ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  ГОРОДА МОСКВЫ «ШКОЛА НА ЯУЗЕ»

(ГБОУ «Школа на Яузе»)

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности

«Наглядная геометрия»

на 2016\2017 учебный год

 

Классы:  1 класс «К»

Учитель: Гусева Е.А.

Количество часов на год: 33 урока

В неделю: 1 урок

 

Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ № 373 от 06.10.2009, Составлена на основе авторской программы для общеобразовательных учреждений  Н.Б. Истоминой.

Учебно-методический комплект включает: Истомина Н.Б., Редько З. Б. «Наглядная геометрия». Издательство «Линка- Пресс», 2016

 

Пояснительнаязаписка

Программа разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, планируемыми результатами начального образования.

Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь представление о геометрических фигурах, взаимном расположении предметов на плоскости и в пространстве, уметь конструировать геометрические тела.

Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами геометрии на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение геометрических задач закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.

Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у учащихся умения самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу.

Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию.

Содержание занятий кружка представляет собой введение в мир элементарной геометрии.

Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы кружка, основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять. Данная практика поможет успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах.

Для эффективности работы кружка желательно, чтобы работа проводилась в малых группах с опорой на индивидуальную деятельность, с последующим общим обсуждением полученных результатов.

 

 Целипрограммы: формирование у младших школьников универсальных интеллектуальных умений (приёмов умственной деятельности: анализа и синтеза, сравнения, классификации, аналогии, обобщения) в процессе усвоения математического содержания

 Задачи:

- расширить представления учащихся о форме предметов, их взаимном расположении на плоскости и в пространстве;

-      познакомить с геометрическими телами и ихразвертками;

-      сформировать конструктивные умения и навыки, а также способность читать графическую информацию и комментировать ее на доступном для младшего школьникаязыке.

 

Общая характеристикакурса «Наглядная геометрия»

Курс «Наглядная геометрия» представляет собой дополнение к учебникам математики для 1 – 4-х классов (автор проф. Н.Б. Истомина), в которых реализована концепция целенаправленного развития мышления всех учащихся в процессе усвоения программного содержания.

Термином «пространственное мышление» обозначается довольно сложное явление, включающее как логические операции, так и непосредственное отражение действительности органами чувств, без которого мыслительный процесс в форме образов протекать не может. По мнению доктора психологических наук, профессора И.С. Якиманской, пространственное мышление формируется в результате общего психического развития ребёнка, его взаимодействия с окружающим миром, а также под влиянием обучения, в ходе которого ученик познаёт пространственные свойства и пространственные отношения объектов в их взаимосвязи и взаимозависимостях. К пространственным характеристикам объекта относятся форма, размер, расположение на плоскости и в пространстве относительно данной точки отсчёта. Ориентируясь в пространстве, человек определяет объект как совокупность определенных точек, линий, поверхностей. Системой отсчёта, изначально доступной ребенку, является «схема своего тела». Иными словами, приступая к определению положения в пространстве данного объекта (чего-нибудь или кого-нибудь), ребёнок исходит из своего реального места в пространстве, принимая себя за точку отсчета. Фиксирование точки отсчета (или ориентировка по «схеме своего тела») для восприятия пространства является основной особенностью младшего школьника. Для общего понимания пространства и развития пространственного мышления необходимо создать ребенку дидактические условия, соответствующие его возрасту. Решая задачу развития пространственного мышления учащихся, авторы Тетрадей «Наглядная геометрия» ориентировались на общекультурные цели обучения геометрии и стремились развить у учащихся интуицию, образное (пространственное) и логическое мышление, сформировать у них конструктивно-геометрические умения и навыки, а также способность читать графическую информацию и комментировать её на языке, доступном младшим школьникам.

Формы проведения занятий:

  • практическиезанятия;
  • самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе в тетради «Нагляднаягеометрия».

Основные методы и технологии:

  • технология разноуровневогообучения;
  •  развивающееобучение;
  •  технология обучения всотрудничестве;
  •  коммуникативнаятехнология.

Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника.

Предполагаемые результаты:

Занятия в  кружке должны помочь учащимся:

  • усвоить основные базовые знания по геометрии, её ключевые понятия;
  • помочь учащимся овладеть способами исследовательской деятельности;
  • формировать творческоемышление;
  • способствовать успешному выступлению на олимпиадах, играх, конкурсах.

 

Планируемые результаты освоениякурса «Наглядная геометрия».

  •  К концу 1 класса учащиеся должны знать термины: точка, прямая, отрезок, угол, ломаная, треугольник, прямоугольник, квадрат, длина, луч, четырехугольник, диагональ, сантиметр, а также название и назначение инструментов и приспособлений (линейка,треугольник).
  • Иметь представление и узнавать в фигурах и предметах окружающей среды простейшие геометрические фигуры: отрезок, угол, ломаную линию, прямоугольник, квадрат,треугольник.
  • Учащиеся должны уметь: измерить длину отрезка, определить, какой угол на глаз, различать фигуры, строить различные фигуры по заданию учителя.
  • К концу 2 класса учащиеся должны владеть терминами, изученными в первом классе. Также усвоить новые понятия такие как параллельные и пересекающиеся прямые. Различать виды треугольников, четырёхугольников.
  • Уметь обозначать латинскими буквами точки, отрезки, лучи, вершины углов.
  •  К концу 3 класса учащиеся должны владеть терминами, изученными в втором классе. Также учащиеся должны усвоить новые понятия такие как периметр, круг, окружность, овал, многоугольник, циркуль, транспортир, «центр», «радиус»,«диаметр».
  • Иметь представление и узнавать в окружающих предметах фигуры, которые изучают в этомкурсе.
  • Учащиеся должны уметь с помощью циркуля построить окружность, а также начертить радиус, провести диаметр, делить отрезок на несколько равных частей с помощью циркуля, делить угол пополам с помощью циркуля, знать и применять формулы периметра различных фигур, строить углы заданной величины с помощью транспортира и измерять данные, находить сумму углов треугольника, делить круг на (2, 4, 8), (3, 6, 12) равных частей с помощьюциркуля.
  • К концу 4 класса учащиеся должны владеть терминами: высота, медиана, биссектриса, основание, прямоугольный треугольник, катет, гипотенуза, параллелограмм, ромб, трапеция, куб, пирамида, параллелепипед, палетка, площадь, цилиндр. Учащиеся должныуметь: строить высоту, медиану, биссектрису треугольника, различные виды треугольников, параллелограмм, трапецию, а также проводить диагонали.
  • Строить ромб, находить центр. Иметь различие в периметре и площади, находить площадь с помощью палетки иформул.
  • Различать и находить сходство: (квадрат, куб, строить куб), (треугольник, параллелепипед, строить параллелепипед),(круг, прямоугольник и цилиндр, строитьцилиндр).
  • развитие любознательности, сообразительности привыполнении;
  • разнообразных заданий проблемного и эвристическогохарактера;
  • развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности,умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любогочеловека;
  • воспитание чувства справедливости,ответственности;
  • развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
  • Ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх»,«вниз».
  • Ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки 1→ 1↓ и др., указывающие направлениедвижения.
  • Проводить линии по заданному маршруту(алгоритму).
  • Выделять фигуру заданной формы на сложномчертеже.
  • Анализировать расположение деталей (танов, треугольников, уголков, спичек) в исходнойконструкции.
  • Составлять фигуры из частей. Определять место заданной детали в конструкции.
  • Выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуромконструкции.
  • Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результатс заданнымусловием.
  • Объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действияпри заданномусловии.
  • Анализировать предложенные возможные варианты верногорешения.
  • Моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и изразвёрток.
  • Осуществлять развернутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную конструкцию собразцом.
  • Пространственные представления. Понятия «влево»,«вправо», «вверх», «вниз». Маршрут передвижения. Точка начала движения; число, стрелка 11,  указывающие направление движения.

 Личностными результаты

 Метапредметные результаты

 Предметные результаты

Проведение линии по заданному маршруту (алгоритму): путешествие точки (на листе в клетку). Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание.

  • Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия.Фигуры, имеющие одну и несколько осейсимметрии.
  • Расположение деталей фигуры в исходной конструкции(треугольники, таны, уголки, спички). Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции.
  • Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным контуром конструкции. Поиск нескольких возможных вариантов решения. Составление и зарисовка фигур по собственномузамыслу.
  • Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площадичасти.
  • Поиск заданных фигур в фигурах сложнойконфигурации.
  • Решение задач, формирующих геометрическуюнаблюдательность.
  • Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте.Составление (вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственномузамыслу).
  • Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Моделирование из проволоки. Создание объёмных фигур изразверток: цилиндр, призма шестиугольная, призма треугольная, куб, конус, четырёхугольная пирамида, октаэдр, параллелепипед, усеченный конус, усеченная пирамида, пятиугольная пирамида,икосаэдр.
  • Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретногозадания.
  • Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.
  • Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовымиголоволомками.
  • Анализировать правила игры. Действовать в соответствии с заданнымиправилами.
  • Включаться в групповую работу. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументироватьего.
  • Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробномдействии.
  • Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения,
  • использовать критерии для обоснования своегосуждения.
  • Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результатс заданнымусловием.
  • Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.

Универсальные учебные действия

 

Календарно-тематическое планирование

(33 ч. – 1 час в неделю)

Тема

Цель занятия

Задания

1

 

 

 

2

Пространственные отношения

«справа — слева», «между».

Уточнить представления обучающихся о пространственных отношениях «справа — слева», «между».

1—3

3

Ориентирование по «схеме тела»

Учить младших школьников ориентировать- ся по «схеме тела» и относительно произ- вольной точки отсчёта.

4—7

4-5

Ориентирование по «схеме тела» и относительно произвольной точки отсчёта.

Продолжить формировать у обучающихся умение ориентироваться по «схеме тела» и относительно произвольной точкиотсчёта.

8—17

6-7

Пространственные отношения

«за — перед», «над — под»,

«ближе — дальше»

Продолжить формировать у учащихся пред- ставления об отношениях «слева —справа»; уточнить их представления оботношениях

«за — перед», «над — под», «ближе — даль- ше» и об изображении видимых и невидимых частей фигур на рисунке.

18—20;

26—28

8-9

Квадрат, прямоугольник, треугольник.

Уточнить представления детей о квадрате, прямоугольнике, треугольнике. Обучать конструированию этих фигур из палочек. Продолжить формировать представления об изображении видимых и невидимых частей фигур на рисунке.

21—25;

29, 30

10-

11

Закрепление пройденного материала по теме «Взаимное расположение предметов»

Проверить усвоение учащимися отношений

«слева – справа», «на – под», «между», их представления о круге, квадрате, треуголь- нике, умение выделять на рисунке предметы одинаковой и разной формы.

31—37

12

Ориентирование на плоскости и в пространстве

Проверить умение детей ориентироваться на плоскости и в пространстве, распознавать предметы одинаковой и различной формы .

38—41

13

Целое и части. Конструирование прямоугольника из двух фигур

Проверить представления детей о форме, размере. Формировать умение конструиро- вать прямоугольник из двух фигур.

42, 45,

48

14

Конструирование геометрической фигуры из ее частей

Продолжить работу, направленную на при- обретение учащимися опыта конструирова- ния геометрической фигуры из её частей.

43, 47

15

Конструирование треугольника из двух данных фигур

Формировать у обучающихся умение конструировать треугольники из двух дан- ных фигур.

44, 52

16-

17

Конструирование прямоугольника из данных фигур

Обучать конструированию прямоугольника из данных фигур.

46, 49,

50, 51,

53

18-

19

Составление фигуры (целого) из других фигур (ее частей)

Проверить умения учащихся конструировать фигуру из палочек и составлять фигуру (це- лое) из других фигур (её частей).

54—56

20

Поверхности. Линии. Точки. Плоские и кривые поверхности

Формировать у обучающихся представления о плоской и кривой поверхностях.

57—61

21

Плоские и кривые поверхности

Продолжить формирование представлений о

62—65

 

Тема

Цель занятия

Задания

 

 

плоской и кривой поверхностях и умение распознавать их на изображениях геометрических тел.

 

22-

23

Замкнутая, незамкнутая, ломаная линии. Взаимное положение плоских поверхностей в пространстве

Уточнить понятия «незамкнутая линия»,

«замкнутая линия», «ломаная линия»; рас- ширить представления обучающихся о поверхностях; учить их определять взаимное положение плоских поверхностей в про- странстве.

66—73

24-

25

Невидимые линии. Плоские и кривые поверхности

Познакомить детей с изображением на ри- сунке невидимых линий; продолжить фор- мировать умение распознавать плоские и кривые поверхности.

74—82

26-

27

Область, граница области.

Познакомить школьников с понятиями «об- ласть», «граница области». Учить проводить линии внутри области при определённых условиях.

83—86

28-

29

Деление области на части с помощью линий

Учить выполнять деление области на части с помощью линий.

91-94

29-

30

Область с «дыркой»

Формировать представление об области с

«дыркой»

95-96

31

Закрепление пройденного материала по теме

«Поверхности. Линии. Точки.

Проверить усвоение учащимися понятий

«незамкнутая линия», «замкнутая линия»,

«ломаная линия»; «область», «граница области».

 

32

Повторение. Составление фигуры (целого) из других фигур (ее частей).

Повторить умения учащихся конструировать фигуру из палочек и составлять фигуру (це- лое) из других фигур (её частей).

 

33

Самостоятельная работа

Проверить умения учащихся по изученным темам курса «Наглядная геометрия»

 

 

    Добавить комментарий
    Необходимо согласие на обработку персональных данных
    Повторная отправка формы через: