиану, биссектрису треугольника, различные виды треугольников, параллелограмм, трапецию, а также проводить диагонали.
  • Строить ромб, находить центр. Иметь различие в периметре и площади, находить площадь с помощью палетки иформул.
  • Различать и находить сходство: (квадрат, куб, строить куб), (треугольник, параллелепипед, строить параллелепипед),(круг, прямоугольник и цилиндр, строитьцилиндр).
  • развитие любознательности, сообразительности привыполнении;
  • разнообразных заданий проблемного и эвристическогохарактера;
  • развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности,умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любогочеловека;
  • воспитание чувства справедливости,ответственности;
  • развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
  • Ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх»,«вниз».
  • Ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки 1→ 1↓ и др., указывающие направлениедвижения.
  • Проводить линии по заданному маршруту(алгоритму).
  • Выделять фигуру заданной формы на сложномчертеже.
  • Анализировать расположение деталей (танов, треугольников, уголков, спичек) в исходнойконструкции.
  • Составлять фигуры из частей. Определять место заданной детали в конструкции.
  • Выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуромконструкции.
  • Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результатс заданнымусловием.
  • Объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действияпри заданномусловии.
  • Анализировать предложенные возможные варианты верногорешения.
  • Моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и изразвёрток.
  • Осуществлять развернутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную конструкцию собразцом.
  • Пространственные представления. Понятия «влево»,«вправо», «вверх», «вниз». Маршрут передвижения. Точка начала движения; число, стрелка 11,  указывающие направление движения.

 Личностными результаты

 Метапредметные результаты

 Предметные результаты

Проведение линии по заданному маршруту (алгоритму): путешествие точки (на листе в клетку). Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание.

  • Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия.Фигуры, имеющие одну и несколько осейсимметрии.
  • Расположение деталей фигуры в исходной конструкции(треугольники, таны, уголки, спички). Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции.
  • Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным контуром конструкции. Поиск нескольких возможных вариантов решения. Составление и зарисовка фигур по собственномузамыслу.
  • Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площадичасти.
  • Поиск заданных фигур в фигурах сложнойконфигурации.
  • Решение задач, формирующих геометрическуюнаблюдательность.
  • Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте.Составление (вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственномузамыслу).
  • Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Моделирование из проволоки. Создание объёмных фигур изразверток: цилиндр, призма шестиугольная, призма треугольная, куб, конус, четырёхугольная пирамида, октаэдр, параллелепипед, усеченный конус, усеченная пирамида, пятиугольная пирамида,икосаэдр.
  • Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретногозадания.
  • Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.
  • Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовымиголоволомками.
  • Анализировать правила игры. Действовать в соответствии с заданнымиправилами.
  • Включаться в групповую работу. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументироватьего.
  • Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробномдействии.
  • Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения,
  • использовать критерии для обоснования своегосуждения.
  • Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результатс заданнымусловием.
  • Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.

Универсальные учебные действия

 

Календарно-тематическое планирование

(33 ч. – 1 час в неделю)

Тема

Цель занятия

Задания

1

 

 

 

2

Пространственные отношения

«справа — слева», «между».

Уточнить представления обучающихся о пространственных отношениях «справа — слева», «между».

1—3

3

Ориентирование по «схеме тела»

Учить младших школьников ориентировать- ся по «схеме тела» и относительно произ- вольной точки отсчёта.

4—7

4-5

Ориентирование по «схеме тела» и относительно произвольной точки отсчёта.

Продолжить формировать у обучающихся умение ориентироваться по «схеме тела» и относительно произвольной точкиотсчёта.

8—17

6-7

Пространственные отношения

«за — перед», «над — под»,

«ближе — дальше»

Продолжить формировать у учащихся пред- ставления об отношениях «слева —справа»; уточнить их представления оботношениях

«за — перед», «над — под», «ближе — даль- ше» и об изображении видимых и невидимых частей фигур на рисунке.

18—20;

26—28

8-9

Квадрат, прямоугольник, треугольник.

Уточнить представления детей о квадрате, прямоугольнике, треугольнике. Обучать конструированию этих фигур из палочек. Продолжить формировать представления об изображении видимых и невидимых частей фигур на рисунке.

21—25;

29, 30

10-

11

Закрепление пройденного материала по теме «Взаимное расположение предметов»

Проверить усвоение учащимися отношений

«слева – справа», «на – под», «между», их представления о круге, квадрате, треуголь- нике, умение выделять на рисунке предметы одинаковой и разной формы.

31—37

12

Ориентирование на плоскости и в пространстве

Проверить умение детей ориентироваться на плоскости и в пространстве, распознавать предметы одинаковой и различной формы .

38—41

13

Целое и части. Конструирование прямоугольника из двух фигур

Проверить представления детей о форме, размере. Формировать умение конструиро- вать прямоугольник из двух фигур.

42, 45,

48

14

Конструирование геометрической фигуры из ее частей

Продолжить работу, направленную на при- обретение учащимися опыта конструирова- ния геометрической фигуры из её частей.

43, 47

15

Конструирование треугольника из двух данных фигур

Формировать у обучающихся умение конструировать треугольники из двух дан- ных фигур.

44, 52

16-

17

Конструирование прямоугольника из данных фигур

Обучать конструированию прямоугольника из данных фигур.

46, 49,

50, 51,

53

18-

19

Составление фигуры (целого) из других фигур (ее частей)

Проверить умения учащихся конструировать фигуру из палочек и составлять фигуру (це- лое) из других фигур (её частей).

54—56

20

Поверхности. Линии. Точки. Плоские и кривые поверхности

Формировать у обучающихся представления о плоской и кривой поверхностях.

57—61

21

Плоские и кривые поверхности

Продолжить формирование представлений о

62—65

 

Тема

Цель занятия

Задания

 

 

плоской и кривой поверхностях и умение распознавать их на изображениях геометрических тел.

 

22-

23

Замкнутая, незамкнутая, ломаная линии. Взаимное положение плоских поверхностей в пространстве

Уточнить понятия «незамкнутая линия»,

«замкнутая линия», «ломаная линия»; рас- ширить представления обучающихся о поверхностях; учить их определять взаимное положение плоских поверхностей в про- странстве.

66—73

24-

25

Невидимые линии. Плоские и кривые поверхности

Познакомить детей с изображением на ри- сунке невидимых линий; продолжить фор- мировать умение распознавать плоские и кривые поверхности.

74—82

26-

27

Область, граница области.

Познакомить школьников с понятиями «об- ласть», «граница области». Учить проводить линии внутри области при определённых условиях.

83—86

28-

29

Деление области на части с помощью линий

Учить выполнять деление области на части с помощью линий.

91-94

29-

30

Область с «дыркой»

Формировать представление об области с

«дыркой»

95-96

31

Закрепление пройденного материала по теме

«Поверхности. Линии. Точки.

Проверить усвоение учащимися понятий

«незамкнутая линия», «замкнутая линия»,

«ломаная линия»; «область», «граница области».

 

32

Повторение. Составление фигуры (целого) из других фигур (ее частей).

Повторить умения учащихся конструировать фигуру из палочек и составлять фигуру (це- лое) из других фигур (её частей).

 

33

Самостоятельная работа

Проверить умения учащихся по изученным темам курса «Наглядная геометрия»